Письма на Родину

Это выдержки из писем моих земляков.

 Из Братска.

Мои родители отец Надымов Георгий Федорович   (27.0210г.) и мама Надымова Тамара Федоровна (30.04.14 г.) познакомились в Омске,  где оба учились на бухгалтерских курсах.  Это был  1935  год. В  Сталинск вернулись вместе. В то время Сталинск был одним из лучших городов России. Здесь была повсеместная стройка будущего.
Первое время жили у родителей папы на Пушкинской в доме №25. Устроились на алюминиевый завод, мама бухгалтером, а папа начальником машиносчетного отдела.
В 1939 году, когда папу призвали в армию, в семье уже были Алик и Неля.  В войну он был наводчиком зенитки. Мелкокалиберная зенитная артиллерия была главным противником штурмовой авиации. Артиллерист это работа под шквалом огня с неба. Трудная, мужская работа и морально, и физически. Всю войну почти на руках пронесли они свое орудие. У папы много военных наград.
В 1947 семья переехала на Кульяновку на любимую Водосливную улицу    Уже здесь родились Лидия и Владимир.
А в 1949 году через военкомат отправили отца в командировку в Германию. В качестве кого и зачем я не знаю – у него была подписка на двадцать лет о неразглашении. Родители поехали вместе, взяв с собой младших детей, а старшие были отправлены в детский   дом для военнослужащих родителей в Москву. Я же самая младшая в семье родилась в городе Хемнице на юго-западе Саксонии.
Домой вернулись уже в 52-ом. Все мое детство и юность прошли на Кульяновке. 
А когда в Братске начал работать свой алюминиевый по приглашению уехал туда Алик, самый старший из молодого поколения Надымовых,  и постепенно перетянул к себе
всех остальных.  Вот уже 25лет (в 2020 году – 40) как я братчанка, но в   сердце моем живут Кульяновка и мои подружки одноклассницы: Галюха, Светуха, Мотаня,
 Иногда, чтобы погреть душу, я приезжаю к ним в гости.                Елена Маркс.   

         


  Из Алматы.

Детство мое,  постой…

Наташа, ты даже не представляешь, как ты нас удивила, обрадовала. Это просто чудо!  Мы с мамой несколько раз перечитывали письмо, рассматривали фотографии. Наплакались.
Какие же вы все замечательные и ничуть не изменились, ну может немного пополнели, но это даже очень хорошо.
Ах,  Кульяновка, Кульяновка! В мой приезд мы с Таней прошли по нашей стороне, там, где был наш дом, перелезли по разрушенному мосту через канал к месту, где когда-то стоял ее дом. Прошлись по дамбе вдоль озера до самой «пятой хаты».
Школа! Я помню каждый уголок. На первом этаже актовый зал, раздевалки, мастерские, на втором еще одна раздевалка для малышей, пионерская комната, буфет, директорская, учительская, комната дежурной. На третьем классы, в просторном коридоре проходили школьные и пионерские линейки. На четвертом спортзал,  классы.
Помню самый первый клуб еще в Зоне. Медпункт, где врач тетя Надя Шаламай делала перевязку после аппендицита Вале Милешиной. А в магазине игрушки были на самой верхней полке. Самый красивый заяц с барабаном, с красным.
А уже в новом магазине занимали очередь за хлебом. Любили смотреть, как тетя Оля Крысова ловко резала оберточную бумагу, а продавец заворачивала в нее кусочек маслица или колбаски, в весе было больше бумаги, чем продукта.  Конфеты горошек, кубики «Какао» и «Кофе» - какая же это вкуснятина.
Помню густой туман над теплым каналом.  Как дружной гурьбой высыпали  из школы мои одноклассники: Паша Кутырев, Ваня Блинов,  Катя Тренихина, Нина Павлова, Вова Петухов, Вова Ананьин, который пел: «Как умру, похороните на Кульяновке родной…»  Боже мой, сколько воспоминаний, до бесконечности…
         Людмила Долгих – Понаморэ.




Из Тольятти.
Здравствуй, дорогая Наташенька. С горячим приветом к тебе Федор и Неля. Получили от тебя неожиданное послание со стихами. Очень приятно, что где-то еще помнят нас.  Ребятам, как ты нас называешь, уже за шестьдесят, но душой мы молоды.  У нас сын и дочь, и четыре внука.
Наташа, ты спрашиваешь, что мы помним о Кульяновке.  Мы приехали из Красноярского края, села Имисское в 1957 году. Гореловы в 1958-ом из Барнаула. Нам было в ту пору 15-16 лет. Прожили в поселке девять лет.  Всю юность.  Помню, помогали переделывать одноэтажную школу в клуб, строить волейбольную площадку,  где играли с азартом все свободное время.
Перед армией я усиленно занимался зарядкой с  гантелями, а потом с мостка, что сделал Илларион Михайлович, в воду и долго плавал. Отца твоего очень уважала моя мама, Устинья Петровна, и часто говорила твоей маме, чтобы она не дразнила его, не принижала, а заслуженно гордилась. Он был очень ревнив. Оставшись вдовой, говорила, что теперь очень жалеет.  Вас у нее было  трое, а у мамы (Отец погиб в 1942-ом) пятеро. Всех вырастила и дала образование: Тоня директором клуба была,  Борис  металлургом, Николай полковником, Петр начальником железной дороги, я начальником смены ТЭЦ. Мама умерла в 1985-ом   на 75-ом году жизни.
В соседях жили Сайкины глубоко верующие люди. Они приобщили и маму. Она стала спокойной и уверенной в себе.  Они и нас пытались, но коммунистическая идеология взяла вверх, да где она теперь? Сейчас я понимаю, что их вера более правильная. Сколько теперь в миру греха, недостойного поведения человека. А сами Сайкины, сколько вынесли от властей. Я был на одном из судов, Где Григорий Сайкин разнес в пух и прах своих обвинителей.

Поселок наш был красивым и уютным, но сильно загазованным. Вокруг заводы…
Я в молодости писал стихи, одну тетрадь хранила мама. Вот одно из них.


Детство босоногое
В порванной рубашке,
Ты мне вспоминаешься
Беленькой ромашкой.

Как весну встречали мы
На вытаявших горках,
Пробирались лужами
В родительских опорках.

Детство карапузое,
Годы, как в тумане,
Удаляясь в прошлое
С большей силой манит

А это воспоминания Анатолия Кузьмика из США.
 
Anatoliy Lidiya Kuzmik
Вот уж точно кульяновцы разлетелись кто куда. Казалось бы какой-то поселок, а сколько судеб. Никогда бы не подумал, что окажусь на другом конце света от Кульяновки. Когда разговариваю по телефону или по СКАЙПУ разница c Н-кузнецком 12 часов. Некоторые переселились в Германию, кто-то в Израиль, а некоторые, как я в штаты. Как-то собрались несколько кульяновцев у меня в доме и начали вспоминать наш поселок, соседей, молодость. Да такой шум подняли, да наперебой, рассказывают свои воспоминания, хохочут, друг над другом подтрунивают. Моей жене пришлось нас успокаивать-" Вы по натуре "сельпо" разорались как на "Вечере с Соловьевым." Можете представит наш вечер. Конечно она тоже услышала, что вкусно готовит, что мы ее любим и что она весь кайф сломала. Самое главное все любят свою родину и помнят школьные годы.


Anatoliy Lidiya Kuzmik

В кульяновской нахаловке было три улицы: Кульяновка, Костромская и Орзомаская всего домов 50. Откуда такие названия, даже понятия не имею. Мои родители построили дом по адресу Кульяновка 48. Можно сказать в конце нахаловки. По нашему ряду третий дом с конца.

                Наводнение

В первый год нашего жития в нахаловке случилось наводнение. Мне было 2 годика и по рассказам моей мамы, у меня была,типа,истерика. Я кричал с вечера и до темноты, мама не могла понять в чем дело, вынесла меня на улицу,  думала, что свежий воздух меня образумит. Когда вышла из дому увидела, что вода идет метровым валом вокруг дома т.к. наш дом был на пригорке. Мама побежала к соседям напротив, это были Петровы, постучала в окно, сообщила о беде. Потом к соседям Кайдаловым, они еще строились, вместе с Петровыми стали закидывать строй материал в сруб. У них стоял дом без крыши и без окон и много материала вокруг. И когда вода стала подниматься выше, вернулись в дом, чтоб свои вещи поднять на чердак. Забрались на него, а вода поднимается все выше и выше. В доме было метр воды. Утром приплыли на лодке какие-то люди и переплавили меня к общественной бане, Мама убеждала, что память у человека начинается с пяти лет, но когда я начинал рассказывать, она поняла , что я на самом деле помню, как какие-то кучки торчали из воды в нашем огороде и что мне было страшно, когда меня подавали с чердака в лодку.

 Наводнение случалось каждые 10 лет: 57, 67 и помню 77.      Этот год  был самым незабываемым, потому-что я был взрослый, год как вернулся из армии. Моя сестра Нина вышла замуж за Николая Овчинникова и жила   в летней кухне. Николай работал на Алюминиевом 2, пришел домой рано, сказал: "Отпустили т.к. идет какое-то наводнение".  Мать говорит: "Если ты проходил мимо канала и воды не видел, то она придет только к утру, ложись спать".  Николай пошел проверить воду и через 2 минуты вбегает в дом с круглыми глазами, орет: "Вода". Началась суматоха, беготня по соседям. Кто-то вещи начал таскать на чердак, кто-то начал двигать мебель. Я помогал Николаю разбирать новенький шифоньер, торопились и если начали разбирать по сухому, то закончили по колено в воде. Вода прибывала быстро ледяная, мутная. Залезли на чердак, сердце колотится, а с наружи равномерный шум. Прислушивались, что творится внутри дома, т. к. в доме наш старый шифоньер положили на стол, а в шифоньер мелкие вещи. Из опыта прошлых лет , вода доходила до окон, но в этот год вода не дошла до потолка 20 сантиметров, и мы слышали как падает шифоньер со стола ударяя одним концом по потолку.  Утро, проснулись от крика снаружи-" Есть кто живой?" Приплыл на лодке муж двоюродной сестры. У нас все было в норме и мы решили попроведовать соседей. Наведывались к Сайкиным, у них все было нормально, только корова с телятами стояли на куче шлакоблоков до половины в воде. Мы с Володькой залезли к ним на чердак. Завели разговор , как все было. Смотрю в сторонке куча постельного вздрагивает, спрашиваю-" Это что?" Они смеются-"Это Тоня соседка."

Anatoliy Lidiya Kuzmik

   Тоня

 Тоня, не помню сейчас как фамилия, просыпается после празднования 9 Мая, опускает ноги с кровати, ледяная вода, она на стол, вода поднимается, она на приемник т.е. радио, вода поднимается выше. Тоня видит ,что дело "кронты" разбивает окно и плывет на углярку.Вода поднимается выше. Тоня кричит блажью-" Гриша спаси." Расстояние между соседями около 200 метров. Решили, Тоня плывет сколько может, Гриша ее встретит. Тоня ни минуты не думая , прыгает в воду и как прекрасный пловец преодолевает препятствие. Грише пришлось только принять ее на крышу. Вот она-то и вздрагивала под двумя матрацами. Услышав, что кто-то приплыл она выползает из под матрацев и говорит-" Ребята увезите меня на землю, мне надо согреться, я тут трешечку припасла." Привязав корову и телят к лодке мы с Тоней и Гришей начали грести к дамбе. Я боялся за корову с телятами, что не дотянут, ведь расстояние было приличное около пол километра, но они выдержали, хоть из воды их пришлось вытаскивать волоком, сильно устали.


Anatoliy Lidiya Kuzmik

 После патрулирования нахаловки мы умотанные причалили к горке около бани. Нас встретила толпа кульяновских с расспросами. Из толпы отделяются мои родственники Павел мой старший брат и Николай зятек, оба служили в морфлоте. Ну , они как знающие дело в судоходстве ,взяли весла в свои руки, смеясь над нами и возвышая флот, типа, вы тут плавали, а по воде надо ходить. Отчалили и отошли метров на 200. Смотрю они на чьей-то углярке стоят,голосят- "Снимите нас отсюда." Я думал шутят, а они на самом деле опрокинули лодку. Хохоту было , я вам скажу... Пришлось на каком -то плотике снимать флотцев. Сколько лет прошло, а как соберемся вместе и они скажут -"Мы флотцы" Тут я им вспоминаю все и хохоту полный дом.


Рецензии