Проводила мать сына на фронт

Тяжело в учении курсанту…
Тяжело матери, которая отправила сына на войну…
Анна Евстафьевна Лях.
Особенно в первые зимние дни после проводов сына  она сильно переживала…
Плакать?
Разве кто услышит?
Одна.
И так уже все слезы выплакала.
Звать?
Зачем напрасно звать?
Ему и так нелегко, сыну-то…
В один из зимних вечеров, когда уже порядком стемнело, она вдруг услышала стук в окно. Такой тихий-тихий, едва-едва угадываемый. Она бросилась к окну. Но почему-то медленно-медленно, как в кошмарном сне, стала отодвигать занавеску. Темный проем окна. И… Знакомая ей до боли детская варежка, с небольшой заплаткой, которую она сама когда-то наскоро пришивала, кажется ей, стукает и стукает в окно. И ничего больше не видно. Темнота. Она бросилась к дверям, выбежала, раздетой, даже не накинув на голову платок, на улицу – никого. Ночь, звезды, луна, снег. Никого! Несколько вечеров тихий стук повторялся. Она шла к окну. Медленно открывала занавеску. Но на улицу уже не выбегала с надеждой увидеть сына.  Она уже не могла  плакать. Она не могла кричать. Это была её страшная тайна. Она никому не рассказывала об этом. Она даже сыну об этом не написала в письме. Один раз в минуту откровения, спустя многие годы, она  вдруг обмолвится  об этом случае  в разговоре со мной, с её внуком. Наверное, подумала, что он ещё такой маленький, не поймет, не запомнит. Да и сам я, правда,  впервые пишу об этом. Хотя позади у меня многие тысячи километров журналистских дорог, тысячи публикаций в газетах и журналах, встречи и беседы с самыми разными людьми – от сельских доярок и скотников до депутатов и федеральных министров. Историй слышал много. Однако сказанное бабушкой никогда не забывал, почему-то запомнился навсегда её тихий рассказ,  как она долго и тревожно ждала сына, который ушел воевать, защищать  народ и страну от фашистской напасти.  А, может быть, она в те дни чувствовала себя такой одинокой, на неё навалилась такая жестокая тишина, что вечерами она слышала, как стучит громко её собственное сердце, наполненное до краёв тревогой за сына? И этот стук собственного сердца она принимала за долгожданный стук в окно…

Отрывок из очерка «У отца была мечта…»

На снимке: Владилен Лях среди курсантов Ташкентского стрелково-минометного училища (второй слева, верхний ряд), 1943 год. В декабре 1942 года ему исполнилось 17 лет. Впереди жестокие бои в Восточной Пруссии. Награждение орденами за проявленный героизм. 13 февраля 1945 года тяжело ранен. Один орден Отечественный войны 2 степени, по справке Центрального архива Министерства обороны РФ и наградному листу от 28 февраля 1945 года, значится неврученным. 

Редакторы ресурса "Солдаты Победы" предложили разместить новеллу "Проводила мать сына на фронт" в Фейсбуке. Дата публикации: 10 апреля 2020 года. Менее чем за сутки новелла получила более 1300 лайков читателей. У каждого своя история, у каждого своя победа.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.