Первые подружки. ира большая и ира маленькая

Переехали на Гражданский проспект в дом 15, корпус 3. Рядом стояли такие же пятиэтажки - 2-й и 4-й корпуса. Первого корпуса в 1963 еще не было, вокруг дома  была голая земля со строительным мусором, ни кустов, ни деревьев. За домами на другой стороне проспекта перед Политехническим институтом стояли деревянные дома, росла сирень. Жители новых домов сразу начали украшать территорию - сажали березы, тополя, все, что можно было принести из Пискаревского лесопарка. Мама посадила кустик сирени под окном. Я в этих делах не участвовала, тогда мне было семь лет.
Помню первый выход во двор. Вышла и растерялась - все чужое, никого не знаю, кругом засохшая глина и пыль. Что тут делать?...
Из соседнего подъезда тоже вышла девочка с бабушкой. Постояли в растерянности и подошли ко мне. Познакомились.  Девочку звали Ира, ей было 6 лет. Сразу стало веселее,  стали придумывать, чем  заняться. Так появилась первая подружка. С Ирой мы отыскивали в земле разные ценности - кусочки от чашек с рисунками, цветные стеклышки, красивые камешки. Рыли ямки, красиво раскладывали сокровища, добавляли травки и сверху закрывали куском оконного стекла. Этого добра валялось много. Засыпали землей, оставив маленькое окошечко. Это был СЕКРЕТИК и ТАЙНА, только мы вдвоем знали о них.  Подготовкой к школе нас не мучили, целыми днями играли и только на обед загоняли по домам и вечером в кровать. Мы рисовали кусками красного и белого силиконового кирпича на дорожке, скакали на скакалках, кто дольше и играли в мячик. А еще рассказывали друг другу шепотом тайно от родных страшные истории про черную руку, белую простыню, попрыгунчиков, темную комнату и сами тряслись от страха.  Позже я прочитала, что этот детский устный эпос существует давно передается  устно из поколения в поколение.
Осенью 1963 года я пошла в школу. Незадолго до этого я познакомилась с Ирой из 2-го корпуса, она была ровесница и мы вместе пошли в школу. Так появилась вторая подружка - Ира большая. Какое-то время мы играли втроем. Но потом встречи стали редкими, школьных забот прибавилось и Ира маленькая  нашла новых подружек, когда через год пошла в школу.
Я помню, что тогда мы с ней спасали друг друга от скуки и одиночества в этом чужом, неуютном дворе. Мы всегда радовались случайным встречам. Не знаю, как сложилась ее судьба, живет ли на Гражданке...
 Спасибо, дорогая Иришка! Я помню тебя!
С Ирой большой нас связывали первые школьные годы. Вместе ходили в школу, вместе гуляли на переменках, обменивались новыми впечатлениями. Мне было с ней интересно, родители у нее были образованные, ее водили на музыку, потом на английский, а я росла сама по себе. Меня больше интересовали животные и природа. Не помню, чтобы  мы ссорились, нам вполне комфортно было вместе. У Иры были проблемы с сетчаткой глаз, она носила очки и даже могла ослепнуть от физической нагрузки. Я ее жалела, помогала тащить портфель, ведь ходить приходилось целую остановку. Моя мама иногда шила Ириной маме платья. А бабушка Вера не одобряла нашей дружбы и все ворчала, что евреи на русских ездят. Я ее не понимала и не видела в нас разницы.  Но потом оказалось, что все не так просто. Ира была из еврейской семьи. Она стала дружить с Леной, которая тоже занималась музыкой и была с ней одной породы. Мы сначала играли втроем, а в один прекрасный день, мне Ира высокомерно заявила, что я не их круга, со мной играть не хотят. Она заявила, что такие, как я, развиваются только до 15 лет и остаются темными на всю жизнь...
Я повернулась и ушла. Обиделась, переживала и не стала с ней общаться. Ира пыталась вернуть дружбу, но я отстранилась и больше ей не доверяла.
Откуда у девчонки было такое превосходство? Значит в семье это обсуждалось, из семьи насаждалось неуважение к русским.
Это их проблемы, не думаю, что с этими "тараканами" им легче живется.
Я продолжаю доверять хорошим людям, не спрашивая происхождение. Никогда я не делю людей по нациям, у меня друзья отовсюду. 
А Ирине большой спасибо за урок. Учусь всю жизнь, чтобы опровергнуть это утверждение. Недавно прослушала лекцию Татьяны Черниговской - доказано, что мозг человека развивается до самой смерти, если давать ему пищу для ума.


Рецензии