Коммунизм - что же это на самом деле?

Если подлинный социализм, как говорилось в предыдущем посте, немыслим без прямого и легко реализуемого права на трудовую собственность, то коммунизм, помимо этого, должен включать систему регулирования, которая предотвращает излишнюю, деструктивную конкуренцию между трудовыми собственниками. По сути, координируемый социализм, в котором в наибольшей степени реализовывался бы принцип «от каждого по способностям – каждому по потребностям» и является коммунизмом. В современном мире данный конструкт реализуется намного проще за счет использования современных средств цифровой коммуникации, компьютерного анализа и моделирования, в результате которых можно значительно гибче осуществлять то самое координирование работы всех субъектов хозяйствования.
Означает ли коммунизм отказ от рыночных отношений? Нет, ибо подобный отказ все равно, как показал опыт исторического эксперимента под названием СССР, заканчивается созданием теневого рынка, в который втягивается все больше и больше активных ресурсов. Рынок, несмотря на все его несовершенство, прочно вшит в систему человеческих отношений на глубинном культурно-психологическом уровне.Однако рынок можно и нужно регулировать.
Одной из опасностей отката от социализма назад, к капитализму, является то, что трудовая собственность (либо, что чаще – собственность нетрудовая, но замаскированная под трудовую) утрачивает свою естественную привязку к деятельности человека и превращается в самостоятельно существующий фактор, который уже начинает присваивать результаты труда других людей. Естественно, что должны существовать действующие механизмы(причем, в виде государственных институтов), которые бы препятствовали подобному развитию событий.Именно это и является основным внутренним заданием социалистического государства точно так, как заданием государства буржуазного является защита частной собственности.
Принцип "диктатуры пролетариата", продвигаемый коммунистическими лидерами прошлого внутренне крайне спорен, ибо пока существует пролетариат, как класс, существует и его классовый антагонист - буржуазия. И то, что эта буржуазия представлена государством (то есть - государственными бюрократами, государственной номенклатурой) сути дела не меняет. Все равно наступает тот момент, когда собственник-управляющий в лице госноменклатуры предаст государство во имя того, чтобы стать собственником полноценным.
Путь настоящего коммунистического строительства должно начинать не с ликвидации буржуазии, как класса, а с ликвидации пролетариата (естественно, в социальном, а не физическом смысле). Точно так, как с рабовладением можно справится лишь тогда, когда не станет рабов. Если рабы просто тем или иным выборным путем выбирают себе рабовладельца, то, возможно (хотя и не факт), это несколько улучшит их участь, но на самом институте рабства, как такового, скажется слабо.


Рецензии