Экологическая сказка

I "Беда в общем доме".
Белочка Анфиска занята приготовлением праздничного стола. У неё сегодня день рождения. Мама печёт пирог с белыми грибами, младшие бельчата убежали за букетами, а отец ушёл на заготовку припасов к зиме, ведь на деревьях появились первые жёлтые листочки, а это знак тому, что надо наполнять кладовые к зиме.

- С днём рождения, сестрёнка! С днём рождения, Анфиска! – закричали, незаметно подкравшиеся сестрёнки и братик Петрусь и завали именинницу цветами.

-Зачем же столько цветов загубили. Меня бы порадовали и три цветка, а остальные радовались бы всех ещё много дней. А теперь в нашем общем доме, в лесу, уже не так красиво. В другой раз так не делайте. Пирог удался славу, запах его разносился по всей округе. К пирогу поспел и отец, подарил дочке берестяную новую кружечку полную ягод. И грибов для сушки много принёс, но был какой-то задумчивый.

Утром детей-бельчат разбудили рано и сказали: «Мы всей семьёй идём в поход. Каждый возьмите рюкзачок и положите туда припасы, так как поход будет долгим».
Бельчата прыгали по верхушкам деревьев, ловко управляя хвостиками, напевали свои, только что придуманные песенки:

«Мы танцуем и поём
Всем хватает места
Как красив наш лес – наш дом
Всё здесь интересно».

Самый маленький Петрусь тоже впервые сочинил песенку:
«Ах, какая красота!
Солнце, травка и листва!
Вот какой наш общий дом.
Славно все мы здесь живём».

Совсем скоро бельчата начали уставать, задыхаться и спустились на землю.

-Я ещё вчера почувствовал неладное, - сказал отец бельчатам.

-Сегодня мои опасения подтвердились, за нами гонится пожар, это большой враг нам и нашему дому. Нам надо быстрее добраться до реки, потому что огонь боится только воды.

Беличья семейка, задыхаясь и кашляя, дошли до огорода зайцев. Они жили  не  далеко от реки и поливали морковь и капусту. Взрослые посоветовались, и зайчата тоже быстро наполнили рюкзачки овощами.

Идти было тяжело, хвостики и шёрстка зверьков покрывались сажей, едкий запах не давал дышать. Песенок никто не пел, все понимали, в их дом пришла беда и надо спасаться. Уже было видно, что на противоположном берегу реки было много измученных и малых и больших зверей, которые лежали у воды и старались дышать прохладой от реки. Местные трудяги – бобры ловко переводили зверьков по плотине на другой берег. А огонь торопился, уже был слышен треск падающих деревьев, зверьков накрывал жар от пламени. Было очень страшно. У некоторых тлели шубки, загорались хвосты, но бежать дальше, сил не было ни у кого.

«Хозяин леса кто? Не ты ли, человек?
Ведь мы вам служим целый век.
Зачем же жечь? Зачем палить?
Где наши семьи станут жить» - ревел медведь из последних сил.

Бобры быстро сломали свои плотины, преградив, тем самым путь огню и он пошёл по направлению ветра вдоль берега, обдавая брызгами огня, горящих ветками бедных издыхающих зверьков. Погибали от удушья самые маленькие, погиб Петрусь, и два зайчонка.

Когда пожар ушёл далеко  и израненные звери стали приходить в себя, зализывать раны, искать траву – лекарство, и думать о возвращении домой, то мудрая сова сказала то, о чём думали все: «Дома у нас больше нет!».

Мы просим вас, хозяева земли.
Чтобы наш общий дом вы сберегли
Богата и красива земля наша
Так почему жестока воля ваша?
Лишили дома, лишили жизни
За что нам это? Скажи, Всевышний?
Пролежав ещё двое суток у воды, звери стали расходиться в поисках нового жилья.

II "Чудо-чудное, диво-дивное".

Анфиска со своими родителями и двумя сестричками обустраивались на новом месте, на другом берегу реки. Все звери разбрелись вглубь леса, а беличья семья остановилась неподалёку от реки, надеясь, что когда-нибудь зазеленеет там, откуда им пришлось бежать от пожара и они смогут вернуться на родную землю. Да и Петрусь, их самый младший бельчонок погиб здесь. В память о нём беличья семья не хотели селиться вдали. Осень уже вплотную подступила, берёзы, осины, черёмуха, рябина были уже без листьев, только сосны да кедры украшали таёжный край. Родители целыми днями были заняты поиском подходящего дупла для зимовки семьи, сбором грибов, шишек, орех. Анфиска трудилась вместе с родителями. А младшие белочки оправлялись от ожогов и выходили к речке, которая их спасла, поиграть. Зайчатам приходилась добывать корм, так как огород их сгорел и был далеко. Они обгрызали молодые осинки, ели ещё не совсем засохшую траву и нашли новое дерево, под корнями которого можно будет зимовать.

Однажды в полдень, когда осень подарила зверькам чудный день, похожий на летний, бельчата и зайчата играли возле речки. Они теперь считали её спасительницей и часто бывали подле неё. Анфиска увидела, что зверята были в возбужденном состоянии, кидали камни в реку, громко кричали.
 
- Что вы так озорничаете? – спросила Анфиска малышей.

Вот пчела тонет! Так ей и надо. Помнишь, она меня ужалила в глаз, мне было больно, и я долгое время ничего этим глазом не видел. Сейчас мы её потопим, чтобы больше она никого не кусала. Вредина! – кричали зверята, швыряя в реку палки и камни.

Бедная пчёлка держалась на воде благодаря расправленным крылышкам, которые уже намокли  и погружали её в воду. Анфиска отогнала зверят и протянула пчёлке прутик, поддела её под брюшко и вытащила на берег. Пчёлка не подавала признаков жизни. Тогда Анфиска её положила в берестяную кружечку, что подарил ей отец на день рождение, и поставила на самое солнечное место, чтобы пчелка обсохла, а сама пошла, искать грибы. Вечером вся семья нанизывала собранные за день грибы на ветку, и вешали такие «гирлянды» на деревья для просушки. Когда вся семья расселась по веткам на ночлег, так как у них не было дупла, Анфиска вспомнила про пчёлку и побежала к реке.

В кружке сидела вовсе не пчела с мокрыми крыльями, а красавица пчела во всю кружку в богатом наряде, со сверкающей золотой короной на головке.

- Я царица – пчёлка!
Всему свету я краса!
Ты меня спасла
Подарю тебе добра.

Анфиска не могла отвести глаз от такой красоты, вот так чудо-чудное! Царица - пчела!

- Ты, наверное, голодна? – спросила белочка царицу.

- Да, мне бы капельку сладости и я окрепну.

Утром белочка собрала скромненький букетик цветов, так как их почти уже не было. Но пчёлка отыскала несколько крошечных капелек нектара и окрепла. Анфиска взяла берестяную кружечку с пчёлкой и пошла домой.

Пчёлка ей сказала: «Повторяй за мной. Чудо-чудное появись, диво-дивное сотворись!». Анфиска повторила слова, и какой – то вихрь закружил белочку так сильно, что она чуть не выронила кружечку из рук. Но тут же всё стихло. Анфиска открыла глаза, а перед ней стоит раскидистый дуб, с большим свежим дуплом.
- Вот это тебе дом. Живи в нём со своею семьёй. И про меня не забудь. Моя семья погибла вся на пожаре, только я схоронилась.

 Какой праздник! Какой восторг был и взрослых и маленьких бельчат, когда Анфиска показала им новое жильё. Дупло было просторное с двумя кладовыми комнатками. Белки сразу начали собирать свои наготовленные припасы и загружать их в кладовки. Но припасов оказалось слишком мало для пяти белок, что будут зимовать в дупле.
Когда в очередной раз Анфиска принесла для пчёлки цветок и несколько капель росы на листочке, Царица – пчела опять предложила белочке произнести волшебные слова: «Чудо-чудное появись, диво-дивное сотворись!».  И вмиг кладовые доверху оказались забиты припасами. Анфиска поблагодарила  пчёлку и попросила.

 - А ты не можешь помочь моим друзьям зайчатам. У них нет огорода и овощей на зиму. Пчела ответила: - Ты сама теперь можешь творить, ты знаешь мои волшебные слова. Но помни, они помогают только в добрых делах и добрым зверям, а злым не помогут и зло не творят.

 Зимой в дупле белок родился ещё один бельчонок, которого единогласно назвали Петрусь, в честь погибшего брата.

 Перезимовала Царица – Пчела в дупле у белок в своей берестяной кружке, о которой знала только Анфиска, а по весне, проснувшись, сказала: «Загадывай последнее желание, Анфиска, и отпусти меня на волю. Мне надо трудиться, искать какой-нибудь рой диких пчёл и присоединиться к нему. И Анфиска, недолго думая, произнесла: «Чудо-чудное появись! Диво-дивное сотворись! Хочу, чтобы у Царицы – пчелы появилась семья. Хочу, чтобы наш общий дом стал по-прежнему красив и богат, чтобы никогда не было пожаров».


Рецензии