Начала работать в 50 лет. В цирке

До этого все откладывала. То детей растила, то внуков. А тут вдруг осталась не у дел. Еще вполне себе бодра, что дома сидеть? Цирк любила с детства. Кроме того, это было фактически продолжением династии, только не по стопам родителей, а вслед за дочерью, зятем, внучкой и сватами… Так Зоя Николаевна Денисова  пришла на Цветной бульвар. Вначале билетером, через год заменила приболевшего костюмера… И проработала в этой должности более 30 лет. Интервью, которое я вам сегодня предлагаю, состоялось в 1999 году.
- Когда старый цирк закрывался на реконструкцию, я думала, что больше на работу не выйду. Но потом позвонил Юрочка и стал упрашивать, чтобы я вернулась. Я согласилась. Мне дали комнату, мебель от самого Саламонского, который построил цирк 118 лет назад. Так что, мой столик, например, старше меня.
- «Юрочка» - это Никулин?
- Да. Мы никогда не называли друг друга по имени-отчеству. Когда его поставили на пост директора, я попробовала обратиться  к нему: «Юрий Владимирович». А он возмутилс: «Что? Я был для тебя Юрочкой. Юрочкой и остался!»
- Разумеется, Юрий Владимирович был вашим любимым клоуном?
- Из всех клоунов, которых я знала, на первое место можно было бы поставить Енгибарова, на второе – Никулина, потом – Карандаша. И это не только мое личное мнение. Когда Енгибаров заканчивал выступление, публика не уходила из зала. Я считала, по восемнадцать раз его вызывали на бис. Этот рекорд ни Карандаш, ни Никулин побить так и не смогли. Но как человека, как руководителя, как коллегу, конечно же, я больше всего ценила Юрия Владимировича. Бывало он зайдет ко мне в кабинет: «Зоечка, ты забыла меня погладить». Я пугаюсь, бросаюсь к утюгу… А он: «Ничего ты не поняла: не рубашку нужно погладить, а меня, по головке, иначе я не смогу выступить!» Я была одной из немногих сотрудников цирка, которые могли зайти к нему в кабинет, обнять, поцеловать в щечку. Он всегда спрашивал, когда я принесу пирожки…
Пирожки Зои Николаевны любили все сотрудники цирка. Это повелось еще с тех времен, когда к праздникам в холле между гримерными накрывался огромный стол, каждый приносил, что мог. От З.Н. Денисовой – неизменное ведро домашних пирожков, с яйцами и с капустой. С тех пор многое изменилось. Праздников в цирке теперь отмечают немного. Но Зоя Николаевна приносит пирожки просто так, чтобы угостить коллег.
Она собрала программки всех представлений, которые были в цирке за годы ее работы. Стены ее кабинета от пола до потолка увешаны фотографиями артистов, с которыми она работала.
- К сожалению более половины этих людей уже нет в живых. В цирке редко уходят на пенсию. Здесь обычно работают до последнего…
При мне сменилось несколько поколений известных династий: Запашные, Филатовы, Дуровы, Корниловы… Иной раз забежит малыш в кабинет, смотрит на фотографии на стенах: «Ой! А вот мой дедушка!» Представляете, уже не папа, а дедушка, а то и прадедушка.

Тридцатилетие работы Зинаиды Николаевны в цирке отметили с небывалой пышностью. Приглашенными из ресторана поварами был накрыт стол, во время вечернего представления Ю.В. Никулин вывел виновницу торжества на арену и сказал: «С этой блондинкой я познакомился 30 лет назад…» А седую «блондинку» просто трясло от страха. Это был всего второй в жизни выход на эту арену. Почти полвека назад, когда до замужества она танцевала в ансамбле, довелось выступить и в цирке на Цветном. Но тогда девушка даже не могла мечтать о подобном чествовании.
- Сколько костюмов прошло за это время через ваши руки?
- Думаю, если бы все свалить в одну кучу… Даже трудно представить! Есть костюмы, которые у меня хранятся лет по двадцать. В одну неделю у меня порой менялось 150 рубашек. А их ведь нужно погладить, заштопать…  Бывало, после получения из прачечной, по четыре-пять часов зашивала, не поднимая головы. Художник Алешичев даже нарисовал карикатуру: ко мне спиной стоит укротитель тигров Шевченко, а я ему на заднюю часть брюк пришиваю огромную заплату. Иногда и домой стирать вещи носила. Здесь ведь цирк, травмы случаются, а запачканную кровью рубашку ни химчистка, ни прачечная хорошо не отстирают.
- Вам часто приходилось быть свидетелем подобных трагедий?
- Не очень, но бывало. Помню, как-то под воздушными гимнастами Аминовыми, мужем и женой, рухнула поднимающая их в воздух аппаратура. Картина была ужасающая: на красном ковровом покрытии лежали двое артистов в белых костюмах. Униформисты быстро унесли гимнастов за кулисы. Но, к счастью, обошлось без жертв. А еще был почти анекдотичный случай: дрессировщик выступал с удавом на арене, когда последний вдруг заглотил руку своего воспитателя. Представьте себе: одни рабочие тянут удава за хвост, другие пытаются оттащить дрессировщика и извлечь его руку из горла пресмыкающегося.
- В цирке костюмы не только у людей бывают. Кто бережнее носит одежду, наши с вами собратья или животные?
- Животные предпочитают рвать одежду не на себе, а на дрессировщиках. Так что с костюмами людей хлопот гораздо больше.
- Есть и уникальные костюмы?
- До недавнего времени висел клоунский костюм Никулина. С потайным карманом. Однажды, уж и не помню по какому поводу, он извлек из этого кармана цветы и подарил мне. Но теперь этот костюм в цирковом музее.


Рецензии