Как сохранять единство

(из конспекта проповеди, аудиофайл лежит на СаундКлауде)

«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:1-3).

Первые стихи четвертой главы послания Ефесянам – это начало практической части в письме апостола Павла. Только что закончилась догматическая часть послания, основной темой которой было восстановление единства всего творения под главенством Христа (Еф.1:9-10).

И практическая часть подхватывает эту тему, начинаясь с призыва сохранять единство. Сначала речь будет идти про единство вообще между всеми верующими, потом о единстве в семье и о единстве между разными социальными группами общества.

Важно отметить, что мы призваны сохранять единство, а не создавать. Создать сколько-нибудь устойчивое единство мы не в силах. Всем казалось, что такое крепкое единство создалось на территории Европы – Европейский Союз, но вот на днях (в полночь с 31 января на 1 февраля по центральноевропейскому времени) из него вышла одна из главных европейских держав, Англия.

Единство, о котором говорит Павел, создано жертвой Христа. Его надо поддерживать, сохранять. Как? В одном переводе третий стих начинается так: «Всеми силами старайтесь хранить единство духа». Т.е. это надо делать всеми силами, изо всех сил. И все-таки, как это делать практически?

Текст дает два ответа на этот вопрос (на самом деле, больше, но я остановлюсь только на двух). Первый ответ звучит в уже прочитанных стихах. Если мы будем смиренномудрыми, кроткими, долготерпеливыми и снисходительными друг ко другу, это будут наши действия по сохранению единства, созданного Христом, купленного ценой Его крови. Т.е. первый ответ – это наши отношения друг с другом на основании любви.

Павел на этом не останавливается, и тема единства продолжается дальше. В 13-м стихе сказано про единство веры. Чтобы способствовать этому единству, Бог наделил нас разными дарами (об этом восьмой стих). И когда мы служим друг другу, мы тоже сохраняем и укрепляем единство, это второй ответ на поставленный вопрос:

«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. … И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:8,11-13).

Внутри единства есть разнообразие. Одни члены Тела Христова отличаются от других. Вспомним, как сильно при основании ветхозаветного народа Божьего отличались друг от друга сыновья Иакова. А как отличались друг от друга апостолы Иисуса Христа. И Божий план не в том, чтобы развести нас по группкам, а в том, чтобы собрать нас в один народ.

И благодаря своему разнообразию мы как раз и можем служить друг другу. У моего брата есть качества и способности, которых нет у меня, а у меня есть качества, которых недостает ему – мы можем помогать друг другу и дополнять друг друга.

Я недавно говорил об этом в другой проповеди и повторю эту мысль еще раз: текст не говорит о служении только части верующих (апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей), но о совершении всех святых. И дары Бог дал не только рукоположенным служителям, но всем Своим детям.

По тексту служение – это все, что созидает Тело Христово. Божий замысел о церкви: чтобы каждый христианин был в положении служащего своему ближнему, и это, повторяю, второй ответ о том, как сохранять единство в церкви.

Суммирую сказанное. Во-первых, единства не будет, если основная масса или часть верующих утратит четыре качества из второго стиха, а именно смиренномудрие, кротость, долготерпение и снисходительность. И во-вторых, единства не видать, если в церкви служит только часть христиан, а остальные на положении господствующих или принимающих служение.

09.02.2020


Рецензии