Кое-что о Махмуде Эсамбаеве

Кое-что о преклонном возрасте, хорошей генетике и о Махмуде Эсамбаеве

Размышления  и воспоминания

Как-то, отказываясь от некоего предложения, я сослался на возраст.   Обоснование моего отказа моим корреспондентам показалось несерьёзным.  70 лет? Ерунда! Хорошо выглядите. До 120-ти спокойно доживёте!
 
Ерунда - это не аксиома... У каждого свой срок, своя судьба...

Как-то мой друг сказал мне, что у меня хорошая генетика. Я пропустил комплимент мимо ушей.  Но потом товарищ предложил на эту тему такое, что я перестал с ним общаться!

Генетика- генетикой, но я ни в молодости, ни в зрелости не предполагал, что буду жить в 21 веке, доживу до 70 лет, смогу работать творчески и сегодня. Правда, только в пограничных госпиталях валялся 4 раза. Потом, к врачам ни по каким поводам никогда не обращался. Инфаркт два года назад перенёс, врача не вызывали, домашним запретил. Отлежался сам дома на валокордине.

Но, всё-таки?

Отец мой (1912 г.р.) умер в 96 лет в полном уме и здравии. Упал и умер. Мама услышала звук, увидела мужа, упала и умерла... Ей было 84. Хоронили вместе...

Примеры "хорошего здоровья" не связаны с продолжительностью жизни. Да и судить о здоровье по внешности – будут шансы на ошибки.

Тем не менее, хочешь, не хочешь, а думы на эту тему приходят всё чаще и чаще. Как-то так случилось, что к году текущему я потерял всех своих самых близких друзей. И постарше меня, и помоложе… Не обошла судьба и близких родных. И были среди них люди, как говорили, вечной молодости, силы, красоты, ума, добролюбия… Кто-то погиб смертью насильственной, другие сражены внезапный смертельным недугом, третьи… 

Вот эти люди, прожившие активную здоровую трудовую жизнь, полные энергии, работоспособности, с ясным умом и твёрдой памятью – уходили в один миг, внезапно, как всадники в бою на полном скаку, как будто кто-то выхватил их из жизни, как морковку из грядки! К этому нельзя привыкнуть. Неужели, они действительно Кому-то были нужны?  Хватит! Пора в Другое Измерение!

Моя память – моё самое большое богатство. Помню всё. Ничего и никого не забываю. До мельчайших подробностей. До тончайших нюансов взаимоотношений. Можно не верить, но за моим утверждением стоят материальные свидетели – мои труды, книги, картины…

Итак, глава первая.

Я несколько лет работал с Эсамбаевым Махмудом Алисултановичем. Представлять нужно?
Всемирно известный исполнитель национальных танцев, танцовщик, артист классического балета, хореограф, киноактёр, Народный артист СССР, Депутат Верховного Совета СССР трех созывов, Герой Соц Труда и т.д. и т.п. Самый известный чеченец в 20-м веке!

Совершенно случайно я оказал ему услугу. Пресек грубость охранника в одном из коммерческих банков в лихие 90-е годы.  Чеченцы не прощают обид, но и не забывают добра.
Так я стал адвокатом уважаемого известного человека. Адвокатом с единственным клиентом.

Скромный человек. Жил в 2-х комнатной квартирке на Красной Пресне. Квартира - музей. Богатые сувенир со всего света! Даже полный костюм индейского вождя из орлиных перьев. Рабочий кабинет - номер в гостинице "Метрополь" у Красных Ворот".
Отношения - чисто деловые, без фамильярностей. Я всегда называл его по имени-отчеству. Ему не нравилось. В отместку он называл меня "господином Паркером", подарил "Паркер" (не сохранил, кто-то спёр!).

Обсуждали его дела. Серьезные в юридическом и финансовом аспектах. Не только шоу-бизнес, просто бизнес, банковские операции, международные контакты и контракты...
Он мог слушать меня час. Не стеснялся переспрашивать, вникал во все тонкости дела. Спустя сутки или неделю на совещаниях деловых встреч он мог аргументировать свою точку зрения моими словами, слово в слово! С ссылками на статьи! В первый раз я был потрясён. И это не были слова от памяти механической, но осмысленной! Потом уже не удивлялся.

О характере.
Необыкновенной души человек. Сказать - "добрый" - не сказать ничего. Всегда доброжелательный. Никогда не проявлял эмоционально своего негативного отношения к кому-либо, к чему-либо. Не нравился человек - не общался с ним. С добрыми друзьями всегда был готов на любую помощь! 

Мои отношения были прерваны чеченской войной.
Эсамбаев остался нищим. Все его деньги и связи были потеряны.  Вот так гаснут звёзды. Говорят, в Чечне он снова на высоте, как человек-легенда и гордость нации.

Вот у кого было железное здоровье и хорошая генетика. Второго человека с такой памятью, как у него - я не встречал за всю жизнь.

Умер он в 2000 году, в 76 лет. Упал и умер. Здоровый и сильный как кавказский леопард.

Бог Велик!


Рецензии
Про Ваших родителей, Владимир Павлович: "Они жили счастливо и умерли в один день!" Про Ваших друзей, моё мнение: можно только позавидовать их жизни! Хотел бы и я так умереть, упал, и всё! Очень тяжело умирать долго и в муках, так умерли моя мама и моя жена, так сейчас умирает моя кума Тая Борозенцева, ей уже за 90 лет, почти никого не узнаёт, превратилась в щепку... Всегда восхищался Махмудом Эсамбаевым! Р.Р.

Роман Рассветов   17.01.2021 17:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.