C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Мы открылись!

                Рассказ написан в соавторстве с Нурланом Токсановым

Дрожь раскрывающегося бордюра заставила Анджея вздрогнуть и отпрянуть в сторону. Писк сигнала предупреждения — и рядом на парковку стал заходить парящий грузовик малого объема.
 Скрежет по металлическому покрытию парковки, запахи масел и резины, еще каких-то кислот и красок… Анджей поморщился. Вот ведь выбрали место, не могли дальше что ли парковаться. Но поделать Анджей ничего не мог, придется переходить дорогу. Раз тут запустили серию сегодняшних парковок, простым людям на этой стороне дороги лучше не появляться.
Он сошел с пешеходной дорожки, и открылся вид на проспект. Трехслойное движение – ползающие внизу инфра-роботы, парящий средний слой различных машин и беспилотные дроиды наверху. Цифровые оповещения разного калибра, среди которых настоящую рекламу теперь уже и не увидишь. Анджей вздохнул и заказал переходник через дорогу. Деньги, деньги, деньги… Через минуту у его ног парил переливающийся полупрозрачной иллюминацией квадрат транспортного робота.
Пара секунд, и Анджей уже на другой стороне. Дело выглядело простым, но для него не совсем обычным. Он шел проверить полученное на днях оповещение. В Астроне на каждого гражданина возлагалась ответственность пусть за небольшую, но часть города. Обычно это была часть какой-нибудь коммуникации – канализация или водоснабжение. Вопрос чаще всего решался через сети. Люди просто сбрасывались сообща на нужные суммы, и роботы проверяли, нужен ли ремонт. Но у Анджея, после совершеннолетия в девятнадцать лет, всё вышло немного не так. Ему прислали оповещение о такой ответственности, только вот, судя по видеоданным, ему досталось что-то непонятное, какая-та пустота между трубами и стенами. Что с ней можно делать?
В кармане тихо завибрировал коммуникатор. Анджей поморщился, есть ему еще не хотелось, но дисциплина есть дисциплина. Каждый житель Астрона обязан следовать правилам и два раза в сутки принимать пищу. Говорят, раньше еда приносила удовольствие, но, увы, не в наше время. Молодой человек извлек из кармана легкой универсальной куртки небольшой тюбик, отвинтил колпачок и выдавил содержимое в рот. Тюбик производился из тончайшего металла и выглядел миниатюрным и практически невесомым. Однако после попадания смеси в человеческий организм желудочный сок делал свое дело, всё разбухало – питало, создавало ощущение сытости.
Быстро это все было и экономно, только теперь Анджею пришлось основательно задуматься, куда же выкинуть пустой и теперь уже совершенно бесполезный тюбик? Уже два десятилетия как мусорные урны были ликвидированы в Астроне как понятие. И правда, зачем они? Раньше, до изобретения тюбиков, горожане баловались семечками, мороженым, да и что греха таить, выпивали на улице купленные в супермаркете бутылочки с прохладительными и веселящими душу напитками, предварительно завернув в бумагу или добросовестно спрятав в пакет. Но стальная воля ученых, медиков и непосредственно администрации переломила вековую традицию, и горожане, как и жители других передовых стран, перешли на современные виды питания.
Переполненные и уродующие вид города урны ликвидировали, и каждый год мэр города хвастливо подводил итоги, потрясая довольных избирателей цифрами экономии и сбережения городских средств.
Теперь горожане уносили пустые тюбики прямо домой. Не дай Бог выкинуть его на тротуар или в люк канализации! Вездесущие зрачки камер внимательно следили за каждым движением астронца или астронки и методично записывали их на многопентабайтные дисковые носители. Да и собственные смартфоны могли донести куда надо при случае. Нарушителей ждала суровая кара, вплоть до высылки из города.
Анджей сначала держал тюбик в руках, а затем решил, что вид его излишне провокативен и спрятал тот опять в карман.
Он уже подходил к месту, что досталось ему. Раздался оповещающий сигнал датчика карты. Нужное место было под ним. Растерявшись, Анджей замер на месте. Резко крутнулся, словно надеясь увидеть нечто за своими плечами. Ничего особого рядом не наблюдалось. Нерабочий бордюр малой дорожной трассы рядом, стена роботомастерской, и уходящая под углом в сорок пять градусов лестница к закрытому скверу наверху. Ничто из этого не являлось тем местом, о котором говорил ему сейчас датчик. Тем не менее, он находился там, где надо. Да как же так?! Анджей даже не знал, плакать ему или злиться. Что ему надо искать?! Он изогнулся, пытаясь высмотреть необходимое. Под ногами был просто сухой тротуар.
Наконец, он заглянул за лестницу, и с облегчением обнаружил проем. Это точно была не дверь и не какой-то специальный проход, а именно проем или даже дыра. Медленно, очень медленно, Анджей буквально вплыл в это странное место. И снова раздался сигнал датчика. Как он и боялся, он достиг цели.
Фонарик осветил ржавчину стен вокруг, металлические пластины лестницы наверху, трубы двухметровой ширины чуть вдали. Анджей снова взглянул на карту смартфона – там это место обозначалось как некая точка, даже с минимального расстояния. Здесь же, перед ним оказался целый подвал. Обслуживающий город роботы сюда не заглядывали, потому что данного места просто не имелось в их картах. А людям тут делать было нечего.
Анджей схватился за голову и медленно осел на пол. Как ему теперь быть? Ведь закон Ответственности не отключится, от него будут просить каких-то результатов. Что он покажет? Даже если он снимет весь этот подвал на видео, это ничего не даст, поскольку в архитектурных планах города этого места не существовало. Может, поэтому оно и было таким большим. Случайно втесалось между двумя неправильно рассчитанными объектами. Что же делать? Он опять повернулся, уже сидя, и тут у него из кармана выпал использованный тюбик. Пустой и ненужный. Анджей протянул было руку, чтобы взять его и положить обратно, а потом замер на месте. А зачем ему это? Ненужный мусор в ненужном месте. Минус на минус дает плюс. Он быстро вскочил на ноги. Быстро набрал в смартфоне нужный запрос. Сам он о мусоре в Астроне знал только то, что вокруг этого вопроса крутилось очень много штрафов. Но почему?
Найденная информация ошарашила его настолько, что он тут же позвонил Але, своей подруге.
Та была на год его старше, и прекрасно ориентировалась во всех хитросплетениях бурной жизни огромного города. Анджей немного побаивался ее взбалмошного характера и насмешек, но терпеливо их сносил, поскольку питал к девушке чувства отнюдь не платонического свойства.
—  Анджик, разве ты не знаешь, что мы в буквальном смысле утопаем в мусоре? Просто ты, парень, живешь один, и не сталкиваешься с проблемами отходов.
Анджей повертел вокруг головой. Не все выглядело так уж плохо, как в изображении Али, та, конечно же, утрировала, по своему обыкновению, но всё же, всё же…
Он начал припоминать, как жаловались соседи на невозможность выбросить скопившиеся пустые тюбики, старую одежду, ненужные детские игрушки и прочие предметы коммунального быта. Та же Аля постоянно заставляла его оплачивать свои многочисленные штрафы за выброшенный мусор, ссылаясь на занятость. И он безропотно выполнял её просьбы, не заморачиваясь особо по этому поводу.
Да, что ни говори, в одиночной жизни имеются как свои минусы, так и свои плюсы.
И тут в голове Анджея созрел план. Можно даже сказать бизнес-план. Не то, чтобы он был этаким предпринимателем, отнюдь нет. Но раз уж так сложились обстоятельства…
Он задумчиво прошелся взад-вперед по довольно-таки вместительному подвалу. Благодаря капризной прихоти судьбы, а может, попросту, ее ошибке, у него теперь имелась такая дорогая в условиях Астрона площадь!
—  Алька, я тебе потом перезвоню, —  заявил он собеседнице, всё ещё втолковывающей ему сложности с вывозом мусора из их любимого города.
Оказывается из экологических соображений, тот производился лишь раз в  три месяца, в конце квартала! Получалось так, что экологи набрали такую силу, что городские власти мирились с замусориванием квартир, лишь бы не нарваться на грандиозные штрафы.
Так что, если все правильно организовать, то это будет вовсе не подвал, а прямо-таки золотая жила!
Пару дней он провел, не отрываясь, в изучении возникшего вопроса. Как выяснилось, мусор в Астроне хранили на специальных складах, где он фасовался и уплотнялся, готовясь к вывозке. Но пользовались этим, как правило, лишь предприятия да крупные торговые сети. Платить за входной допуск на эти склады, обычным людям было попросту невыгодно – ведь не будешь отдавать каждый день отдавать кредиты, чтобы выкинуть какой-нибудь тюбик. Вот и копили люди подобный мусор, где могли, чтобы потом уже покупать допуск да вывозить отходы баками.
Те же проблемы испытывали и мелкие технические и прочие сервисы, наподобие той роботомастерской, что находилось рядом с найденным местом. Прочитав об этом, Анджей понял, что нашел тех, кто поможет ему всё выстроить. И на третий день он уже лично пришел к хозяину сервиса.
Прошла пара недель. Анджей стоял у поворота на большую городскую трассу. Рядом помаргивал щит только что включенной рекламы. Белые огни складывались в одну фразу «Мы открылись!». А снизу шла информация о новой мусорке в Астроне. Доступной для всех!
Прозвучал сигнал смартфона, это был ответ из отдела городской поддержки. Они засчитали работу Анджея - теперь аппетит закона Ответственности было чем удовлетворить на многие месяцы вперед. Городским бюрократам пришлись по вкусу виды прессующей машины в подвале и конвейерной ленты вывоза рядом с входом.
Вдруг позвонила Аля, она в проекте Анджея занималась всей внешней стороной, ту же рекламу регистрировала, например. Минутное дело, потому, собственно, она и согласилась помогать. Однако теперь она выглядела очень озадаченной.
— Анджей, что делать?
И она включила на экране список тех, кто хотел бы воспользоваться услугами новой мусорки. Анджей даже сглотнул от удивления, увидев это.
— Вот так да, это же очередь! Они тут сейчас, - он кивнул в сторону мусорки, - друг у друга на головах будут толкаться.
Затем он вспомнил про обещанные хозяину мастерской процентах. Улыбнулся. Тут еще за льготные места сражения будут.
— Что же. Вот и наш вклад за чистоту в этом мире!
Аля улыбнулась ему в ответ.


Рецензии