Лезгинка в Душанбе

Дверь открыла молодая женщина.
- Здравствуйте! Это квартира Саида Тошматова?
Она кивком ответила: - Да.
- А Саид дома?
Тоже кивком: - Нет.

Во время весенних школьных каникул 1972г. душанбинская средняя школа №35 пригласила делегации со всех 35-х школ столиц советских республик. Это была замечательная идея – организовать фестиваль школьников из всех 15 республик СССР, чтобы познакомиться и друг с другом, и с культурами других республик.
Мы с братом учились в ереванской средней школе №35 имени Н.В.Гоголя, и посещали кружок народных танцев. Поэтому выбор пал на нас.
И вот мы с четырьмя учительницами приехали в столицу Таджикистана город «Понедельник»: так с таджикского переводится название Душанбе.
Нас с братом, как и всех остальных ребят, поместили в спортзале школы, где были поставлены кровати. А учительниц разместили в гостинице.
К каждой делегации был прикреплён конкретный класс, ученики которого шефствовали над членами данной делегации.
В первый же вечер нас навестили наши шефы – Алёша, Саша и Саид, которые принесли огромное блюдо узбекского – в данном случае – таджикского, плова, и научили, как правильно его есть. Ведь это целая наука!
Фестиваль был организован на высшем уровне: днём были экскурсии по Душанбе и по окрестностям таджикской столицы. Мы даже посетили уникальное гидротехническое сооружение – строящуюся на реке Вахш Нурекскую ГЭС.
А по вечерам каждая делегация представляла свою республику – песнями, танцами, театрализованными представлениями. Было очень интересно знакомиться с культурами братских республик в исполнении школьников.
Мне почему-то особенно запомнились очень красочные и музыкальные выступления учеников из Кишинёва и Ташкента.
Мы же с братом подготовили несколько армянских танцев, но после обязательной программы нас попросили станцевать лезгинку, которую, как оказалось, очень любили в Душанбе.
И в последующие вечера, когда по программе мы не должны были выступать, нас непременно приглашали на сцену, чтобы мы станцевали лезгинку.
Через 14 лет, когда я поехал в Душанбе уже в качестве радиста сборной Армении по альпинизму, которая на Памире участвовала в чемпионате СССР в скальном классе, я решил навестить своих шефов из местной школы №35. Первым пришёл в квартиру к Саиду.
Молодая женщина, которая только кивком отвечала на мои вопросы, прикрыла дверь, и ушла в комнату. В замешательстве я стоял в подъезде и не знал, что делать: ждать или уйти.
Вдруг она открыла дверь и на чистом русском языке спросила:
- Вы Ашот?
- Да, - удивился я.
- Я узнала вас – вы с братом танцевали лезгинку в нашей школе.
Я удивился ещё больше: тогда нам было 13 лет, сейчас 27. Надо полагать, я несколько изменился, но...
- Пройдите к телефону, – сказала женщина, и полностью открыв дверь, пропустила меня в квартиру.
Продолжая пребывать в состоянии лёгкого шока, я взял трубку:
- Ашотик, здравствуй! – услышал я в трубке радостный женский голос. – Я мама Саида. Сейчас же приезжай ко мне, я расскажу, как встретиться с ним.
Объяснив, как доехать на троллейбусе до рынка «Баракят», женщина положила трубку.
«Странно, мы никогда не встречались с мамой Саида, но она так тепло разговаривала со мной», - думал я.
Выйдя на нужной остановке, я увидел женщину, которая кинулась ко мне, обняла и поцеловала:
- Ашотик, как я рада, что ты приехал, - сказала она. - Женщина, которая открыла тебе дверь - бывшая жена Саида. Она его одноклассница, они развелись, невестка осталась жить у нас, а Саид ушёл из дома.
- Саид много рассказывал о вас с братом, - продолжала она. - Я помню, что вы долго переписывались с ним. Он сейчас директор школы ДОСААФ. Это недалеко отсюда, он ждёт тебя.
Я подхожу к школе ДОСААФ, и меня встречает совершенно седой мужчина – в 27 лет! Я бы не узнал его, ну разве что по глазам – они по-прежнему светились теплотой.
Мы молча обнялись и прошли в его кабинет.
- Я служил в армии в Германии, был танкистом, - рассказал Саид. – Когда началась война в Афганистане, нас посадили в танки, и мы всю ночь куда-то ехали. Когда рассвело, мы были уже в Кабуле.
От всего пережитого там Саид и поседел.
- Поехали к Алёше, - предложил Саид. – По-таджикски его зовут Нусратулло, он преподаёт философию в университете.
У Алёши-Нусратулло меня встретили очень тепло. На дастархане был накрыт стол со всевозможными яствами и фруктами.
Исмат, младший брат Алёши, сказал, что тоже помнит, как мы с братом танцевали лезгинку.


Рецензии
Хороший рассказ. А, всё-так, из песен слов не выкинешь. Я про фразу о Саиде. Об исправленном.
Жаль, что потеряли мы всё это.

Оксана Парзян   02.04.2020 21:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.