Памятники киммерийского времени

9 февраля 2020, 7 часов 33 минуты - Полнолуние.

РигВеда X, 15. К умершим предкам

Автор, по анукрамани, Шанкха, потомок Ямы (Cankha Yamayana). Тема - умершие предки (отцы - pitarah). Размер - триштух, стих 11 - джагати. Стихи этого гимна исполнялись в различных похоронных ритуалах и входят в основном в Книгу мертвых (XXIII) АВ (в иной последовательности). Возможно, как считает Ольденберг, гимн связан с похоронными обрядами риши Васиштхов (см. стих 8), которым принадлежит мандала VII
1a-b…ближние…дальние…средние - аvare…parasah…madhyamah - Эти эпитеты истолковываются неоднозначно. Скорее всего, имеется в виду время их смерти, хотя не исключено, что также их локальная характеристика: расположились ли они на земле, на высшем небе или в воздушном пространстве, - в РВ эти границы выражены неотчетливо
1c Кто…ушел в жизнь духов - asum ye iyur avrkah - Понятие asu в РВ означает, как показал Б. Шлерат - жизнь, существование, индивидуальное существование (после смерти)
3b Потомка - napatam. - Денотат неясен. Одно из предположенией Ольденберга, что это Агни (обычный его эпитет urjo napat - потомок силы
4d…счастье и благо без повреждения - cam yor arapah. - Отношение к отцам было двойственным. Их приглашали на поминальные жертвы, просили о помощи (прежде всего о мужском потомстве), но также их боялись и уговаривали не причинять вреда
6d…подогнув колено - Ритуалом предписывалось подогнуть левое колено
9b...чьи восхваления выразились в песнях stomatastaso arkaih
9d…сидящими вокруг горячего молока - gharmasadbhih - Отцов потчевали в поминальном обряде горячим молоком и Сомой
11a…пришедшиеся Агни по вкусу - agnisvattah - Тело умершего рассматривается как жертва, которую вкушает Агни, кремационный костер
11b…о вы, кого правильно ведут supranitayah. Отцы - пассивные персонажы: их находят (ср. их эпитет suvidatra - легко находимый в стихе 9), правильно ведут, т.е. приводят на место поминального обряда, а затем отсылают обратно. Ср. АВ XVIII,4,63
14c-d…отправляйся…Создай - Обращение к недавно умершему человеку - так понимает Гельднер. Рену, однако, вслед за Ольденбергом считает, что Агни должен принять ту форму тела, с помощью которой он поведет дух умершего на небо

1 Пусть поднимутся ближние, под(нимутся) дальние,
Под(нимутся) средние отцы, достойные Сомы!
Кто, зная закон, ушел беспрепятственно ушел в жизнь духов,
Да помогут нам эти отцы в призывах!

2 Пусть будет сегодня это поклонение отцам,
Которые раньше, которые позже отправились,
Которые осели в земном пространстве
Или которые теперь среди племен с прекрасными жертвенными общинами.

3 Я нашел легконаходимых отцов,
Потомка и (высший) шаг Вишну.
(Те) сидящие на жертвенной соломе, что по своему желанию вкушают
Выжатый напиток, они сюда приходят охотнее всех.

4 О отцы, сидящие на жертвенной соломе, с помощью (придите) к нам!
Эти жертвенные напитки приготовила для вас - наслаждайтесь!
Придите сюда с самой благотворной поддержкой,
А также дайте нам счастье и благо без повреждения!

5 Призваны отцы, достойные Сомы,
Для приятных угощений на жертвенной соломе.
Пусть придут они, пусть послушают здесь!
Пусть заступятся они и поддержат нас!

6 Сев справа, подогнув колено,
Воспойте все эту жертву!
Не навредите нам, о отцы, чем-нибудь,
Если по природе человеческой мы совершили грех!

7 Сидя в лоне красноватых (языков пламени),
Дайте богатство почитающему (вас) смертному!
Сыновьям, о отцы, подарите из этого
Добра! Наделите здесь силой!

8 (Те) наши прежние отцы, достойные сомы,
Васиштхи, что проследовали на питье сомы,
Пусть Яма с ними, радуясь, жаждущий с жаждущими,
Вкушает (наши) жертвенные возлияния, сколько захочет!

9 Кто мучился жаждой среди богов, изнывая,
Знатоки жертвы, чьи восхваления выразились в песнях, -
О Агни, приди с легконаходимыми отцами в наши края,
С истинными кавья, сидящими вокруг горячего молока!

10 (Те) истинные, что едят и пьют жертвенные возлияния,
(Те, что) взяты Индрой (и) богами на одну колесницу (с собой), -
О Агни, приди с тысячей (этих) хвалителей богов,
С дальними прежними отцами, сидящими вокруг горячего молока!

11 О отцы, пришедшиеся Агни по вкусу, идите сюда,
Сядьте каждый на свое место, о вы, кого правильно ведут!
Ешьте жертвенные возлияния, поданные на жертвенной соломе,
А также дайте богатство из здоровых мужей!

12 О Агни-Джатаведас, когда тебя призвали,
Ты увез жертвы, сделав (их) душистыми.
Ты предал (их) отцам. Они вкусили (их) по своему обычаю.
Ешь (и) ты, о бог, предложенные жертвенные возлияния!

13 Какие отцы здесь, и какие не здесь,
Каких мы знаем и каких не узнаем, -
Ты знаешь, сколько их, о Джатаведас.
Наслаждайся по своему обычаю хорошо подготовленной жертвой!

14 Кто, сожженный Агни, кто несожженный Агни,
Посреди неба радуется поминальной жертве, -
С ними (отправляйся) как самовластный повелитель в этот путь уводящий от жизни!
Создай (новое) тело по желанию!

РигВеда. Мандалы V-VIII. перевод Т.Я. Елизаренковой. 1999
https://vk.com/doc168873095_471701930
В лесостепном Подонье в настоящее время достаточно четко очерчивается основной круг памятников позднейшего этапа эпохи бронзы, включая и памятники киммерийского типа. Эту группу составляют прежде всего погребения, а также материалы с некоторых поселений и случайные находки.
Погребений рассматриваемого круга нам известно десять...

Рис. 1. Планы погребений киммерийского времени в лесостепном Подонье. 1 — могильник Чурилово 1, курган 2, погребение 1; 2 — могильник Чурилово 1, курган 4, погребение 2; 3 — Подклетненский могильник, курган 18, погребение 2; 4 — Старотойденская курганная группа, курган 3, погребение 6; 5 — грунтовое погребение 2 на пос. Чижовское 4

Рис. 2. Находки из погребений и с поселений киммерийского времени. 1 — могильник Чурилово 1, курган 2, погребение 1; 2, 7 — могильник Чурилово 1, курган 4, погребение 2; 3—4 — «Частые курганы», курган 21, погребение 1; 5 — Левашовка, курган 1, погребение 4; 6 — Подклетненский могильник, курган 18, погребение 2; 8 — Шиловское поселение; 9 — грунтовое погребение 2 на поселении Чижовское 4
...Среди другого инвентаря из погребений территории лесостепного Подонья также характерным именно для киммерийских древностей является и бронзовый нож с горбатой спинкой (рис. 2, 7). Аналогичные ножи известны из киммерийских погребений в степной части Северного Причерноморья (гробница 5 кургана Высокая могила; погребение 1 кургана 7 у г. Днепрорудного; впускное захоронение в кургане у Камышевахи и др.) 11. Известны подобные находки и в степных районах Нижнего Поволжья (погребение 17 кургана 1 у пос. Мариновки Волгоградской области) 12.
Отдельно следует остановиться на оценке грунтового погребения на территории поселения Чижовское 4. В пользу киммерийской его принадлежности говорит характерная поза погребенного, прежде всего положение правой руки и ног. Та же поза умерших зафиксирована в киммерийских погребениях у х. Верхнеподпольный 13, у с. Мариновки 14 и ряде других. Небезынтересно и то, что обнаруженный в погребении браслет относится к группе Лб 15. Металл этой группы преимущественно был распространен на левобережье Украины. Завадово-Лобойковский очаг, в котором изготавливались изделия из металла этой группы, перестал функционировать с появлением раннескифской культуры 16. Отсюда браслет, как, впрочем, и погребение в целом укладываются в рамки киммерийского времени...
10 См. А.Д. Пряхин. Отчет археологической экспедиции ВГУ и Университеского отряда Воронежской лесостепной экспедиции о работах за 1969г. по обследованию памятников поздней бронзы. — Архив ИА АН СССР, с.97, рис. 98; 107,а
11 См. А.И. Тереножкин. Киммерийцы. Киев, 1976, с.32, рис.6, 7; с.41, рис. 14, 7; с.49, рис. 19, 1
12 См. В.И. Мамонтов. Погребения из курганов у пос. Мариновки Волгоградской области. — В кн.: Культуры бронзового века Восточной Европы. Куйбышев, 1983, с.161, рис. 5,2
13 См. А.И. Тереножкин. Киммерийцы, с.36, рис. 10, 13
14 См. В.И. Мамонтов. Погребения из курганов у пос. Мариновки Волгоградской области, с.156, рис. 1,1
15 Определение Е.Н. Черных
16 См. Е.Н. Черных. Древняя металлообработка на юго-западе СССР. М., 1976, с.195...
Ю.Г. Екимов. Памятники киммерийского времени в лесостепном Подонье. - Археологические памятники эпохи бронзы восточноевропейской лесостепи. Воронеж, 1986. с.124-133. см. 22 ссылки
https://vk.com/doc399489626_535542717

Рис. 6. Вещи из гробницы № 5 в кургане Высокая могила: 1 — кинжал; 2 —точильный брусок; 3 — височное кольцо; 4—6 — обивки от деревянного сосуда; 7—нож; 8 — удила; 9 — сосуд; 10 — фрагмент штукатурки от стен гробницы; 11 — застежка. 1, 1, 8 — бронза; 2, 2 — камень; 3—6 — золото, 9—10 — глина

Рис. 14. Комплексы из курганов на Керченском полуострове и степной полосы Восточной Европы: 1 — план захоронения; 3 — точильный брусок (погребение № 6 кургана № 4 у с. Зеленый Яр); 2 —план захоронения; 4 — боевой молоток (погребение № 1 кургана № 5 у с. Зеленый Яр); 5 — боевой молоток (курган на Днепрострое); 6 — кубок; 7 — нож; 8 — план захоронения (г. Днепрорудный); 9—13 — уздечные принадлежности (хут. Жирноклеевский). 3—5 — камень; 6 —глина; 7 — бронза; 9—13 — кость

Рис. 19. Материалы из курганов Северного Причерноморья: 1 — нож; 2—5 — псалии; 6 — фрагментированные удила; 7 — лунница (Камышеваха); 8 — точильный брусок; 9 — клевец (Камбурлиевка). 1—7 — бронза; 8, 9 — камень

Рис. 10. Комплексы из курганов Степного Подонья и Поволжья: 1 — план погребения; 2 — наконечник стрелы; 3 — застежка; 4 — предмет неопределенного назначения; 5 — обломок ножа (с. Васильевка); 6 — план погребения, 7 — сосуд (с. Бережновка); 8 — точильный брусок (Верхнепогромное); 9 — план погребения; 10 — сосуд (Веселая Долина); 11 — боевой топор; 12 — наконечник стрелы; 13 — план погребения (хут. Верхнеподпольный). 2—4 — кость; 5 — железо; 7, 10 — глина; 8, 11 — камень; 12 — бронза
А.И. Тереножкин. Киммерийцы. Киев. 1976. 224с.
https://vk.com/doc399489626_535434755
Горюнова. Этническая история Волго-Окского междуречья
https://vk.com/doc399489626_535927477


Рецензии