О человеке большой души!

Педагог, природолюб, краевед А.Ф.Меркер.
 
Друзья!
Восьмого февраля не стало моего друга  Александра Федоровича Меркера. Он  умер в Германии, хотя всю жизнь был русским немцем, Учителем с большой буквы!

Александр Федорович Меркер родился 4 января 1937 года в Саратовской области. Действительный член Русского Географического общества, лауреат Всесоюзной премии им. Н.К. Крупской, отличник народного просвещения Российской Федерации, учитель биологии Высшей категории, основатель и руководитель научного общества школьников «Юный эколог» (см. статью), лауреат высшей награды Центрального совета Всероссийского общества охраны природы — почётного знака «За охрану природы России».
Свой трудовой путь начал станочником на Богословском алюминиевом заводе. Затем, получив сельскохозяйственное образование (агроном-полевод) и педагогическое (учитель биологии и химии), работал агрономом, учителем биологии и химии, завучем, директором школы в Казахстане и Свердловской области.
С 1976 г. — учитель биологии средней школы №1 г. Краснотурьинска Свердловской области. В 1978 г. основал первое в области экологическое научное общество школьников «Юный эколог».
А.Ф. Меркер первым на Северном Урале разработал и ввёл факультативный учебный курс «Основы экологии для школьников» и ежегодные 5-10-дневные полевые практикумы и экспедиции для школьников по изучению природы Северного Урала.
Важнейшим аспектом своей педагогической работы А.Ф. Меркер считал формирование у школьников экологической культуры как системы знаний, убеждений, и задачу свою он видел в том, чтобы его ученики, независимо от того, кем они станут после окончания школы, сохранили и пронесли через всю свою жизнь бережное отношение к природе. Этого сделать нельзя, не вооружив ребят специальными знаниями, умениями, навыками, не показав им природу как единую целостную систему среды жизни человека, источник его существования. Лес, луг, водоем, горы он сделал естественной лабораторией для своих учеников, где они раскрывали для себя тайны жизни, где шлифовалась их экологическая культура.
Опыт работы А.Ф. Меркера по экологическому образованию был изучен и одобрен Министерством Просвещения Российской Федерации и рекомендован для использования по всей стране и дважды становился лауреатом Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ СССР) в Москве.
Одновременно с трудовой деятельностью А.Ф. Меркер проводит и большую общественную работу. Выступает с докладами по проблемам экологического образования и краеведения на различных конференциях в Москве, Владимире, Екатеринбурге, Челябинске, Красноярске, Казани, Уфе, Иркутске и других городах страны. Печатается в городской газете «Заря Урала», в областных и республиканских газетах и журналах по проблемам охраны окружающей среды, экологического и среднего образования школьников. Разработал ряд методических и учебных пособий по краеведению Северного Урала. Являлся членом общественной редколлегии городской газеты «Заря Урала».
В апреле 1990 г. на первых в стране свободных и альтернативных выборах стал депутатом городского совета. На первой сессии качественно нового состава горсовета внёс в повестку дня предложение о рассмотрении статуса городских средств массовой информации, в результате чего городская газета «Заря Урала» была выведена из-под идеологического контроля городского комитета КПСС и стала независимым органом.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ А.Ф. МЕРКЕРА
(без учёта внутришкольных и многих городских мероприятий)
1983 год
• опубликована методическая брошюрка "Памятка фенолога";
• избран Действительным членом Географического общества СССР при Академии наук СССР;
• (март) — изданы методические рекомендации "Организация приприродоохранительной деятельности в школе № 1 г. Краснотурьинска»;
• приказом министра просвещения РСФСР от 17 ноября награждён почётной грамотой Министерства Просвещения.
1984 год
• Издан буклет "Организация деятельности учащихся в школьном научном обществе "Юный эколог";
• приказом министра просвещения РСФСР от 2О августа присвоено звание "Учитель-методист";
• г. Москва — доклад на Всесоюзной учительской конференции;
• г. Москва — опыт работы экспонировался на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР (ВДНХ СССР);
• г. Иркутск — доклад на региональном совещании (Урал, Сибирь, Дальний Восток);
• в школе открыт первый в Свердловской области учебный кабинет экологии.
1985 год
• Публикация статьи "Растить патриотов" в журнале "Народное образование", № 2;
• опубликовано методическое пособие "Познай свой край родной";
• г. Москва — доклад на учёном совете Центрального института усовершенствования учителей;
• семинар для учителей-биологов Северного Урала;
• издан буклет "Экологическое воспитание как средство формирования социально активной личности";
1986 год
• Награждён высшей наградой Центрального Совета Всероссийского общества охраны природы — почётным знаком "За охрану природы России";
• г. Челябинск — член школьного научного общества "Юный эколог" Нелли Лисицкая стала победителем Всероссийского слёта юных экологов;
• г. Москва — выступление на Всесоюзном учительском совещании;
• публикация статьи "Всегда в поиске" в методическом журнале "Биология в школе", № 2;
• публикация статьи Нелли Лисицкой "По заданиям учёных" в журнале "Юный натуралист", № 9;
• г. Свердловск — доклад на областном семинаре учителей биологии;
• г. Свердловск — доклад на Всероссийском совещании;
• г. Челябинск — доклад на областной конференции учителей.
1987 год
• Присуждена Всесоюзная премия имени Н.К. Крупской;
• г. Свердловск — доклад на областном Пленуме педагогического общества РСФСР.
1988 год
• г. Серов — доклад на областном семинаре учителей-биологов;
• г. Уфа — три доклада на Республиканской учительской конференции;
• (июнь) г. Свердловск, Дворец Молодёжи — творческий вечер-встреча с учителями области, запись на телевидение;
• (конец августа) — передача по областному телевидению об опыте работы А.Ф. Меркера по экологическому образованию;
• публикация в сборнике приказов Министерства народного образования № 24 "Справки об опыте работы учителя биологии средней школы № 1 г. Краснотурьинска Свердловской области, учителя-методиста Александра Фёдоровича Меркера";
• г. Владимир — доклад на Всероссийской конференции.
1989 год
• Публикация статьи в журнале "Учитель Башкирии", №3
1990 год
• г. Свердловск — доклад на межобластном семинаре учителей биологии;
• опыт работы вторично представлен на ВДНХ СССР;
• г. Казань — участие в работе Всесоюзной учительской конференции;
• опыт работы обобщён в книге"Экологическое образование в школе"
1991 год
• г. Красноярск — доклад на Всероссийской конференции;
• публикация статьи в сборнике "Экология и культура".
1992 год
• г. Челябинск — выступление на межобластном семинаре.
1993 год
• Разработан раздел "Экологическое образование подрастающего поколения" для городской экологической программы.
1994 год
• Разработана общешкольная учебная программа по экологии;
• г. Москва — участие в работе Всероссийской конференции по развитию образования.
1995 год
• (22 февраля) — открытое заседание научного общества "Юный эколог" на семинаре директоров школ города;
• (20 апреля) — первая на Северном Урале презентация опыта работы по экологическому образованию школьников (присутствуют областная и городская квалификационные комиссии);
• подготовлено к печати методическое пособие "Экологическое краеведение школьников";
• присвоена Высшая квалификационная категория;
• (18 октября) — открытое заседание научного общества (присутствуют сотрудники аппарата Департамента Образования области;
• (18 октября) — начальники муниципальных отделов управления образования Свердловской области изучают опыт работы научного общества школьников "Юный эколог";
• награждён знаком "Отличник Народного Просвещения" (приказ Министра Просвещения Российской Федерации от 29 декабря);
1996 год
• Подготовлено к печати учебное пособие "Растительный мир севера Свердловской области".
• В июле 1996 года мы с женой переехали в Германию. Но связь с Россией, с Северным Уралом не прерываю, да и Российское гражданство сохранил (в 2006 г. получил в Российском консульстве паспорт гражданина РФ нового образца.).
За 11 лет (с 1996 по 2008) я четыре раза был в Краснотурьинске, дважды был на Конжаковском Камне, несколько раз сплавлялся по Сосьве, Какве, бродил по их берегам и окрестностям Краснотурьинска и пос. Марсяты (мои прежние маршруты), провел четыре встречи-семинара учителей биологии в Краснотурьинске и Екатеринбурге, встречался с сотрудниками нескольких музеев и, конечно же, были организованные встречи со своими бывшими учениками и членами научного общества — теперь уже отцами и матерями семейств.
 

Естественно, во время этих пребываний на Северном Урале собрал большой краеведческий материал. Здесь (в Германии) я переработал всё и все свои рукописи ("Растительный мир Северного Урала", "Экологические особенности растений Северного Урала", "Классификация растений Северного Урала", "Экологическое краеведение школьников", "По Сосьве-реке", "Мы пишем, о нас пишут") в апреле 2006 г. посылкой (получилось десять кг) отправил в Краснотурьинский краеведческий музей. Я рассудил так: здесь это никому не нужно, а в Краснотурьинске это будет хорошей помощью учителям, ученикам, любителям природы. А "Фотогербарий" поможет в определении многих растений Северного Урала (там более 300 видов, более 600 фото). Там растения я распределил по сообществам: растения леса, растения луга, растения болот, растения гор и прибрежных скал и т.д. Пусть люди пользуются. Жаль только одно: из-за отсутствия у меня компьютера в то время я почти никаких копий себе не оставил.
Я помню, как сам в свое время страдал из-за отсутствия маломальского описания растений нашего Севера. В июле с.г. получил известие, что и карпинские учителя начали использовать мой материал и собираются дополнять "Фотогербарий" и наши карты Каквы и Сосьвы с нанесенными скалами и их названиями.
А ведь в Екатеринбурге есть Институт экологии растений и животных, ну как не его сотрудникам издавать материалы по регионам? Для школ, для любознательных... Для ПРОСВЕЩЕНИЯ СВОЕГО НАРОДА! Как в этом плане Россия отстает от Германии! Я вот никак понять не могу: пару лет назад М.К. Куприянова (преп. пед. университета) подготовила неплохое пособие по экологическим тропам. Так издали только тиражом в 300 (триста) экземпляров. И это на всю область! Весь тираж распределили по библиотекам, а любителям краеведения опять ничего не досталось. Вопрос: ну, почему нельзя удовлетворить всех? Да издайте 1000 экз. Раскупят — издайте сразу же еще тысячу и т.д. И люди будут удовлетворены, и издательству доход.
Сейчас я занят тем, что, используя особую программу, делаю компьютерную верстку. Набрал уже один том (98 страниц, больше нельзя) "Атлас растений Северного Урала", заканчиваю второй том, будет еще третий (туда войдут растения, начинающиеся от "Ч" и до "Я" плюс споровые растения... (С вашего любезного разрешения думаю использовать там ваш материал "Споровые растения"). Диск с набранным материалом я потом сдаю в лабораторию и через 7-10 дней получаю преотличнейшее издание в виде книги. С диска делают только один экземпляр и обходится это в 65 евро. Чертовски дорого. Таким образом я сделал "Растения Северного Урала" и в начале августа отправил в краснотурьинский краеведческий музей. За краеведческой литературой я слежу и точно знаю, что такого материала по Северному Уралу нет. Почему бы не издать его? Отзывов пока не получил.
Вашим бескорыстием я очень и очень тронут. Спасибо вам... Приятно иметь дело с единомышленником. Мне тоже ничего, ни копейки, ни цента не нужно. Я говорю учителям и музейщикам: "Берите то, что мной накоплено, сделано. И продолжайте дело охраны природы своего края, исследуйте его, прививайте подрастающему поколению любовь к нему". А любовь к родному краю — это и есть любовь к России, Родине. Вот оно, патриотическое воспитание в действии.
Сейчас я живу в тихом, уютном городишке (всего 16 тыс. чел.), называется он Halver и находится в 40 км от Дортмунда строго на юг.
Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что вас интересует вопрос: "Раз дела на работе и общественной жизни были на высоте, то чем был вызван переезд в Германию?"
А дело в том, что жена (тоже учитель) страдала высоким давлением и диабетом. В больнице — никаких лекарств (помните 90-е годы?). Дело приняло опасный оборот. Врачи так и сказали: "Ничем помочь не можем". Вот и пришлось успешной карьерой пожертвовать. Здесь ее быстро поставили на ноги: от высокого давления и следа нет, а сахар врач держит под строгим контролем. Кстати, жена у меня русская. И еще одно личное: я инвалид с детства — правая нога в колене не сгибается. Это я в три года заболел туберкулезом костей. Лечиться не пришлось — началась война, нас с Волги (Республика Немцев Поволжья) выслали в Сибирь, в Омскую область, в глухую деревушку. Какое уж там лечение. Отца в феврале 1942 г. забрали в трудармию, в Турьинских Рудниках (ныне Краснотурьинск) возводил плотину и строил Богословский алюминиевый завод. В 1946 г. нам разрешили из Омской области переехать к отцу на Северный Урал.

…Други!
Там, в городе уральских алюминщиков, моего друга Александра Федоровича Меркера помнят и любят! Прежде всего, его бывшие ученики и их родители! Сюда он не раз приезжал из Германии, сплавлялся с повзрослевшими ребятами по рекам Сосьва, Шегультан и другим. В краснотурьинском краеведческом музее хранятся им написанные  прекрасные книги о Природе Северного Урала. На литературном портале «Проза-ру» опубликованы его мемуары «Прошлое издалека» и много статей и рассказов о суровой жизни северян, спецпереселенцев, о походах учителя с ребятами по родному краю.
Краеведение было тоже в крови у моего друга, как и  страстная и бескорыстная любовь к Природе!
Ею он заряжал, а также и  своей неиссякаемой энергией, всех друзей и знакомых, далеких и близких!  Лишь благодаря А.Ф.Меркеру увидела свет моя книга «Песнь и плач Матери-Земли» (www.ecosystema.ru, www.uralizdat.ru), к которой он написал очень теплое предисловие.
Русских людей мой друг любил всей своей душой!
Вот одно из последних произведений Александра Федоровича Меркера!

Вл.Назаров


*************
ТАЙНЫЕ СТРАНИЦЫ ДЕРЕВНИ ВИШЕРА.

1. НЕМНОГО ИСТОРИИ.                Сотни маленьких деревень и поселков, когда-то разбросанных (обычно по берегам рек)  в нашем северном крае, исчезли с лица земли. Когда-то их жители были заняты на добыче руд, на лесоповале, сплаве древесины по рекам, на промывке золотых крупинок, они в одночасье стали неперспективными и власть отказалась от них. 

Выбрав руду, вырубив кондовый и строевой лес в округе, выбрав крупицы золота из рек, население осталось без работы. В поисках работы и лучшей доли люди один за другим стали разъезжаться. Отток населения из деревень и поселков потянул за собой закрытие школ, больницы и медпункта, почты, магазина. Некогда оживленное поселение медленно умирало и, в конце-концов, органы власти принимали решение об исключении его из списка населенных пунктов данной местности.  Но и после официального закрытия деревни в ней оставались одиночки, которые не могли решиться покинуть родное гнездышко, так и умирали они вместе со своей деревней.

Вот одной из таких деревень и являлась деревня Вишера. Располагалась она на левом берегу Сосьвы, в трех километрах ниже села Денежкино.   

Как пермское название реки Вишера появилось на другой стороне Уральского хребта? Как жили люди в деревне? Чем они занимались? 
Вот что мне удалось разыскать:   
Историк-краевед Ю.Навроцкий высказывает свою версию появления деревни Вишера на берегах Сосьвы: «Основателями селения Вишера на левом берегу Сосьвы с большой вероятностью можно считать потомков 17 вогуличей с реки Вишера Пермской земли, которые в 1612 году,  в начале царствования Михаила Федоровича Романова, «сошли в Верхотурский уезд».    Вышеуказанные вогулы в конце-концов вернулись на свои прежние места проживания, однако, какая-то часть их осталась в Верхотурском уезде, кочуя по рекам Вагран и Сосьва.   Пермские корни «сосьвинских» вогулов подтверждается топонимикой названия  левого притока Сосьвы - Вишеры ниже современного поселка Денежкино. Вот в устье этого притока, на его правом берегу,  со временем и появилось селение Вишера, в честь  пермской реки Вишера, откуда в Зауралье появились  предки основателей нового селения».   

Только меня смущает вот что:
1. Я допускаю, что основателями деревни могли быть выходцы с пермской Вишеры.
Тогда объяснимо их решение свое новое селение на Сосьве назвать - д. Вишера (в память о своих родных местах). 
И местный ручей мог быть назван - р. Вишера. Но тогда почему на карте «Верхотурского уезда», изданной в 1914 году, это селение называется Березовой Горой?

2. По какой причине на поздних картах деревня, названная первопоселенцами «Вишерой» стала  деревней «Березовая Гора», а потом вновь стала «Вишерой», а ручей и сейчас называется Чёрным?
Если бы первоначальные названия были бы неблагозвучными или бы какая-нибудь политическая (царская) подоплека в названии была заложена - тогда был бы какой-то резон менять названия деревни и ручья. Но "Вишера" - это же нейтральное название! 

И.Кривощеков в своем  «Словаре Верхотурского уезда»  (1910 год) отмечает о  существовании на берегу Сосьвы деревни «Березовая Гора», с 6-ю дворами, в которых проживают 38 человек обоего пола. Жители деревни занимались охотой, рыболовством, даже сеяли рожь и ячмень.

На карте Верхотурского уезда за 1914 год д. Березовая Гора уже значится. Она показана на левом берегу Сосьвы, на том самом месте, где потом будет обозначена деревня Вишера.
И на карте германского Генштаба за 1941 год это поселение называется «Beresowaja Garj».
Когда и почему произошла смена названия селения?  Объяснить  это я  пока не могу.
 
Но как бы там ни было – деревня на этом месте Сосьвы была.
С большим трудом мне удалось разыскать и установить связь с некоторыми бывшими жителями деревни Вишера. Родившиеся сразу после Отечественной войны, в настоящее время они пребывают в почтенном возрасте.   Сведения, собранные по крупицам, я предлагаю тем, кто интересуется историей своего края.   

                *****
С 1893 года в 1,5 км к юго-востоку от д. Вишера начинается разработка  месторождения  огнеупорных глин, приуроченное к юрским каолиновым отложениям. К 1913 году месторождение практически выработано.
 
Перед Первой Мировой войной в престольный день жители Вишеры и  других поселений (Петропавловского,  Марсят,  Петровой и Андриановичей)  съезжались в красивую деревню  Денежкино.  Здесь был большой конный двор с солярием для выращивания жеребят. В деревне  Денежкино был двухэтажный дом.  В деревне была часовня иконы «Утоли моя печали».
                *****    

2. СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ.                В начале 1930 года на уральский север  из южных и западных областей Советского Союза   привезли спецпереселенцев – раскулаченных крестьян.  Взрослая работоспособная их часть была принудительно трудоустроена на лесоповал.
На территории Самского сельского совета,  в состав которого входила деревня Вишера, были созданы отдельные спецпоселения. Одним таким спецпоселением стала д.Вишера. Надзор за прибывшими  спецпоселенцами осуществлялась комендатурой, которая находилась в селе Денежкино. 
 
Спецпереселенцы и их семьи не имели права без разрешения комендатуры отлучаться за пределы поселка, в котором они проживают, за исключением тех случаев, когда отлучка была связана с посещением мест работ, указанных комендатурой.
 
Всего Самский сельсовет, принял  311 семей (1570 человек). Часть из них была направлена на левый берег, в д.Вишеру. Размещение прибывших в д.Вишера спецпереселенцев было произведено в бараках лесозаготовительной организации, в землянках и в домах местных жителей.  Семьи в бараках не отделялись, не было никаких перегородок, спали на сплошных нарах.  В бараках и избах была большая скученность. Некоторым переселенцам приходилось спать под нарами из-за отсутствия места на нарах.

Размещение переселенцев в избах местного населения  вызвало недовольство местных жителей и приводило к открытым конфликтам. 
Какая-либо механизация на лесоучастках отсутствовала, основными орудиями был топор и поперечная пила, а тягловой силой на трелевке - лошадь. 

Особенно трудными были первые два года. Размещение прибывших проводилось без каких-либо продуманных планов снабжения ссыльных продовольствием и одеждой.  Это привело к тому, что вскоре  почти  все переселенцы стали голодать.
Спецпереселенцы питались сухой травой, листьями, опильной мукой, древесными шишка¬ми, корой деревьев и другими суррогатами. 

Обо всем этом сообщается в специальной сводке следственно-политического отдела ОГПУ от 9 августа 1931 г. 

Через некоторое время спецпереселенцам разрешили обзаводиться личным хозяйством.  Но и здесь приходилось преодолевать трудности. Немногочисленные сенные покосы по реке Сосьва были  заняты местными и «новым» жителям приходилось брать под покосы болота, корчевать лесные деляны. Спецпереселенцы сами расчищали выделенные им под дома и огороды земельные участки, выписывали за деньги строевой лес.

Голодая до крайней степени истощения,  копили деньги на приобретение  скота, то есть пытались выживать, медленно пуская корни в негостеприимную северную землю.
В 1933 году в спецпоселениях Надеждинского и Ивдельского районов  начинается организация колхозов.

Земельные угодья поселков Денежкино и Вишера были объединены  в  один колхоз – колхоз имени Молотова.  Начинается строительство скотных дворов, зерноскладов и иных хозяйственных построек. Причем, скот и сельхозинвентарь «кулацкие» колхозы закупали зачастую на взятые у государства ссуды, за которые некоторые колхозы расплачивались до 50-х годов прошлого века.
 
Теперь жители Вишеров, наряду с работой в леспромхозе, также  были заняты сельским хозяйством.  Со временем раскулаченные крестьяне – бывшие трудолюбивые хлеборобы южных и западных областей страны, приспособились к суровому климату Северного Урала и научились на местных полях выращивать богатые урожаи картофеля, капусты, корнеплодов и даже некоторые зерновых. В годы Великой Отечественной войны сельскохозяйственная отрасль полностью удовлетворяла потребности Ивдельлага в продуктах питания собственного производства. 

С марта 1933 года для высланных кулаков начинаются некоторые послабления: их дети, достигшие совершеннолетия и при положительной характеристике, восстанавливались в избирательных правах.

С 1935 года большая часть спецпереселенцев получила избирательные права. Но сохранились ограничения на свободу передвижения за пределы административного района без разрешения комендатуры. В этом же году рождаемость в спецпоселениях превысила смертность, а к 1940 году - рождаемость превышала смертность более чем в два раза

Весной 1936 года был положительно решен вопрос об освобождении из «кулацкой ссылки» лиц, поступивших в институты, техникумы.

К 1937 году большинство спецпереселенцев где по суду, где по истечению срока вернули себе гражданские права, породнились между собой или с местными жителями, прекратились побеги из спецпоселений и комендатур.  Жизнь поселенцев постепенно стала улучшаться.

А потом началась страшная война. Всех мужчин, пригодных к военной службе, мобилизовали в армию, кое-кто добровольно пошел на фронт.
   
«Мой дедушка, - вспоминает Нина Васильевна Савельева (дев. Вощинникова), бывшая жительница д.Вишера, - парнишкой вместе с родителями был сослан в эту деревню в 1930-х годах. В 1941 году он приписал себе один год возраста и добровольцем ущел на фронт. Вернулся с войны живым и построил себе в деревне добротный дом с четырехскатной крышей. А на моего дядю с фронта трижды приходили похоронки, а следом за ними пришло письмо от самого дяди: оказывается, он был ранен и находился в госпитале».
               
                *****

3. ЖЕРТВЫ ТЕРРОРА.               
Казалось, жизнь налаживается, бытовые условия и питание спецпереселенцев улучшились.  Однако на горизонте сгущались тучи новых социальных потрясений, затронувших многие семьи, сломавшие многие судьбы - наступило время «Большого Террора», массовых арестов «врагов народа».   
 
Массовые репрессии периода «Большого Террора» не обошли стороной и спецпоселение Вишера. Вот неполный список лиц из числа жителей и административно-ссыльных деревни Вишера, подвергнутых репрессиям (по данным Ю.Навроцкого):

- Графеев Иван Кузьмич 1908 г. р., русский. Спецпоселенец трудпоселка Вишера Самского сельского совета Надеждинского района. Арестован 17 января 1938 года. Осужден 3 марта 1938 года к высшей мере наказания (ВМН). Расстрелян 21 марта 1938 года.
- Графеев Кузьма Данилович 1889 г. р., русский, спецпоселенец трудпоселка Вишера Самского сельского совета Надеждинского района. Арестован 17 января 1938 года. Осужден 3 марта 1938 года к ВМН. Расстрелян 21 марта 1938 года.
- Недорезов Иосиф Ермолаевич 1897 г. р., русский, административно-ссыльный трудпоселка Вишера Самского сельского совета Надеждинского района, бондарь Самского участка Надеждинского химлеспромхоза. Арестован 6 февраля 1938 года. Осужден 26 февраля 1938 года к ВМН. Расстрелян 16 марта 1938 года.   

Кое-кто может задаться вопросом, какие такие страшные преступления могли совершить раскулаченные и сосланные в глухую таежную деревушку, что их приговорили к расстрелу?  Оказывается, им припомнили деяния прошлых лет: Графеев К.Д., например,  служил в армии Колчака, а Недорезов И.Е. служил в армии атамана Дутова, участвовал в расстрелах пленных красногвардейцев.
 
«В нашей деревне жил сосланный священник, он меня крестил, - сообщает мне Нина Васильевна Савельева (дев. Вощинникова), -  И еще жил Иван Иванович Гвоздев, который был сослан сюда после отсидки в лагере за разговоры об убийстве Сталина. Вот такие люди жили у нас».

А дети этих ссыльных и казненных кулаков и казаков потом воевали на фронте, трудились в тылу, ступали в  комсомол и партию.

Надо отметить, что репрессии коснулись и сотрудников комендатуры, в ведении которой находились трудпоселки и спецпоселения. Так,  14 марта 1938 года был арестован Репин Михаил Осипович. Некоторое время он исполнял должность начальника комендатуры Самского сельского совета, включавшего в себя трудпоселки Вишера, Северная Сама, Старая Сама, Белая Речка и Масловское отделение Южно-Заозерского приискового управления. 20 февраля 1939 года Репин М. О. был осужден Приговором Военного Трибунала  Уральского Военного Округа на 5 лет лагерей с поражением в правах на два года. Такие данные приводит в своих публикациях историк-краевед Ю. Навроцкий.
   
                *****   

4. ЧТО БЫЛО В ДЕРЕВНЕ И ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ ЕЕ ЖИТЕЛИ.               
Деревня Вишера была небольшой, имела только одну улицу, которая тянулась вдоль обрывистого левого берега Сосьвы. Улица всегда была чистой, так как хозяева регулярно подметали свою территорию, а мусор вывозился.
 
Жители деревни Вишера: Вощинниковы, Парахины, Поповы, Механошины, Махмутовы,  Селивановы, Котловы, Садовы, Смольниковы, Романовы, Гамадиевы, Савельевы, Барсенёвы, Гилёвы, Русиновы и другие.

Взрослое население было занято на лесоповале, сборе смолы-живицы, заготовке  дранки, на различных работах сначала в колхозе, а когда в 1960-х годах колхозы прекратили свое существование, сельхозпроизводством стали заниматься в подсобном хозяйстве.  Местные поля засевались овсом с горохом.
 
Некоторые спецпереселенцы занялись кустарными промыслами: кто-то  выжигал известь или древесный уголь,  которым обеспечивали не только свою кузницу, но и переправляли через реку для кузниц в Денежкино и Саме.
 
Кто-то из жителей добывал деготь и разводил смолокурни. Смолокуренный промысел приносил хорошую прибыль, так как смола и дёготь в те времена имели широкое применение: смолили лодки, бочки, веревки, канаты. Дегтем смазывали телеги, упряжь, обувь, лечили людей и животных.

Был в деревне бондарь, обеспечивавший  бочками, кадушками, маслобойками, ушатами и шайками не только своих односельчан, но и жителей Са;мы и Денежкино.
В деревне был свой печник и плотник Алексей Додонов, славившимся своим искусством кладки теплых печей и своим плотницким мастерством по всей округе.

За переправу на другой берег реки отвечал специально назначенный человек – лодочник.   

В довоенное и трудное послевоенное время многие жители деревни плели из бересты лапти, обеспечивая этой обувью свою семью. Плели лапти и на продажу. Пайвы из бересты и лыка тоже мастерили.   
 
Кроме бараков, изб и одного двухэтажного дома в деревне была контора химлесхоза, кузница, конный двор с шорной мастерской.
У каждого вздымщика (сборщика сосновой живицы) на своем лесном участке было место, куда в ведрах сносилась живица (сосновая смола), где она сливалась в бочки и закрывалась крышкой. Потом эти бочки на лошадях вывозились в деревню, где заготовленную смолу-живицу хранили в бочках под надежным укрытием до вывоза в Серов. Летняя работа вздымщиков физически очень трудная.
 
При конторе имелась небольшая лаборатория, где лаборантка проводила предварительный химический анализ смолы-живицы.
В зимнее время работники химлесхоза были заняты заготовкой дранки.

На краю деревни стоял детский садик от химлесхоза, а рядом был небольшой магазинчик. В детском садике, - как вспоминают его бывшие воспитанники, - готовили очень вкусную манную кашу и были заботливые воспитатели.
По сохранившейся фотографии начала 1950-х годов видно, что в малочисленной деревне детей в садике было много.
 
Клуба и школы в деревне не было. 
На берегу были причалены лодки, которые нужны были для рыбалки и для переправы на правый берег, где был поселок Денежкино с железнодорожной станцией «Сама» и школой.

До середины 1950-х годов электричества в деревне не было. Об этом можно судить по фотографии одного дома времен 1950-х годов: у дома нет подводки электрических проводов. С правого берега, где был электрифицированный поселок Денежкино, ставить столбы и тянуть линию через реку местная власть многие годы считала делом хлопотным и затратным.   Для освещения жители деревни Вишера  использовали керосиновые лампы и лучины.  Только в 1957 году в деревню провели электричество. Жизнь сразу преобразилась в лучшую сторону.

Медпункта в деревне тоже не было, хотя медработник здесь жил.  Владимир Алексеевич Попов, 1930 года рождения - сын раскулаченных  крестьян Оренбургской области  и сосланных летом 1931 года в деревню Вишера на реке Сосьве, - после окончания (в 1948 г.) медучилища в Серове работал фельдшером в поселке Денежкино Ивдельского района, т.е. на другом берегу Сосьвы.  Фельдшер В. А. Попов обслуживал участки поселков Денежкино,  Сама, Северная Сама, Вишера, Белая речка и Овсяное поле.

Благодаря тому, что в деревне жил фельдшер, женщины рожали детей дома.
Своего кладбища в деревне не было. Умерших хоронили на кладбище в поселке Северная Сама, до которого было около четырех километров.
   
Почта доставлялась из поселка Денежкино. Одна женщина - жительница деревни – работала банщицей в Денежкино, она же по совместительству была почтальонкой: утром, уходя на работу в Денежкино, она уносила письма деревенских на почту, а вечером, возвращаясь домой, она приносила в деревню письма и свежие газеты и журналы. 
       
                *****
 
5. БЫТ И ЛИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО.               
Жили во время войны и первые годы после неё в бедности.  Самые голодные годы были военные и послевоенные до 1948-го.
 
Очень тяжелым бременем для жителей деревни были два налога, установленные ещё в 1930-е годы, однако после  войны ставшие настоящим ярмом на шее колхозника, – денежный и натуральный. Натуральный налог представлял собой обязательные поставки мяса, шерсти, молока, яиц, картофеля и прочее – фактически это был оброк. Натуральный налог надо было платить даже тем сельчанам, у которых вообще никакой живности на своем подворье не было.

Выживанию от голода помогала родная природа. От нее с ранней весны получали витамины, пищу. Пили березовый сок, ели почки сосны и кедра - особенное лакомство для детей. Молодую крапиву и борщевик отваривали, заквашивали и варили супы. Из лебеды пекли лепешки.

Потом поспевали ягоды: земляника, жимолость, черника, голубика, брусника, на болотах собирали морошку и клюкву. Красная смородина росла прямо за крайними домами деревни.   Собранные грибы солили, мариновали, сушили – готовили запасы на зиму.

В голодные годы этот "подножный корм" имел для поддержание здоровья и работоспособности особенно большой значение.

Особое слово надо сказать о корове-кормилице, которая помогла солдаткам выжить и сохранить детей. Коровы были  почти в каждом доме. Как их берегли и холили, сколько сена перевезли зимой - на санях или на себе, как трудились на покосе - объяснять не надо. Ведь потерять корову, значит, потерять всё.
 
Деревенского пастуха для коров не было, коровы сами паслись на пастбищах. Все огороды в целях защиты от потравы домашним скотом, были огорожены изгородями из жердей.   

С середины 1950-х годов положение сельчан стало улучшаться. Теперь кто не ленился, на своем подворье имел корову, нетель, бычка, лошадь, поросят, кур.  На огородах выращивали картошку, капусту, свеклу, лук, в парничках созревали огурцы, помидоры.
 
С правобережных покосов покосники из Денежкино часто на лодке переправлялись к Вишерам, где у заботливых хозяев закупали свежее молоко, яйца, соленое сало, сметану, лук с грядки, огурчики из парников.

В Вишерах шла типичная деревенская жизнь: петухи пели рано по утрам, коровы мычали, куры бегали по двору, яростно разгребая землю лапами в поисках пищи. Жители деревни (и стар, и млад) дружно ходили за ягодами и грибами в лес, который начинался прямо за крайними избами. Почти в каждой избе  по  утрам из печи шел чудесный запах домашних пирогов.

Деревянными ложками хлебали деревенские щи да кашу, приготовленные хозяйками в чугунке в жаркой русской печи.

Матери от всех болезней лечили  своих детей самым надежным народным способом – укладывали на раскаленную печь.  Эта же печь служила и местом для ночлега, и прекрасным обогревателем для замёрзших в зимних уличных играх ребятишек.

Конечно, чтобы в доме был этот достаток, надо было трудиться с раннего утра и до позднего вечера: и на работе, и дома.  Особенно трудно было в жаркое время сенокоса.
 
Воду для своих нужд, для скотины и на полив в огородах брали из Сосьвы. В деревне только у одних Поповых был свой колодец, но деревенские им не пользовались, так как он был у них во дворе. 
 
В этом небольшом поселке все дети в семьях помогали родителям в огородных делах, в уходе за живностью, в сенокосную пору, в заготовках дров. В этих повседневных работах они закаляли себя физически  и взрослели.   
               
                ***** 
 
6. ДОСУГ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТВОРЫ.               
Бывшие жители деревни Вишера, которым сейчас перевалило за седьмой десяток лет, охотно делятся воспоминаниями о своем далеком деревенском детстве. Воспоминания возникают и уносят их в то далёкое, беззаботное  детство.
 
Клуба в посёлке не было.  Кино показывали в конторе химлесхоза, куда  ходили смотреть фильмы всей деревней. Фильмы смотрели на большом полотне из белого материала. И всем нравилось.  Киномеханик прибывал из Денежкино.  До появления в деревне электричества киноаппарат работал от  движка.

Палисадников в то время у домов не было, а вместо скамеек сидели на завалинках.
В установившиеся хорошие годы праздники, дни рождения справляли всей деревней. В хорошую погоду столы ставили прямо на берегу реки. Столы накрывались тем, что приносили из домов. Каждая хозяйка и хозяин стремились не ударить в грязь лицом: приносили лучшее. Сначала пили самогон, когда он кончался – переходили на брагу. На таких деревенских посиделках по-над Сосьвой неслась песня про камыш, который шумел, а деревья гнулись, про ночку, которая темная была. За ней зазвучала другая песня. Потом еще.  А как красиво они пели! Звонкие голоса женщин переплетались с басами мужчин, и это дивное  прелестное  многоголосие роднило всех обитателей небольшой деревушки на реке.   

Парни и девчата на танцы бегали в Денежкино или в поселок Старая Сама.  Они любили бывать на железнодорожном вокзале – встречали и провожали поезда.
 
Незабываемы дни начала ледохода, когда лед трещал, а потом лавина льдин, кроша  друг друга, с шумом проносилась мимо деревни.  А как детвора вначале радовалась, когда к кому-то первому вода подойдет и замочит обувь, а потом пугались, влезали на дерево и  кричали: "Спасите!".

Деревенские ребятишки – и девчонки, и мальчишки - любили ходить к Денежкиной скале.  Сверху им открывался красивый вид на пионерский лагерь и окружающую местность. По весне там распускались голубые пушистые цветы сон-травы и дикий лук, который собирался для дома.    

Вся деревенская детвора всё лето бегала босиком, а в летнюю грозу шлёпала по лужам, обрызгивая себя и других с ног до головы.  Только оглушительный треск грома, который, казалось, раскалывает всё небо и стрелы молний, летящие из темных туч на землю, заставляли цепенеть детские сердца и врассыпную бежать под защиту родного дома.    

А какое счастье ощущала детвора, когда накупавшись и наигравшись, падали на  траву и любовались бесконечностью голубого неба. Не в такие ли минуты, созерцая необъятные просторы космоса, у деревенского парнишки Володи Парахина зародилась мечта стать авиатором?    Да и первые в те годы полеты космонавтов в космос будоражили юное сердце.

Жить у реки и не заниматься рыбалкой?  Так не бывает. Рыбалкой занимались не только мужчины деревни, но и многие женщины пристрастились вместе с мужьями бреднями и сетями таскать рыбу из мелких, прогреваемых солнцем, заливчиков. Мужики знали по всей Сосьве излюбленные перекаты и омуты у скал, где водились таймени, хариусы, налимы, щуки и другие виды.
 
От родителей тяга к рыболовству передалась и детям. Они не довольствовались только удочками,  они  днем ходили по мелководью реки с вилками,  где были топляки или большие камни, и под ними искали налимов и кололи их.  Острогой  ловили налимов и ночью на лодках. К  корме лодки привязывали огромную лучину, на которую наматывали  паклю с тряпками и  пропитывали керосином, потом  поджигали.  Вода была прозрачной, а спящие  налимы были хорошо видны.  Вместе с мальчишками в ночное на рыбалку ходили и девчонки.

В начале осени жители деревни ходили шишкарить. Это было далеко и идти приходилось по старой лежнёвке. Потом, удобно устроившись на мягкой лесной подстилке,  шишки  шелушили,  просеивали на ветру и готовыми орехами несли домой в пайвах.

С наступлением морозных дней сельские ребятишки мастерили себе «коньки», покрывая закругленные дощечки густым слоем свежего навоза. За морозную ночь навоз промерзал, после чего он ровнялся рубанком. С помощью верёвок эти «коньки» привязывались к валенкам. На этих самодельных коньках ребята гоняли наперегонки по окрепшему льду Сосьвы, пока он не покрывался слоем снега. 
 
Дошколята с высокого берега катались  на животе и пятой точке. Бывало, и одежда рвалась, за что от родителей доставалось.    

Случались и трагедии.  Однажды поздней осенью утонули два пятилетних мальчика. Дети у самого берега катались на санках: один сидел, а другой сзади санки толкал.  Заигравшись, они угодили в полынью. Так и достали их: один на санках, а другой сзади за санки держался.  Вся деревня тогда плакала.
 
Здесь зарождалась первая любовь и были первые робкие поцелуи в лунные вечера под прикрытием ветвей берез на обрывистом  берегу Сосьвы. Были и страдания от безответной любви. Всё было. Такова жизнь.
В маленькой деревне жизнь шла своим чередом. 

                *****   

7. ЛОДОЧНАЯ ПЕРЕПРАВА И ХАРЧЁВЫЕ ПЛОТЫ.               
В деревне была такая должность – лодочник речной переправы.  Если кому-то из жителей деревни нужно было переправиться на правый берег, то шли к нему. В теплые летние дни некоторые часто обходились без помощи лодочника: два бревна зажимали ногами и переправлялись на другой берег, а при малой воде шли вброд.

При возвращении домой приходилось кричать с правого берега и кто-нибудь на деревенском берегу, обычно это были играющие на улице дети, бежал за лодочником.
 
В некоторые годы между левым и правым берегами напротив деревни действовала паромная переправа. В последнее время паромная переправа была на летнем броде через Сосьву.  В весеннее и осеннее время в поселок Денежкино приходилось ходить кружным путем – через железнодорожный мост.

Заготовленную зимой в верховьях Сосьвы и по ее притокам древесину в весеннее половодье сплавляли самосплавом (молевой сплав). Лавина древесины сплошным потоком шла по всей ширине реки. За потоком древесины шли плоты с рабочими, которые по мере необходимости причаливали к берегу и вытаскивали застрявшие в кустах или на мели брёвна-баланы или же растаскивали (расшивали) заторы из брёвен.

Река у деревни была мелкая, поэтому при летнем сплаве леса в этом месте всегда были настолько большие заторы, что бревна сплошь покрывали водное пространство между берегами, и люди свободно по этим бревнам переходили с одного берега на другой. 

Эти заторы с трудом растаскивались сплавщиками своими длинными баграми. Отдельные бревна, плывущие вблизи берега, местные жители вылавливали баграми, сушили и использовали для своих нужд. 

На таких плотах сопровождения, которые назывались харчёвыми,  имелись служебные домики.   Прохождение  харчевых плотов по реке – это всегда был праздник. Так красиво плывут домики по реке, а там и клуб, и магазинчик!  В деревне всегда ждали, когда покажутся эти харчевые плоты. 
 
На харчевых плотах - отдельные мужские и женские домики, столовые, бани и даже радиорубки. По всей реке лилась музыка, по ее звуку население деревни узнавали о приближении каравана плотов, жители выбегали из домов и спешили к берегу,  а детвора от избытка чувств тут уже пускалась в пляс.
 
Харчёвые плоты останавливались в самом начале деревни, жители которой спешили в магазинчик на плотах. В магазинчике никаких деликатесов не было, но самое необходимое – мука, соль, спички, керосин, разные консервы, конфеты, махорка – приобрести можно было.
«Мы, дети, с удовольствием покупали конфеты, которые нам насыпали в газетные кульки. Местные жители приносили на продажу молоко, картошку, пучки зеленого лука, огурцы», - вспоминает Ангелина Ивановна Белова (дев. Смольникова).
   
А самим плотогонам при большой воде было не до веселья, они усиленно работали.  Река Сосьва, начиная от Денежкино,  раз за разом делает несколько петель-поворотов.  У  деревни Вишера река делает один из таких крутых  поворотов вправо и если вовремя не подсуетиться, то плоты прижмет к берегу так, что потом намучишься снимать их с мели или из прибрежных кустов выдергивать. Поэтому плотогоны, управляя плотом длинными вёслами-гребями, которые крепились в голове и в хвосте плота, не давали течению реки навалить плоты на вогнутый высокий берег, они изо всех сил стремились удержать плоты в струе,  по середине реки.   

                *****   
 
8. ГОДЫ ШКОЛЬНЫЕ И СМЕРТЬ ДЕРЕВНИ.               
Деревня Вишера была настолько мала, что даже начальной школы не было. Вишерские школьники сначала учились в начальной школе поселка Денежкино, а с пятого класса учебу продолжали в школе поселка Старая Сама, где был интернат.
 
В начальную школу ходили пешком в любую погоду.  Ходили по реке весной даже тогда, когда лёд уже  проваливался под ногами. 
 
А однажды, возвращаясь из школы, группа ребят чуть не потонула во время ледохода. Хорошо, что с ними была старшая сестра одной из учениц, которая окольными тропами через залитый лес привела ребят в деревню.

Софья Баева (Махмутова), бывшая жительница д. Вишера вспоминает: «Когда осенью Сосьва покрывалась тонким льдом или, наоборот, по весне, когда лед таял, из Вишеров  в начальную школу, которая находилась в поселке Денежкино,  приходилось ходить по  железнодорожному мосту через Сосьву.  Это 6 километров  до школы и 6 - обратно домой. Такой путь школьники проделывали каждую весну и осень.  Летом на лодке переправлялись прямо из  Вишеров на противоположный покосный берег.  Зимой по льду до самой школы тропинка была. Это расстояние было в два раза меньше: 3 километра до школы да 3 километра  обратно».
   
После окончания школы молодежь, как птенцы из родного гнезда, разлетались из деревни в разные края страны: Курган, Самара, Нижний Тагил, Талица, Свердловск, Челябинск и даже Ленинград – вот далеко не полный перечень мест, куда отправились за знаниями и обустройством семейной жизни вчерашние жители деревни Вишера.
Ни один из вишерцев-выпускников школы не оставался в Вишерах.
 
Александр Петрович Боярских, 29 лет возглавлявший сельский совет пос. Старая Сама, в состав которого входила деревня Вишера, сообщает мне: «Вишера вошла в состав Самского с/совета с 1929 года. На пике своего развития в 1930-50-х годах население немного превышало сотню человек за счет того, что семьи были достаточно многодетны. Вишера практически прекратила свое существование в середине 1960-х годах. Причина этого – сворачивание всех видов производства и, как следствие, – отток людей. Часть домов была перевезена в поселок  Денежкино, остальное убило время». 

И семейные жители заколачивали свои дома и постепенно стали  переезжать из деревни Вишера в поселки Денежкино, Старую Саму, Глухарный, Маслово.
 
В деревне Вишера оставались одни старики, да и их с каждым годом становилось меньше. Нет теперь уже и деревенского стада коров. Нет и полей, на которых когда-то сеяли овес с горохом. Сейчас они, как и многие бывшие покосы, зарастают кустарниками и деревьями. 

11 октября 1972 года решением Свердловского облисполкома деревня Вишера      исключена из учетных данных населенные пункты Самского сельсовета Ивдельского района, как прекратившая существование.

ЭПИЛОГ. Теперь это почти голое место, только кое-где по еле уловимым признакам угадываются места, где когда-то стояли дома с оплывшими стенками некогда бывших погребов, да кое-где сохранились остатки сгнивших по одному-полтора венцов срубов-оснований бараков и изб. 

А место исчезнувшей деревни на карте называется теперь «урочище Вишера».
 
                ****************** 

9. СВЕДЕНИЯ О СУДЬБЕ ССЫЛЬНОЙ СЕМЬИ.               
Административно-ссыльный Алексей Павлович Попов - один из четырех братьев зажиточного крестьянина Сакмарского района Оренбургской области Павла Петровича Попова.  В годы НЭПа Поповы вместе с еще одной семьей села имели трактор «Фордзон», по 27-30 десятин земли на семью, владели большим количеством лошадей и коров, используя в хозяйстве оплачиваемый  наемный труд на регулярной и сезонной основе.

6 июня 1931 года кандидатская группа ВКП(б) Сакмарского райисполкома, члены правления Среднекаргальского сельсовета и группа бедноты приняли постановление о раскулачивании главы семейства Попова Павла Петровича и его детей: Егора, Григория, Лаврентия и Алексея. Все они подлежали высылке в отдаленные местности Союза ССР вместе с семьями.
 
Летом 1931 года Алексей Павлович Попов с женой и двумя малолетними сыновьями был отправлен в трудпоселок Вишера Самского сельсовета Надеждинского района Уральской области. Спецпереселенцы, размещенные  в поселке Вишера, были определены на работу в  леспромхоз.
Позднее бывший крестьянин А. П. Попов был переведен на должность лодочника речной переправы. Его жена - Анастасия Акимовна, являлась домохозяйкой.

Несмотря на все трудности и сами выжили, и младших детей сохранили и  воспитывали:  Павла 1927 г. р. и Владимира 1930 г. р., которые, окончив школу, поступили в фельдшерско-акушерскую школу № 13 в городе Серове Свердловской области.

Первым фельдшерско-акушерскую школу окончил Павел, и в 1947 году был назначен заведующим фельдшерским пунктом в поселок Бурмантово Ивдельского района.

Весной 1949 года в мансийском поселении Суеватпауль вспыхнула эпидемия тифа, о чем сообщил прибывший в Бурмантово охотник. Фельдшер Павел Попов добрался до стойбища на оленях и в одиночку стал бороться с эпидемией.  Оставшись один на один с коварным недугом, кипятил белье, дезинфицировал помещения, вел лечебные процедуры, изолировал заболевших. Установил полный карантин. Запретил въезд в Суеватпауль. Тиф отступил.  После ликвидации угрозы распространения инфекции и выздоровления выживших больных, в карантинной комнате остался один П. А. Попов, заразившийся тифом. 22 мая 1949 года его вывезли в Бурмантово, а в конце мая он скончался в возрасте 22 лет.

Другой сын - Владимир Алексеевич Попов, после окончания Серовского медицинского училища (бывшая школа) в 1948 году, получил направление в фельдшерско-акушерский пункт поселка Денежкино Ивдельского района.

Фельдшер В. А. Попов обслуживал участки поселков Сама, Северная Сама, Вишера, Белая речка и Овсяное поле. Неоднократно избирался в члены участковой избирательной комиссии, награждался почетными грамотами районного отдела здравоохранения и Облздрава Свердловского облисполкома.

После ликвидации спецпоселка Вишера В. А. Попов переехал в поселок Старая Сама, где его жена работала воспитателем и заместителем заведующей детского сада.   
         
                *****

10. ЗАСЛУЖЕННЫЙ ШТУРМАН-ИСПЫТАТЕЛЬ.               
В деревне Вишера Ивдельского  района  27 мая 1947 г. родился будущий Заслуженный штурман-испытатель СССР, полковник  Владимир Николаевич Парахин.  Мать - Антонида Николаевна.

«Детские и юношеские годы я провел в деревне Вишера, поселке Глухарном Ивдельского р-на, - сообщает мне Владимир Николаевич. - Учился в начальной школе с.Денежкино, потом в п.Старая Сама, среднюю школу закончил в п.Маслово Ивдельского района. Хотел стать летчиком, но из-за роста комиссию не прошел.  Пошел учиться на штурмана». 

В 1969 г. В.Н. Парахин окончил Челябинское Высшее Военное Авиационное Училище Штурманов. С июля 1969 по декабрь 1997 г. – штурман-испытатель  на различных должностях. Владимир Николаевич Парахин прослужил в морской авиации 28 лет и за время лётной и испытательной работы освоил более 30 типов самолетов и вертолетов. В течение трех лет штурман-испытатель В.Н. Парахин проводил испытания атомного оружия на полигонах Новой Земли и Семипалатинска, где в верхних слоях атмосферы (на высотах от 10 до 18 тысяч метров) проводились отборы проб воздуха. После ядерных испытаний пробы радиоактивных частиц брались из стратосферы.  Контейнеры с этими пробами отправлялись для анализа спецрейсами в Московский институт ядерной физики.
 
С декабря 1997 г. – в запасе, но  продолжает работать старшим научным сотрудником.
6 ноября 1980 г. награжден орденом Красной Звезды. 
Автор пяти книг об авиации.
   
                ***** 

11. ЖИЛИ-БЫЛИ В ВИШЕРАХ СТАРИК СО СТАРУХОЙ.               
Эта история произошла в деревеньке Вишера, сейчас ее уже нет, но бывших ее жителей на свете белом предостаточно, и они с удовольствием подтвердят, что этот случай – не выдумка, он был на самом деле. 

А дело было такое:
В конце 1950-х годов жили-были на окраине деревни дед да бабка! Время было послевоенное, все жили трудновато, но очень дружно и готовы были поделиться друг с другом последним куском хлеба!

Детей они вырастили, в города и веси отправили, внуки на каникулах у них резвятся, что еще надо старикам! Но беда она на то и беда, чтоб являться внезапно и незапланированно!

Стала бабка на старости лет жадной и ужасно прижимистой! Каждую копейку в заначку, каждую тряпку в сундук, все что заведется - на продажу!
Дед по натуре был русской души человек и по молодости бывший рубаха-парень не раз пенял ей: "Куды, старая,  копишь, когда я свои валенки на седьмой раз подшиваю! В могилу добро потащишь?"

Бабка отговаривалась: «Не бойся, дедко, помрешь - в костюме шевиотовом положу, ишшо и музыку закажу!"  Терпелка у деда лопнула, и дед прикинулся мертвым!
 
Бабка пулей нырнула к сундукам, натянула на деда старенькое видавшее виды трико и футболку с надписью "Урожай", на ноги натянула разбитые внуком кеды!

Вечером стали подходить попрощаться соседи! Бабка, изображая вселенскую скорбь, запричитала: "И НА КОГО ТЫ МЕНЯ СПОКИНУЛ?  И КУДЫ-Ж ТЫ, МИЛАЙ, СОБРАЛСИ?».
Такого кощунства и коварства дед уже стерпеть не смог! Дед сел в гробу и рявкнул: «НА ФУТБОЛ, ИТИТЬ ТВОЮ МАТЬ!!!" Провожающих-отпевающих как ветром сдуло.
Но жили они после этого еще долго и мирно и умерли в один день.

                *****   

   Александр Меркер
Место: Свердловская область, Ивдельский район, река Сосьва. 

На фотографии: д.Вишера, дети детского садика с воспитателями (ок.1950-51 годов).
********************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
11 февраля 2020 года


Рецензии