Таинство взаимопонимания

               

                Единственная настоящая роскошь —
                это роскошь человеческого общения.
                А. де Сент Экзюпери.

               
                Там, где встречаются двое, там на самом деле               
                встречаются шестеро: каким каждый себя               
                представляет, каким его видит другой и какой
                он на самом деле.
               
                Уильям Джеймс.
 
      Словари говорят, что взаимопонимание характеризует и тип отношений, и качество общения между людьми, предполагающее взаимное понимание, согласие, до полного единодушия.  Поиск взаимопонимания для познания – это всегда путешествие в неизведанный удивительный мир сюрпризов, огорчений и радостей.

      Взлет взаимопонимания и гармония отношений всегда взаимосвязаны: нет хороших отношений – нет мира и понимания. Живой опыт жизни свидетельствует, что отсутствие и особенно потеря взаимопонимания вызывает ощущение внутренней пустоты и неприятное чувство смыслоутраты.

      «Гармония взаимоотношений, волшебство взаимопонимания”, - говорит Р. Роллан, - возникает, когда понимающий вас как бы создает вас, проникая в ваш мир, заменяя свое представление мира вашим, и дарит вам чувство, что вы понимаете его. Эта человеческая способность лежит в основе успешной коммуникации».

      Все наши знания внешнего и внутреннего мира переживаний мы так или иначе воспринимаем через призму наших отношений с другими людьми. Без взаимоотношений с другими людьми человек не может ни осознавать, ни познавать себя, ни чувствовать себя счастливым или несчастным.

      Негативные отношения человека с внешним миром есть результат внутренней дисгармонии. Он несчастен в своих отношениях к жизни и людям, когда не находит удовлетворения своим требованиям, не видит соответствия своим критериям, меркам и представлениям о том, что хорошо или плохо, что правильно или нет. Человек страдает не от людей и ситуаций, а от своих неверных представлений о том, какими они должны быть.

      Наше восприятие окружающей действительности зависит от нашего состояния и личных представлений о людях и отношениях между ними. Эти представления постоянно обновляются, уточняются в реальном взаимодействии с внешним миром.  Дефицит реального контакта с действительностью приводит к искажению наших представлений, подменой реальности нашими домыслами. Человек приписывает наблюдаемому миру отношений качества, присущие ему самому, его прошлому опыту. Мы склонны проецировать себя, переносить свои личные качества на окружающих, но мир значительно разнообразнее наших о нем представлений.
 
      В одиночку нельзя достичь мира с миром и с самим собой. Без общения нельзя понять себя, как и понять других, не имея представления о себе. Ключом к поиску оказывается сложный процесс достижения трудноуловимого взаимопонимания между людьми. Взаимопонимание как путь к благополучию – это сложный процесс осознания взаимозависимых представлений о себе и других, своего внутреннего и внешнего мира.

      Удивительно, что люди вообще как-то понимают друг друга. Причин взаимонепониманимания много, но при возникновении проблем в общении не будем винить других, прежде разберемся в самом себе. Все мы знаем горечь неприятных чувств, испытуемых в связи с тем, что нас не понимают. В чем же проблема, почему это происходит?

      Все мы разные со своими достоинствами и недостатками, взглядами, подходами, интересами, настроениями, живем в разных мирах, каждый в своём. Непонимание менее удивительно, чем понимание. («Дураков меньше, чем думают. Люди просто не понимают друг друга»). Чтобы проникнуть в чужой мир, мы вынуждены строить образ своего собеседника. С этим образом и общаемся, хотя человек может не соответствовать нашему о нем представлению.

      Когда мы создаем образ человека для общения (включая самого себя?), он оказывается не таким, как его оригинал, но близким ему образом, который мы смогли бы любить как самого себя. Трудно предположить, что в социуме могут жить люди без образа себя. Наши образы общения есть своего рода защита от внешнего.

      Успех общения, прежде всего, зависит от намерения собеседников. Конечно, шансы взаимопонимания растут, если никто никого не хочет обмануть, самолюбие сидит на цепи и собеседники не желают возвысить себя, унижая другого.  Но для обретения радости общения этого явно недостаточно, необходимо еще сознательное достойное доверительное и добросовестное участие обоих. («Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью». Марк Цицерон).

      Участие в общении без личной веры в достоинство собеседника не только не приносит плодов, но может привести к осуждению себя и непониманию собеседника. Чтобы общение послужило нам не в осуждение, а во благо необходимы искренность и добрая воля, доброжелательные отношения.

      Мы постоянно играем друг для друга роли, иногда экспромтом, желая соответствовать ожиданиям собеседника, но чаще – автоматом (по привычке). Для каждого человека у нас есть своя роль. Потому самое верное впечатление – первое, пока мы еще не знакомы. Оно возникает до того, как мы станем играть друг для друга свои роли.
 
      Успех общения требует, чтобы сначала мы услышали и поняли другого, а потом уж стали понятыми. Прежде, чем судить человека, надо его понять. Партнёр все время должен чувствовать наш к нему искренний доброжелательный интерес. Это кратчайшая дорога к пониманию. Очень плохой способ представления своей точки зрения – это навязывание ее в
связи со своими личными проблемами, ожиданиями, выгодой. Умение открывать себя – это часть великого искусства жить.
 
      Самый простой способ достижения взаимопонимания – стать на сторону своего партнера и смотреть на проблему (ситуацию, отношения) с его точки зрения. Тогда исчезает осуждение, что непременно приводит к легкости общения, к искренности, которая «открывает» партнеров в восприятии слов, чувств, мнений друг друга.
 
      В поиске взаимопонимания люди создают некое условное поле (настрой) для процесса согласования разных картин мира. Настроенность людей на сочувственное отношение друг к другу, признание интересов друг друга и взаимное уважение. Искренность появляется, когда устанавливается доверие. Мы перестаем играть роли друг для друга, начинаем ощущать духовное равенство в общении, приносящее новые силы и новые смыслы. Наступает понимание и взаимопонимание.

      В общении всегда приятно предчувствовать согласованность чувств, оценок, мнений. Когда мы еще не понимаем, но интуитивно принимаем точку зрения партнера, это уже взаимопонимание, пусть и не полное. Взаимопонимание возможно и при разногласии сторон относительно принятия тех или иных действий (решений).
 
      Вот как видит наши взаимоотношения Дж. Кришнамурти в «Свободе от
 неизвестного».  «Во всех наших отношениях каждый из нас создает образ другого, представление о другом, и отношения существуют не между людьми, а между этими двумя представлениями. У жены есть представление о муже, быть может, она этого и не осознает, но оно имеется, а у мужа есть представление о жене. У человека есть представление о себе самом, о стране, и мы непрерывно усиливаем эти представления, все время что-то к ним добавляя. Именно между этими представлениями и существуют фактические отношения.  Мы живем в идеях, теориях, символах, представлениях, созданных нами о себе и о других и вовсе не являющихся реальностью. Все наши отношения, по сути своей, основаны на этих формирующих образах. В конечном счете жизнь - это движение в отношениях, вне жизни они вообще не существуют».

      Понимание приходит на разных уровнях общения. Желание понять сменяется радостью взаимного обмена энергиями, чувствами, мыслями, радостью соучастия в творчестве. Во взаимопонимании проявляются все фундаментальные свойства духовности человека: свобода, понимание, вера и совесть.
 
      Фактически мы живем в своем мире представлений и мыслей. Мы осознаем лишь целостные представления (образы) нашего восприятия, а не их причины. Любое представление неразрывно связано с его носителем, «виновником» возникновения этого представления. Оно уникально и существует только во внутреннем мире субъекта пока он жив.

      Мысль не предполагает конкретного носителя. Одна и та же мысль может быть предметом мышления любой индивидуальности. Но осознанная мысль (ее смысл) может изменить представление мыслящего о мире и себе. Переведенная в область волеизъявления, она становится заметной и во внешнем мире. Свойства этих двух главных элементов механизма понимания обеспечивают единство индивидуального и общественного сознания.

     Природа сознания такова, что наше "индивидуальное понимание" - есть понимание не только личного опыта, но и – части опыта других, иначе мы не могли бы ориентироваться в чужих интересах и ситуациях. Ведь в других мы понимаем только то, что понимаем в себе. Трудно сказать, что в общении сложнее: передавать (скрывать) свои переживания, смыслы или понять чужие намерения, слова и жесты.
 
     В процессе понимания самого себя познающий субъект и познаваемый объект сливаются в нашем сознании в единое целое, порождая переживаемый смысл. Субъект и объект – как бы, одно и то же в том смысле, что являются элементами одного опыта. Понимание чужого опыта (в искусстве взаимопонимания) сложнее понимания себя, потому что оно требует сознательного согласования одного опыта понимания с другим. Понимание и взаимопонимание – разные процессы в том смысле, что один всегда внутренний, а другой – внешний (опосредованный).
 
      Каждый человек находится в плену своей культуры. Сравнение своего опыта с другим как частью общественного опыта позволяет глубже понять традицию (подлинное в традиции) и прояснить свой критерий (способность) узнавания подлинного.

      Все исследователи считают, что критерием истины является только опыт. Но метафизики имеют в виду внутренний опыт (непосредственное знание), а физики (все науки) – внешний, эмпирический опыт (опосредованное знание). Оба направления в познании заслуживают уважение, пока их методологии используются честно по назначению. «Художник» предпочитает свой внутренний камертон и доверяет измерительному прибору, коим является он сам, больше, чем условной «линейке» и логике рационалиста.
   
      Как искатель истины обретает понимание, так ищущие справедливость обнаруживают взаимопонимание. Этот величайший дар обеспечивает духовное единство людей. Взаимопонимание вносит гармонию во взаимоотношения, внушает нам чувство поддержки для самореализации в обществе, дает ощущение своей значимости и полноты жизни, приносит радость и счастье человеку.

Старый Григ. Киев.2020.


Рецензии