Сказки, знаю вас - напрасно вы не молвитесь!

                1               
 Только выйдя из электрички Москва-Калуга на станции – Балабаново, я тут же обратил внимание на огромные облака и тишину….
Двинувшись интуитивно с толпой по дорожке мне стало тепло и весело. Эта провинциальная толпа напомнила мне аэропорты СССР, когда сразу после посадки самолета люди шли по летному полю домой, никем не сопровождаемые. Тут этим самолетом была электричка- Москва-Калуга-экспресс. Как-то незаметно, идя в толпе за двумя рыжими девками (они со смехом обсуждали какого-то кота, который то у бабушки, то у внучки спит) Я шел за ними думая, что они идут на вокзал за билетами на автобус, а оказалось они прямиком к банкомату Сбербанка.
Мне снимать нечего, но при этом стесняясь резкого разворота назад, я чинно прошёл дальше, как будто, так и задумывал, как приеду в Балабаново, то первым же делом мимо банкомата - в кафетерий и мне с девками просто было по пути.
Настроение было хорошим, тетка - сухонькая официантка лет 55, была одета даже не в советские 80, а скорее 60 годы общепита. Тряпочная диадема похожая на кокошник и белый широкий с волнистыми рюшечками фартук.Еще сильно «улыбало» что в это время по телевизору, висящему на стене, по какому-то совпадению шел фильм -Карнавал и Гурченко пела- "Пять минут, пять минут..."

Выпив кофе по приятным почти советским ценам - 30 рублей, я отправился на остановку где уже меня услужливо ждал автобус Балабаново-Боровск готовый к отправке и уже с пассажирами. Дед с внучкой, смешная пара с дочкой подростком в разноцветных косах, каких-то два несуразных толстячка, про которых я так ничего и не понял кто они такие. Лица как у мелких жуликов, одежда как у подмосковных геев (узкие штанцы и футболочки-как у Гоголя-"с покушением на моду") деревенские тела, топором вырубленные из теста- кровь, молоко и сало. Им в добротный брезент надо одеваться чтобы тело не расползалось, а не в "футболочки и брючки"
Объявили мою остановку-«Роща»
Вышел, спросил у крохотной бабули - "Куда в монастырь?" Она то ли махнула, то ли отмахнулась рукой со словами- «Направо! " Я двинул в лес, дорога расходилась... Разум говорил-С гравием дорога- это в монастырь, а старуха говорила-" направо! "Я посмотрел в даль на" старухину «правую дорогу... тоска и мрак ... И выбрал «свою» дорогу, с гравием. По бокам тянулись огороды с капустой, а потом тропинка пошла между яблоневым садом и речкой. Я как то автоматом стал напевать песенку солдата (Олега Даля «Старая.старая сказка»-про Агниво) – «Ать два левой, ать два правой, вдоль по дороге столбовой… ...»

Так по тропинке я дошел до мостика на которым висело объявление:
- «Елена отзовитесь! Путешественник из Марокко Сергей, ищет Вас! Встреча была на платформе "Переделкино" 29 июня 2013 года. Вы шли их Храма, а познакомились в 3 вагоне электрички до Киевского вокзала, Книга, Путешествие души"
Вот Интересно нашел он ее или нет? А если нашел, то они вместе? Даже на лесных тропинках повесил объявление. Надо же...
Навстречу мне решительной детской походкой шел юноша здорово походивший на белого кудрявого слоника-большой и неловкий. Такие люди всегда во мне вызывают добрую улыбку, а не смех. Взрослые люди с детской этой неуклюжестью в основном милые люди, за редким исключением. Махая руками и ногами как-то не в такт, он не шел, а шагал походкой человека, который только что узнал истину и теперь знает, как жить. Знает не сомневаясь даже на волосок. Значит я правильной дорогой иду к монастырю.
                2

Трудничество — направление деятельности людей, работающих при православном монастыре или храме на добровольной и бескорыстной основе (во славу Божию), а при длительном периоде работы ещё и проживающих там же. В таких случаях трудник со стороны монастыря/храма обеспечивается питанием и проживанием. Трудничество — форма духовного развития. Это возможность для православного человека пожертвовать свое время и силы. Цель трудника — расти духовно, учиться смирению и человеколюбию, а значит приближаться к Богу
. . .
Уже из далека было видно, что стоянка забита машинами, тьма народу должно быть приехало. Может и места нет «трудника»... Подхожу к «привратке», представляюсь и меня сразу берут.
Трудников в монастыре мало, а люди приехали не трудиться, а к отцу Власию.

Трудников всего 7 человек-лето. С наступлением холодов трудников тоже будет много, потому что зимой многим жить негде. Пришел комендант гостиницы Саша и мне определили комнату номер восемь, двухместная, но поскольку народу немного, меня поселили одного. Вечером была служба в соборе Рождества Богородицы, с высоченными потолками и с красивой росписью натуральными минеральным красками. Их мне говорили трудно готовить и долго. Толочь в ступе разные минералы, типа охры, но зато они не выцветают от времен. После службы ужин в трапезной. Перед отъездом я говорил с подругой о том, что готовят по разному мирянам и трудникам одно, а монахам другое она ерничала- «Вот оно христианское равноправие!». В разных монастырях разные правила и устав. Тут готовят всем одинаково и паломникам и трудникам и привратникам и дежурным по храму. Еда простая-суп, каша, чай с булочками, но очень вкусная.

Спал в своем 8 номере. Тишина такая... Будто тишину поймали в коробок как дети ловят светлячка, при чем тишина полная... Только я своим кашлем вчерашнего курильщика, тряс этот коробок и сотрясал кашлем.
Утром проснулся на службу в 5 15, пока дошел было 5 35.После утренней завтрак-манная каша, пирожки с картошкой и с капустой. Потом развод. Меня определили к Мише. По мне так он дядя Миша. Лет на 10 меня старше, похожий на дядьку Черномора квадратный, волосы и борода черная аж смоляная с колоритной проседью. Мы перешли сразу на ты, но я все же интонациями стараюсь без панибратства обращаться к нему, вплетая в разговор разные вопросы поднимая его авторитет
-Миша, а Власий реально людям помогает?
На что Миша с каким-то акцентом отвечает (знать бы еще с каким? - грек, грузин или осетин?) - Не помогал бы, думаешь било бы столко народу? Народ бы ездил? Народ не дурак!
(дурак или не дурак у нас народ и правда не поймешь. Где дурак, а где и не дурак.) Народу действительно море, всех социальных слоев. Это даже успокаивает ум от разного недоверия, потому что к примеру мужичка, в светлом и очень дорогом костюме с лысым, хитрым и лопоухим лицом, почему-то очень знакомым на первый взгляд. (Я попытал память и ничего кроме сходства (а он смахивает отдаленно) с Юрием Визбором я не вспомнил.)
Он вышел от старца задумчив. Такого трудно обмануть и таких с умными хитрыми глазами много в очереди. Таких к неудобствам на несколько дней просто так не приучишь-не спать по несколько дней, переклички каждые три часа и ночью, и днем, скудная непривычная еда. Так в машинах и дремлют люди. Такие за просто так не будут им подавай что-то в замен.
Миша говорит они получают от Власия благодать, которую старец черпает из неиссякаемых небесных кладовых и щедро раздает и чем больше раздает, тем больше получает. Удивительно, но этот 84 летний батюшка, принимает с 4 утра по 100 человек народу, когда служит в храме, то голос его звучит громче всех батюшек монастыря, службу ведет практически один и при том он серьезно был болен (рак) чудом болезнь остановилась на Афоне. Это человек эпоха.
Мне тоже захотелось увидеть старца. Миша стал предлагать хитроумные схемы (как мне показалось), через отца эконома. Я его перебил и сказал, что самый простой, честный и быстрый способ — это отстоять очередь. (потом мне пришлось пожалеть, что я его не дослушал)
На послушание подошли к какому-то амбару.
-Будущая кузница.
Миша попросил отойти от дверей чтобы не мешать вылетать. Кому вылетать? Я отошёл, Миша отворил дверь и полетели голуби один за одним. Миша спросил - Ну что все? Тогда ми заходим. После этих слов еще двое вылетели. Все эти чудеса, старцы, голуби. Русский Гарри Потер с бородой и в валенках

Миша спросил - У тебя рабочие специальности есть?
-Рабочих нет
-Значит тоже... Всю жизнь на руководящих? -горько усмехнулся он

-У меня трудный трудник-поделился и пошутил одновременно с Александром Иванычем (Спортивный старик лет 60 с улыбчивым лицом)
Потом поразмыслив под свое же так так... Так так.. Придумал мне послушание до обеда-Ты — вот тут... На солнышке сядь, представь, что ты дома, во дворе своем. Никуда не торопись, сиди чисти бетономешалку. Не торопись, тебе втянуться надо в работу... Потом он минут пять говорил о трудниках-алкоголиках-уголовниках, бездомных «та еще публика" от которых я выгодно отличаюсь по его мнению. Миша просто не знает, что я и есть алкоголик-уголовник, бездомный (обыкновенный) - просто я немного редкий вид "той еще публики
                3
Александр Иванович Попов, спортивный мужичек на вид лет 60,а на самом деле 74.Военный строитель. Строил дома, укрепрайоны, не давал покоя подчиненным и себя рвал на части-стране нужны герои, дома. Поклонник справедливости и правдоруб. Как бы он заканчивал жизнь, если бы не обстоятельства, приведшие его в монастырь. Не снимая рабочего комбинезона Александр Иваныч пропахал на "солдатском хлебушке" 30 лет, без вредных привычек (не пил и не курил- по бабам не ходил-мужик чистоплотный).
Женат на работе, так про таких говорят. Вот и получилось что семья не получая внимания разрушилась. Жена ушла, дочь выросла "конъюнктурщицей"
- И Маша! Дочь моя, которую я воспитывал на идеалах справедливости, выросла другим человеком!
Иваныч замолчал глядя в несуществующую даль
-Кто бы мог подумать, что Машка! Моя Машка! - будет держать хвост по ветру и поворачивать его туда где меньше дует-конъюнктурщица, одним словом! "
После развода Иваныч оставил квартиру жене, а сам загрустил и заболел раком крови. В скорби и болезни обратился к вере. Ему встретился старец который ему какие-то рецепты с травами прописал и благословил ехать в Боровский монастырь к отцу Власию. Иваныч не поехал. Потом, уже на похоронах этого старца он услышал его голос
-"Что же ты? Обещал и не поехал? "
Под впечатлением он после похорон пришёл домой, собрал сумку и поехал в Пафнутьев Боровский монастырь и живет с тех пор уже 7 лет в монастыре с монахами.
Пошли мы с ним за водой на источник возле монастыря. Шли мимо братской могилы Латышско-Рижской дивизии солдаты которой погибли, но не дали немцам взорвать монастырь и церковь Дмитрия Солунского.
Странное дело - история. Во времена смуты при содействии предателей Польско-Литовское войско ворвалось в монастырь разграбили, подожгли и еще закололи 12000 человек (мирян, монахов, воинов) а потом, спустя 330 лет, латыши умирают, но спасают монастырь от немцев. Остановились у памятника и Александр Иванович начал рассказывать о местных боях, но перешел на эмоции (с ним такое часто бывает. Он или искренне смеется, или искренне плачет не стесняясь)
- Дядька мне говорил,- «Ну думаем, если немец за голову зайдет (то есть за Москву) то все!
-И тогда Саша ощетинился народ!
Иваныч заплакал и погрозил кулаком в прошлое- немцам и со слезами на глазах смотрел в никуда…
Из-за рака крови врачи ему запретили пользоваться мобильным телефоном поэтому он в изоляции оказался. Он пробовал писать письма друзьям - одни не ответили вовсе, другие ответили, но совсем не то.
-А они Санечек не отвечают мне на письма не отвечают. Что такое телефон? - Поговорил и забыл. -А что такое письма? Я завтра Санечек принесу письмо 40 летней давности, мне тетя писала. Будем вместе читать и плакать, вот что такое письма Санечек.
Иваныч продолжал говорить о чем писал письма, о том как делился с ними в письмах тем теплом что получает каждый день в Храме,, а они его не понимают.
- Саша, ты представляешь, они пишут такую чушь. Все почти мое поколение послевоенное живет в такой духовной немоте и глухоте! Что они могут дать своим детям, внукам? Что передать? У них ноль. Скоро нас совсем не останется, это страшно- уйти из жизни с нулем.
Иваныч опять всплакнул глядя в несуществующую даль, как бы задумываясь. Через минуту Иваныч смеялся до слез рассказывая, как батюшка Власий его благословил, стукнув по лбу тапочком Александра Свирского.
                4
В Боровском монастыре появился новый трудник Артемий. Худощавый юноша 26 лет с какой-то древнерусской прической и древнерусским типом лица. С таким лицом можно в фильме «Андрей Рублев» Тарковского без проб сниматься. Он учился в семинарии, горел верой и терпеливо ждал возможности уже «творить добро», проповедовать, спасать и т д. Но как-то этот пыл поостыл от затянувшегося отдыха после учебы и мир его затянул. Вроде пора рукополагаться, а ему страшно. Ответственность большая и «за Бога бьют больно» имея в виду искушения говорит Артемий. Интересный парень, от него прямо светло становится, во всей нашей кузнице.
Было интересно послушать про образование (В семинарии действительно дают очень хорошее образование) Позадавали вопросы, он отвечал, а потом объяснил нам что в духовном плане его образование ничего не значит и что человек с духовным опытом, воцерковленный более ценен у Господа чем молодой человек окончивший семинарию.
Приехал к батюшке Власию:
-Как скажет, так и будет. А что если скажет, что я монах по призванию! -размышляет он
- Значит буду!
Весь день таскали цемент к бетономешалке и вот переодевшись сели пить чай.
Миша спросил есть ли уже у Артемия будущая попадья, все напрягли уши,а Артемий покраснел и сказал:
-Есть, учится в Богословском институте-дружим!
А потом улыбнувшись добавил:
-Учит уже меня что такое хорошо, а что плохо! Сосуд немощный! Женщины просто рожают, а мужчина дает генетический материал весь, исторический в нем вся память-никуда они без нас!
Миша улыбаясь поправил его утверждающе:
-Так и мы без них никуда!
Артемий исправился:
-А вместе мы без Бога никуда! Пыжатся мужчина и женщина, хотят сами ...а не дает Господь ребеночка. А помолились вместе у какого ни будь источника Петра и Февроньи и глядишь дал Господь ребеночка. И любовь с Богом та, а без любви тоже…никуда!
-Все надеяться на технологии , а мир становится только хуже…
И начался диалог про русский язык (о том что много слов с приставкой «бес», а раньше писали «без» появилось в результате реформы Ленина - Луначарского)
-Опять конспирология!-простонал Иваныч.
-Я такое читал уже. Плюсом к ИНН, паспортам, шестерка и прочее…Вечный страх живущего внешним христианина! А между тем первые христиане жили в языческом обществе где темные силы открыто прославлялись! Первые христиане ничего не боялись-зверей, царей, служить в армии и прочее, т.к. знали, - Царство Небесное внутри вас есть!
Артемий слегка зардевшись ответил Иванычу:
-А Гоголь, Достоевский, да все тогда писали ещё-«безнравственно», «безполезно».На звук и на слух это нормально и логично, зачем поменяли ? Раньше было лучше на мой взгляд и без мистического, даже с точки зрения лингвистики, фонетики. На мой взгляд испортили. С буквой «Ё» получилось, а с приставкой «бес» - нет. Мне неудобно писать «йолка», удобнее «ёлка», но писать «безполезно» мне приятнее чем «бесполезно» и логичнее –«без пользы» чем –«бес пользы» Нарушается простота правил.
-Согласен-улыбается уже Иваныч
-Я кстати пишу «безполезно» А если стараюсь то пишу «бесполезно» ( Иваныч начинает подхихикивая сам себе) А «безполезняк» все говорят через «БЕЗ» (Иваныч смеется и глаза становятся веселыми и озорными)
-Сами себе жизнь усложнили, как бабы с пуговицами!
-Знаешь почему они левой рукой застегивают пуговицы? Одежда с пуговицами была только у очень богатых, потому их слуги и одевали! Слугам то было удобнее застегивать пуговицы при одевании правой рукой, а теперь слуг нет! А пуговицы на левой стороне остались! А мужики сами одевались, даже короли!
Иваныч заражает смехом всех, но через минуту Артемий возвращается к вопросу который кажется ему важным:
-Все это конечно ерунда «БЕЗ» или «БЕС» казалось бы, а? По большому то счету?! Но если этого не было, а потом внедрили и оказывается, что это ещё даже неприлично. То значит нужно более грамотно относится к правилам правописания нашим языковедам! А то можно навязать самые гнусные по смыслу изречения, как норму. Вопрос культуры в народе, это базовое условие для развития не только человека, как личность, но и всего вещественного включая технологии. Следовательно, и вопрос выживания. Первые Христиане почти все были мучениками, дела то всё равно внешнего мира и человеческой плоти. Другими словами, без внешних дел не будет и Царствия Небесного внутри. Лукавый действует на душу человека через плоть, примет плоть, примет и душа. В мире не случайностей и все события закономерны и ИНН, и шестерки и т.д.... все эти игры с символами могут быть предтечами чего-то …
Все замолчали задумавшись, и он продолжил:
-Много слов исчезло с приставкой благо. Вообще в гордом стремлении мы разговариваем на каком-то высокоумном языке! Даже с самыми близкими людьми, вместо простого без изысков языка любви, самыми простыми, но ласковыми словами. Все от недостатка любви!
Опять все задумались….
-Маленький возрастом, но уже проповедник растёт,- подумал я про себя.
Хорошее образование получают молодые люди в семинариях!
                5
Трудник-электрик Володя всматривался в лица мужчин, выходящих из монастырских ворот, его интересовали лица серые, землистые и совсем были не интересны люди розовощёкие. Володя хотел курить и выискивал курильщиков среди паломников чтобы стрельнуть наверняка. Нищенка, сидящая на паперти возле входа понаблюдав за ним сходила и на мелочь которую ей подавали купила ему пачку сигарет» Прима»
Потом, когда они закончились он говорил, что это не грех и меня с толку сбил с этим курением (сказал, что в некоторых монастырях даже дают в трапезной сигареты тем, кто работает) Ну и мой мозг курильщика зацепился за это. Решили что я куплю ему сигареты получше «Примы» (Я тогда уже чувствовал что закурю) а когда купил мы два раза уходили неизвестно куда прятаться чтобы покурить. Как преступники оглядываясь .Я все думал про себя:
-, Вот приду я к батюшке Власию, а он скажет:
-Ну, что ты...курить даже не можешь бросить, зачем тогда приехал?
На следующий день Иваныч занял с пенсии денег, и электрик уехал (Ему не дали благословения делать проводку, а другое послушание он брать не захотел)
-А без благословения нельзя! -объяснил мне Миша и полез на лестницу и тут же спустился:
-"В первый раз в жизни голова закружилась"
Как я не отнекивался и не объяснял, что не умею и боюсь и электричества, и высоты, все-таки решили, что делать буду я. Лестница высоченная, пожарная и ненадежная. Я еще попытку сделал отказаться, но куда там, подключился Александр Иваныч :
-"Ты чего Санёчек, не надо бояться! Я буду держать. У меня сварщики с аппаратами на лестницах стояли, знали если Попов держит это надёжно!
Я со страхом медленно полез с перфоратором, коробкой шурупов, ножом, плоскогубцами. Только начал сверлить и полетел вниз с включенным перфоратором, как с автоматом в руке прямо на арматуру вниз. (обрезки/и еще всякие уголки, стойки железные. Каким-то чудом подлетел Миша, и поймал меня вместе с лестницей на руки. Я все отбил что можно конечно, синяки, но переломов вроде нет. Иваныч не удержал лестницу… Я в таком полу шоковом состоянии, а они через минуту забыли, так между делом посетовали: – «лукавый не дает». В другой раз я краем уха услышал, что металл со стеллажа поехал и только я отбежал, на это место рухнуло несколько тонн железа. И тоже я испугался, а они: -«а..-лукавый не дает» и забыли.
На следующий день, когда я отказывался лезть они с Мишей мне говорили, что это остаточный страх и это опасно и его надо перебороть и лезть опять. Иваныч повторил опять:
-"Ты чего Санёчек, не надо бояться! Я буду держать. У меня сварщики с аппаратами на лестницах стояли, знали если Попов держит это надёжно!
-Александр Иванович, вы вчера тоже самое говорили и вот итог: -я показал ободранную руку в синяках. Но лезть все равно пришлось мне.
В один из дней Миша заметил у меня тренчик на штанах (я когда в келью заезжал, нашел два тренчика под кроватью вместе с разным мусором)
–Это твой?
-Нашел в келье.
- Сними этот, с я тебе другой ремень дам!
-Зачем?
-Эти тренчик украли «зимние» трудники (зимой в монастыри приезжает много бездомных, на улице становится холодно их в шутку зовут «белые монахи) Все что воруется у монастыря проклинается!
А поскольку я тоже пользуюсь… (хоть и не знаю о том, что они ворованные) автоматом и на меня действует. Не знаю насколько это так, но Мише я поверил, снял тренчик и второй после обеда принес из кельи. Вот так… даже самая ненужная на первый взгляд, ничейная вещь, взятая без спроса или поднятая может оказаться ворованной и «проклятой» а потом нести за собой неприятности.
На следующий день убирали цех, и я представлял, что это вот моя душа. Вокруг бардак такой. Под потолком голуби, пол грязный. Всего много, разного материала, инструмента-есть все, но все так разбросано, раскидано и накидано как попало. Взялись, всё разложили по полочкам, полы подмели, приятно глазу смотреть!
На следующий день-голуби за ночь загадили весь пол. Иваныч роптал и даже осторожно предложил голубей прогнать. Миша заступился за голубей:
-Смелый какой, это Божья птица! Нельзя! Это ты гнать их хочешь потому что не боишься, а представь, что у них клюв как у орла, лапы как у льва! И они трехметровые хвать тебя!
Иваныч съёжился-понял, что сморозил глупость, если дойдет до наместника что он хотел самочинно гонять голубей у него будут большие неприятности.
Потихоньку порядок разладился и опять все валялось как попало и так несколько раз. Не будет тут порядка пока не заработает кузница, и у меня в душе порядка не будет, пока не будет постоянной «работы», молитвы в душе.
Вечером на Богослужении было миропомазание, служил батюшка Власий. Строгий он какой! Как я к нему пойду со своими грехами? Не удержался еще и покурил на второй день. После помазания стало легко, будто до души кто дотронулся...и тепло до легких слез о детях, маме, друзьях о всех близких, о всех, всех. Рядом парень встал на колени, потом припал на пол и зарыдал сотрясаясь и всхлипывая. Я смотрел и думал-это какое горе должно случиться? Может мать у него умерла? Я испугался за свою и после службы позвонил маме. Разговор с намерения моего, почти порыва оказался обычным и скучным.
Вспомнил как Миша говорил, что родителей никто не учил быть любящими. Их не умели любить их родители, поэтому они дают столько любви сколько получили, они не могут дать больше. Поэтому кто-то должен сломать этот порочный круг. Терпеть от родителей все и на все отвечать любовью, тогда свои дети воспитаются на этом примере и все постепенно исправится. Артемий начал говорить, что это трудно и не всегда получается, на что Миша ему сказал:
-"А ты разве не знаешь, что оправдываться нельзя? будущий батюшка, я все ваши законы знаю " Все это было сказано с акцентом армянским, и мы все засмеялись. У него можно многому научиться. Он мне рассказывал, как у него "отнялось богатство». По его версии это от того что он помогал тем людям о которых его Бог не просил. Это он сам решил в гордости быть благодетелем для всех вокруг. А это получается, что человек не ценит то что ему вверил Бог во временное пользование, разбазаривает по сути чужое (Божье)имущество и поэтому оно отнимается. Я возразил что по-христиански надо помогать всем. Миша говорит, что никогда не получится помочь всем, толпе.
-Всех не обогреть! Выбери себе из толпы одного и помогай, но никогда не помогай толпе и не будь в толпе. Люди разные, начинаешь жить их проблемами и грехами, забиваешь голову. Думаешь почему столько много человеку приписывается молиться? По разному поводу -перед сном, после сна, перед работой, после работы, перед началом и перед концом любого дела? -чтобы человек отвлекался от своих мыслей как можно чаще и постепенно мир меняется потому что его не тормозят мысли от которых все беды. Как Экхарт Толле прямо) -книга "Сила настоящего»
И почему-то я ему верю, может потому что к него есть время в монастыре подумать обо всем этом хорошенько, а у меня, а миру времени нет? Есть! Я не правильно им пользуюсь….
                6
На следующий день на разводе Мише дали еще одного трудника(того самого парня который рыдал в храме) .Имя у него православное, но осетинское, мы не запомнили и звали его Елисей на русский манер. Крепкий паренек чуть за тридцать с загнутым носом, ушами, губами во всем лице эти линии как у крепкого помидора. Хороший искренний паренек. Работает строителем в Москве и вроде все хорошо, а домой к маме тянет в Осетию и то что не женат его тревожит. И вот говорит запутался я и к батюшке приехал.
-Может для кого-то это и не трудные вопросы, а я не могу решить, для меня трудные!
И вот смотрел я на него (он не первый раз приезжает) и думаю. Человек столкнулся с проблемой небольшой по моим меркам, приехал в Храм как домой, зарыдал как перед отцом. У меня полный разлад и в душе, и в мире, а редко, когда ветерок по душе с легкими слезами пробежит.
Мы с ним заняли очередь к батюшке. Меня записали 89, а его к себе вписали земляки 45.На следующий день я отправился утром после развода отмечаться в очереди, как был 89, так и остался (много больных детей привезли к батюшке, а они без очереди) И только я отошел от меня подзывает послушник Володя и говорит, что меня могут выпроводить за то, что я без благословления пошел эту очередь занимать. Я оправдываться начал что батюшка в пост принимать не будет.
-Не верь никому! Будет угодно Богу -попадешь, не будет угодно не попадешь, все просто!
Рассказал несколько случаев о том, как к батюшке попадали люди на разговор и как потом менялись. (В монастыре много военных кто вот так "поговорил» и остался потом монахом. Я знаю из таких только отца Лазаря, он и сейчас надевает на рясу защитный жилет к которому какие-то фонари и фляги крепятся.
Все в монастыре делается по благословению, любые действия, а первый взгляд много не логичного. К примеру Миша говорит, что во всем (это касается строительства) должна быть не завершенность. Если все будет хорошо, то могут дать приказ все сломать и строить заново. Посадил яблоню, она заплодоносила все хорошо. Придет настоятель и скажет вырвать и посадить яблоками в землю, а корнями в небо и поливать. На мой вопрос: -Почему? Миша отвечает:
-Это монастырь. Тут другая логика. К примеру, нельзя никого хвалить. Если тебя хвалят, то ты уже не нужен. Можно собирать вещи! -запутанно начал мне объяснять Миша
-"Божья ревность, будешь любить кого-то больше Бога, Бог это у тебя отнимет!
Мы начали говорить о личных отношениях между людьми. Миша говорит, что 80 процентов людей которые приезжают к старцу в принципе едут с вопросами о личной жизни и только 20 с болезнями, которые тоже как-то связаны с отношениями и плюс еще грехом. Напрямую или косвенно от этого остальные проблемы. Таинственное взаимное проникновение между людьми на уровне энергий делает их или лучше, или хуже, счастливыми и несчастными. Те, у кого все хорошо в этом плане по монастырям не ездят. Я возразил что мол у меня все нормально в "этом плане» Миша удивился и говорит:
-А что ты тут делаешь? Если у тебя есть человек близкий душой, даже не важно жена, мать, сын, друг, коллега по работе-твой искренний единомышленник, то у тебя все в порядке! Зачем тебе в монастырь? -удивленно спрашивал Миша.
Я молчал. Не все у меня в порядке видно. Заметив мое замешательство он повел меня посидеть поговорить на лавочке.
-Понимаешь человек должен менять точку зрения. Это трудно и неудобно, но необходимо. Иначе мы не знаем ни себя ни тех, кто живет с нами рядом. Мать не знает сына, только с одной стороны его видит, сын не знает матери потому что тоже в силу привычки видит ее с одной только стороны, муж жену не понимает и так далее. Нужно менять точку зрения, а это очень трудно. Мимо прошли трудники которые иногда курили, а я как бросивший неделю назад курить презирал их за эту слабость. Я попробовал поменять точку зрения. Они живут тут годам и работают, молятся почти по 5 часов в день и иногда покуривают. Ты тут неделю всего уже всех обличаешь. Так же с другой точки зрения я посмотрел на паломников которые праздно шатаются, так мне казалось. А с другой точки зрения люди вместо того чтобы сидеть дома или гулять по Москве, приехали сюда в Калужскую область погулять по монастырю, если они не в такой мышеловке как ты (у последнего края) почему они должны быть по твоему личному мнению -"по серьезнее" У них в отличии от тебя все хорошо, а когда у тебя все хорошо ездишь ты по монастырям гулять? Менять точку зрения мне понравилось и вечером в Храме я уже вовсю оправдывал дежурного Пантелеймона, который строго делал людям замечания. Он живет тут годами, следит за свечками и порядком возле икон. Он не только отстаивает все службы, но и убирается в соборе. Он живет тут день за днем, без выходных -вот это да! -это трудно!!!! Мог бы так? Конечно нет! Может и поворчать Пантелеймон.
Хорошо иногда менять «точку зрения»!
                7
Наместник Боровского монастыря Пафнутий (сухонький седовласый старичок, с тихим набожным голосом) Настоятель — это верховная власть в монастыре, все с уважением и страхом о нем говорят. Я был удивлен как он одет, самая простая ряса какую я видел на монахах, дешевле некуда и ботинки тоже. Есть даже иноки, да что там, даже послушники которые одеваются с изыском, ткань дорогая, пошив хороший, обувь. А настоятель в обычном «казенном»
Два раза я слышал проповедь настоятеля. Первая была про равноправие и справедливость. Мне понравилось, как он пальцем на небо показывая говорил:
-Там и равноправие, и справедливость, а тут на земле, труд и молитва!
А второй раз по поводу того, что люди ленятся заниматься своей духовной жизнью и готовы решать свои вопросы только за чужой счёт, за счет старца Власия. Все это от недостатка веры и от духовной лени. Чтобы кто-то решил за нас наши духовные проблемы. Так кодируют алкоголика почти всегда на чужие деньги и без усилий с его стороны. За чужой счет.
Артемий(наш будущий священник )тоже на мне потренировался с проповедью о том что в современном мире главное успех и вид.
-Если ты хорошо выглядишь и богат, то остальное тебе прощают,даже если ты моральный урод! Можно так ради выгоды принять и это. Они все равно проявятся (признаки морального уродства) только в конфликте, а так можно жить и улыбаться, тереться рядом и принимать это уродство потому что успех и деньги компенсируют даже такое!
Не Пафнутий, но уже слышен голос истины. Не хватает уверенности, потому что сам он не определился -становиться священником или нет. Ждет что батюшка скажет. А батюшка говорит то что люди сами знают, но не осознают. Как мне парень, комендант г гостиницы сказал-"Идут к батюшке с вопросами на которые сами знают ответ.
-"Батюшка, а сколько будет дважды два?»
- «Четыре!"
-«Вот это да! Точно четыре! Мы так и думали-четыре …надо же! Спасибо батюшка!"
Нет ни у кого времени искать ответы духовные. Очень точно написал Виктор Пелевин: Достаточно было спокойно подумать три секунды, чтобы все понять. Вот только где их взять, эти три спокойных секунды? У кого в жизни они есть? Мы не только живем, но и умираем на бегу — и слишком возбуждены собственными фантазиями, чтобы остановиться хоть на миг.

                8
После службы подошел за благословением к отцу Аниките (Благочинный Боровского монастыря), а он вдруг мне говорит:
-Сегодня Вечером придёшь на архиерейском подворье. Как зайдешь поверни направо, там будет две кельи. Найди свободное место и не выходи никуда. Ровно без пятнадцати четыре подойди к келье где принимает батюшка и поговоришь с ним. Никому ничего только не говори!
Я с волнением полетел в гостиницу быстрее мыться после работы и переодеваться. Быстро собрался и в монастырь пока ворота не закрыли. Пришел на архиерейское подворье (старинное здание, сводчатые потолки и окна глубокие как бойницы) Полумрак и перешептывание монахов и священников-паломников из разных мест. От волнения почти не спал. Записал все вопросы для надежности на бумагу (потому что говорят, что у батюшки есть такое что в его присутствии все забываешь, все свои проблемы). И ровно без пятнадцати четыре вышел.
Как привела меня моя бабушка крестить в храм с синими куполами на которых были золотые звезды, а в синем небе летали голуби, так и живет эта сказка со мной, церкви, монастыри. Утро, я иду под звездным небом мимо белых стен, монастырских ворот. Вокруг в ночи блестят купола и отсвечивают белым стены церквей. Как в сказке у Пушкина: «И за белыми стенами блещут маковки церквей и святых монастырей»
Зашел в келью где Власий принимает. Перед дверью четыре человека-два трудника и два священника. Трудники поникшие тихо молятся, священники на коленях молятся. Все боятся видимо (говорили мне что он строгий. Что вот я ему со своими грехами скажу?) Кто-то выходил от батюшки хмурый, то то веселый с яблоком и шоколадкой. Во вторую приемную начали заводить больных детей ...Вот где проблемы!!! Стало стыдно что я время у батюшки отнимаю, он может вылечит кого-то за эти 15 минут что со мной провозится и тут подошла моя очередь.
Я зашёл как-то растерялся немного. Батюшка говорит -садись! Я сел напротив, и он улыбаясь меня спрашивает:
-"Ну ты курить то бросил?
-Бросил!
-Теперь точно? -а сам почти смеется.
-Теперь точно!
(О чем я думал он меня спросит, он и спросил) На остальные вопросы которые я написал на бумаге батюшка мне быстро сказал, как поступать. Говорить об этом нельзя- «Ешьте пирожки с грибами, а язык держите за зубами» Это батюшки Власия поговорка. Вообще он со мной ласково поговорил, даже неожиданно для меня и незаслуженно что ли. Вышел я веселый с шоколадкой и яблоком и шел по монастырю со своей светлой тайной, зная, что несколько месяцев я буду обдумывать и вспоминать что он мне сказал.
В храме на утренней подошел ко мне паренек под впечатлением от встречи со старцем
-Хотел уехать, а потом думаю там мне хуже будет (у него кто умер) останусь потрудиться.
К нему какую то женщину подвели, видимо спросить про старца и горе у них видимо одинаковое. Они поговорили всхлипывая по очереди и смотрю он уже женщину эту обнял:
-"Плачьте, Он (В это время он посмотрел на верх) утешит! - и они вместе заплакали.
С другой стороны мужичек лет 50 с возмущением рассказывал, что его бывшая жена один раз в монастырь к батюшке съездила и с тех пор счастлива (это он откуда то точно знает) а он 13 раз приезжает, какой-то круговорот...и все не счастлив.
-Почему кому-то достаточно одного раза, а кому-то тринадцать не достаточно? -спрашивал он как бы у всех.
-Она перестала грешить! - ответил ему кто-то за моей спиной.
И я перестану...пусть мне тоже хватит одного раза ...подумал я. Завтра заканчивается мое паломничество-трудничество. Уезжаю с грустью и надеждой. Все эти дни я был не в России, а на Святой Руси...она еще есть, и она еще жива.
P.S. Сказки знаю вас-напрасно вы не молвитесь..."Е.Евтушенко.
Как-то я увидел в нашем храме икону Пафнутия Боровского всея России чудотворца.
Я подумал тогда - Ха, Симеон Верхотурский всея Сибири чудотворец и его все знают, а тут какой то Пафнутий Боровский (где вообще этот Боровск ,где ни будь рядом с Глинской пустынью ,(неизвестно где) На придумывали в каждом месте святых. Вот тогда, в тот самый момент и было решено на небе что я в Боровск не мытьем так катаньем попаду. Как же я ошибался тогда...
Отче Пафнутий моли Бога о нас!
Все сказки мира об одном и том же. Живёт человек обычной жизнью как ему кажется и вдруг случается какое-то событие-катастрофа! Для того чтобы найти выход нужно уйти за границу мира -в другой мир. Там он ничего не понимает, как там все устроено и для чего. В этот момент ему встречается мудрец (или Старец) который не может решить за героя его проблем, но может рассказать, как все устроено и показать путь. На пути назад героя встречают препятствия, явные и не явные (духовного плана) В процессе их преодоления герой меняется и тогда путь назад открыт. Он возвращается и несет людям эликсир молодости или способ избавления от тирана, или знания или любовь. Думаете это все сказки? Ну ну)


Рецензии