Корабль к бою и походу приготовить
«Нептуновы угодники, без мачт, без рей,
Подводники, подводники, гроза морей !»
Капитан 1 ранга М. Кабаков
Накануне Первой мировой войны Ревель с крепостью Императора Петра Великого стал важной военно – морской твердыней у Балтийского моря. Через него, Паркалауд и Свеаборг станет проходить балтийская линия обороны, а в ревельском порту базируется Крейсерский отряд Дивизии подводных лодок Балтийского моря с целью пресечения набегов немецких кораблей и субмарин.
Осенью 1914 года из Петрограда на ревельский судоремонтный завод были доставлены для доработки три подводные лодки, среди которых подводная лодка «Волк» (типа «Барс»). По рекомендации главного конструктора подводных кораблей И. Г. Бубнова сюда же пребывает инженер Б. М. Малинин с целью завершения постройки пл «Волк».
Уже через год лодка, спущенная на воду в Адмиралтейском бассейне завода проходит испытания и вступает в строй в апреле 1916 года.
Первым командиром пл «Волк» назначается опытный моряк – подводник, старший лейтенант Иван Владимирович Мессер, до этого служивший на нескольких подводных лодках. Старшим офицером к нему направляется Александр Николаевич Бахтин. Оба офицера уже не новички, закончили Учебный отряд подводного плавания, совершили ряд боевых выходов, молоды, энергичны, полны решимости сразиться с врагом.
После осмотра новой лодки офицеры не скрывают своей озабоченности:
«Теперь, Александр Николаевич, вы, наверное, понимаете всю важность стоящей перед нами задачи, как подбор хорошего экипажа, Сделать это будет нелегко. У многих матросов и офицеров совсем нет представления о службе на подводных лодках.
Придётся терпеливо учить их, вырабатывая навыки тактики маневрирования, атак и разведки. Да и документации никакой, кроме инструкции позиционной службы.
Что касается вас: я полностью уверен: и команду сплотить сумеете, и обеспечить полный порядок на лодке. Вы, насколько я знаю, просто мечтали стать подводником?» - обратился И. Мессер к А. Бахтину.
«Спасибо за доверие, командир. Это всё мой двоюродный дядя – Николай Николаевич Ильинский, подводник, привил мне любовь к подплаву.
Думаю, справимся, экипаж надёжный подберём», - уверенно ответил старший офицер.
Не прошло и месяца после вступления в строй пл «Волк», как она вышла в свой первый боевой поход, в район Норчёпингской бухты, расположенной на юго – восток от Швеции. Обычно подводные лодки уходили в море на 10 – 14 суток.
Поход оказался на редкость удачным: сначала выследили и потопили немецкий транспорт «Гера», груженный шведской рудой, торпедировали пароход «Калга», затем другой – «Бьянка». Общий тоннаж уничтоженный судов составил свыше 14 тысяч тонн.
За время командования пл «Волк» с 30 октября 1915 года по 1 декабря 1917 г. И. Мессер совершил на ней девять боевых выходов, став самым результативным подводником Балтийского флота по количеству потопленных кораблей врага. После ухода И. Мессера командование лодкой принял старший лейтенант А. Бахтин.
В Центральном Военно – морском музее им. Императора Петра Великого находится картина «Потопление пл «Волк» германского транспорта 4 мая 1916 года». Выполнил её известный художник Юрий Михайлович Непринцев в 1949 году в память о замечательных подводниках, которые своей отчаянной храбростью и с риском для жизни вырабатывали опыт ведения подводной войны для славного будущего Российского подводного флота.
10 февраля 2020 года Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №220021001623
Только на флоте команда звучит "Корабль к бою и походу приготовить". Когда-то была "...изготовить".
С уважением,
Вячеслав Абрамов 11.02.2020 21:16 Заявить о нарушении
Вячеслав Прытков 11.02.2020 22:10 Заявить о нарушении