4. 9 Мироздание как множество миров

               
           Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова Г.И. Гурджиева):

(стр. 100) «По отношению к слову «мир» необходимо  с самого начала понять, что существуют многие миры, что  мы живём не в одном мире, а в нескольких. Но это становиться понятным не сразу, так как в обычном языке слово «мир» употребляется в единственном числе. А в форме множественного числа – «миры»  - это слово употребляется лишь для того, чтобы подчеркнуть ту же идею или выразить мысль о разных мирах, существующих параллельно  друг другу. Наш язык лишён идеи миров, которые содержатся один в другом. Тем не менее идея о том, что мы живём в разных мирах, имеет в виду именно миры, содержащиеся один в другом, миры, с которыми мы находимся в различных отношениях.
Если мы захотим ответить на вопрос, что такое мир или миры, в которых мы живём, мы должны, прежде всего, спросить себя, что мы называем «миром», наиболее тесно и близко связанным с нами.

На это можно ответить, что мы часто даём название «мир» миру людей, человечеству, в котором живём и часть которого составляем. Но  человечество представляет собой неотделимую часть органической жизни на  Земле; поэтому правильнее сказать, что ближайший к нам мир – это органическая жизнь на Земле, мир растений, мир животных и людей.

Однако и органическая жизнь на Земле заключена в другой мир. Что же является «миром» для органической жизни? На это можно ответить, что для органической жизни на нашей планете «миром» является  планета Земля. В свою очередь Земля тоже заключена в один из миров. Что будет этим «миром» для Земли? «Мир» для Земли – это мир планет Солнечной системы, частью которой она является. А что есть «мир» для всех планет, взятых вместе? Это Солнце, или область влияния Солнца, или Солнечная система, часть которой составляют  и планеты. В свою очередь «мир» для Солнца – это наш мир звёзд - Млечный путь, скопление огромного числа звёздных систем.

Далее, с точки зрения астрономов вполне возможно допустить существование множества  миров, расположенных на огромном расстоянии друг от друга в пространстве «всех миров». Эти миры, взятые вместе, будут «миром» для Млечного пути.

Затем, переходя к философским заключениям, можно сказать, что «все миры» должны входить в какую-то для нас непостижимую и неизвестную Целостность, в некое Единство, как, например, единство отдельных элементов составляющих целое яблоко. Это Целое, или Одно,  или Всё, которое можно назвать «Абсолютным» или «Независимым», потому что оно, включая в себя всё, само ни от чего не зависит, представляет собой «мир» для «всех миров». Логически вполне допустимо думать о таком состоянии вещей, где Всё составляет единое Целое. Такая целостность будет несомненно Абсолютным, что означает независимость, потому что Всеобщее беспредельно и неделимо».

             А как же человек? Он единое для всего, что в него входит, но он зависит от этого всего. А это значит, что человек является частью чего-то. И прежде всего, частью общества. Это касается личности и физического тела человека.

«Абсолютное, то есть такое состояние вещей, когда Всеобщее образует единое Целое, является как бы первичным состоянием вещей, из которых благодаря делению и дифференциации возникают различия в наблюдаемых нами феноменах.

Человек живёт во всех мирах, но по-разному. Это значит, что на него оказывает влияние, прежде всего, ближайший к нему мир, подходящий к нему вплотную, частью которого он является. Более далёкие миры также влияют на человека как непосредственно, так и через другие, промежуточные миры, но их действие уменьшается пропорционально их удалённости от человека или росту различий между ними и человеком. … непосредственное влияние Абсолютного до человека не доходит, но влияние следующего мира и влияние мира звёзд проявляется в жизни человека уже вполне ясно, хотя они, конечно науке неизвестны».


Рецензии