Озеро Нарочь

Я никогда не отдыхала на Нарочи, но дважды была здесь в командировке. Первый раз – как инженер, спустя двадцать лет – как журналист.

ЗЕМЛЯ ПОД БЕЛЫМИ КРЫЛЬЯМИ

Так когда-то назвал писатель Владимир Короткевич свою родину Беларусь и свой очерк о ней, её природе и людях. Белые крылья у ангелов, аистов и лебедей. Знаю, что большие красивые птицы точно любят нашу землю, потому что именно здесь высиживают и вскармливают своих птенцов…

…Впервые я увидела Нарочь лет сорок назад, во время командировки в пионерский лагерь «Зубрёнок» - белорусский «Артек». Наш проектный институт занимался реконструкцией его технических сооружений. Руководительница группы не любила дальние вояжи, ограничиваясь выходом на объекты в самом Минске. А загородные поездки поручала молодняку. Со мной отправились ещё две девушки из смежного отдела. Рейсовый автобус, на котором мы добирались до Нарочи, облюбовав заднее длинное сиденье, вместившее сразу троих, так подпрыгивал и трясся на ухабах лесной грунтовки, что, будь кто-то из нас в положении, запросто мог бы случиться выкидыш…

Сама работа в лагере заняла у нас немного времени: надо было только уточнить тип, мощность и размеры существующих агрегатов да расстояния между ними, да привязку технического здания и точек отвода сетей. Поэтому и искупаться довелось, и покормили нас в лагере сытным обедом, не хуже, чем в столовой ЦК, где наш институт, находясь с нею по соседству, обедал, когда не было республиканских совещаний, то есть довольно часто.

Дело было летом, и в памяти осталось тёплое, невозмутимое озеро с чистым песчаным дном, мягкая вода которого, казалось, сама старалась подольше удержать тебя на поверхности. Здесь легко научиться плавать. Лучший вид на бескрайнюю водную гладь открывается с косы неподалёку от лагеря, разделяющей озеро на две неравные части. Только отсюда или с вертолёта можно охватить взглядом исполинский размах Нарочи, между берегами которой - тринадцать километров! Самое большое озеро республики. Белорусское море…

Для массового отдыха и лечения была оборудована тогда только северо-западная кромка озера, вдоль которой растянулись цепочкой двенадцать здравниц: санатории, дома отдыха, пансионаты, турбаза и круглогодичный «Зубрёнок». Сейчас это Национальный детский образовательно-оздоровительный лагерь, после Чернобыля он несколько лет подряд принимал детей из пострадавших от радиации районов. Нынче здесь учатся и отдыхают по бесплатным путёвкам отличники, активисты, юные спортсмены, музыканты, художники и артисты, по платным – дети родителей, которым по силам купить путёвку. За сорок лет, судя по недавнему видео о лагере, «Зубрёнок» изменился неузнаваемо, прежним осталось только озеро.

***

Освоение живописного озера началось в 1937 году, когда в прибрежной рыбацкой деревеньке Купа (сегодня это центр курортного поселка Нарочь) состоятельные граждане Польши построили несколько вилл в расчёте на будущих дачников, а ещё - туристическую базу, открыли ресторан, яхт-клуб, соорудили парусную пристань. Во время войны немцы со злостью всё разрушили и сожгли, не оставив от дачного посёлка и следа. После войны в Купе обнаружили источники минеральной воды -- сульфатно-хлоридно-натриевой, которая годилась как для ванн, так и для приёма внутрь при сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваниях. Тогда-то и задумались о возведении первого санатория.

Он открылся в 1963 году на месте былой турбазы и принадлежал поначалу потребкооперации, потом профсоюзам. Назвали его, естественно, «Нарочь». На территории санатория находится месторождение минеральной воды, здесь же были обустроены первые источники. А несколькими годами раньше заманчивый берег озера, всего-то в 140 километрах от Минска, облюбовали писатели, здесь появились их дачи, а также дом отдыха издательства «Звязда», состоявший из незатейливых летних домиков.

Расцвет курорта пришёлся на советские годы, когда мы жили в большой стране, не скупившейся на сооружение здравниц. К двенадцати, окружавшим озеро в то лето, когда я впервые там побывала, в течение 1979 – 1992 годов добавились ещё пять.

ЗДЕСЬ ВАМ НЕ АЛУШТА,
ЗДЕСЬ КЛИМАТ ИНОЙ…

Как хорошо оказаться на природе хотя бы на денёк, хотя бы в командировке! На дворе конец марта, а в Нарочи еще настоящая зима – в прибрежном бору снег по колено, озеро плотно заковано льдом, по которому в беспорядке разбросаны чёрные кочки рыбаков, в тёплой заводи у берега буднично плавают лебеди.

Воздуха будто не существует – настолько он прозрачен, чист, свеж и не подпорчен выбросами предприятий и автомобилей, которых здесь практически нет. В качестве маршрутного такси ползает по курортному посёлку от автостанции до тургостиницы смешной паровозик на резиновых колёсах с двумя вагончиками. О его наличии предупреждает и специальный дорожный знак: «Осторожно! Тихоходное транспортное средство». Что сразу вызывает улыбку.

В 2000-м году самой крупной здравницей на Нарочи была турбаза с возвышающимся над побережьем девятиэтажным корпусом гостиницы, где я и остановилась на время командировки от республиканской «Народной газеты». За год на нарочанских берегах могли тогда отдыхать и восстанавливать здоровье около ста тысяч человек.

Как в Прибалтике или на Чёрном море, курортным сезоном считается здесь время с мая по сентябрь - горячие деньки для местной власти и взрослого населения, работающего либо в здравницах, либо в поселковой сфере обслуживания. Собственное кооперативное училище готовило для курорта поваров, официантов и продавцов, каждое лето отправляя учеников на практику. И всем его выпускникам находилось дело на курортном побережье.

За полгода до моего приезда в посёлке Нарочь произошли административные изменения. Указом Президента власть в нём поменяли. Если раньше организацией нормальной жизни курорта занимался поселковый Совет, то сейчас эти функции исполняет дирекция  Национального парка Нарочанский, учреждённого в июле 1999-го. Новый парк находится в ведении Управления делами Президента. Поселковому Совету пришлось перебраться в соседнюю деревню, а его здание заняла дирекция Нарочанского парка. Интересно, что, уходя из поселка, свой флаг поссовет (как полковое знамя) забрал с собой. На его месте теперь реет зелёное полотнище с эмблемой Национального парка - белый парусник и чайка на фоне озера Нарочь.

Новой администрации также передали (прошу прощения, но сейчас пойдет длинный перечень) жилкоммунхоз, коопторг, Дом быта, гостиницу, ресторан, рыбхоз, колхоз «Приозёрный», лесоохотничье хозяйство «Мядель», завод по выпуску минеральной воды, два санатория, автокемпинг и пришвартованный к берегу теплоход. Всё вместе это огромная территория, охватывающая 40 больших и маленьких озёр, включая Нарочь, и прилегающие к ним окрестности в Мядельском, Вилейском, Поставском и Сморгонском районах. Всего 126 тысяч гектаров.

С нескрываемой обидой рассказывала мне об этом секретарь Нарочанского теперь уже сельсовета Регина Балаш. Да уж, пережить такой спуск по служебной лестнице и потерять столько полномочий нелегко.

- Но, может быть, всё к лучшему? Что больше всего вас тревожит, Регина Антоновна?

- В апреле мы уже начинали активную подготовку к летнему сезону. Красили скамейки, оборудовали пляжи и набережные, благоустраивали улицы, приводили в порядок газоны, питьевые фонтанчики. Как будет сейчас, не знаю. Пока что новая администрация проявила себя только тем, что обкорнала до безобразия аллею старых тополей в центре посёлка, да еще завезла в лес оленей - видимо, для разведения…

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК    

Что ж, послушаем и другую сторону. В здании администрации парка белорусский флаг я всё-таки обнаружила, но не на крыше, а внутри, в кабинете директора Национального парка Сергея Гомзы. Насколько я поняла, он и его команда, словно десант, переброшены с работы в Международном молодёжном центре «Юность» на Минском море на новое поприще - в Нарочь, что, конечно, далековато от столичной цивилизации. Зато какой простор и какие возможности! Правда, о перспективах развития курорта, открывающихся благодаря приданию Нарочанскому краю статуса Национального парка (четвертого в Беларуси после Беловежской пущи, Браславских озёр и Припятского), Сергей Анатольевич предпочитает умалчивать:
 
- Курорт - это прерогатива Управления делами Президента, а меня занимают текущие вопросы и в первую очередь охрана природы. Наша цель - сохранение уникального края, совместные с Академией наук мероприятия.

Молодой директор увлечённо рассказывает о двенадцати оленях, завезённых в Нарочанскую пущу, - это самцы и стельные самки, от которых к маю ожидают потомство. А пока готовят новосёлам откормочные поляны в лесу, запасли свёклу, брюкву, сено, зерно - короче, зверей ожидает вполне санаторная жизнь. Водятся в здешних чащах и свои олени, косули, кабаны. Охота на них запрещена, разве что ради поддержания баланса.

- Ну а подготовка к курортному сезону вас разве не занимает? Может быть, есть какие-то проблемы?

- Проблем нет. Все властные функции по организации жизни курортного посёлка остались у поссовета, объединённого с сельсоветом.

Вот те на! – думаю я. – Но знает ли об этом Регина Балаш? О том, что лавочки красить и стричь газоны придётся по-прежнему ей?.. Видимо, нет.

- То, что требуется от нас, - продолжает Гомза, - мы сделаем. Приготовили семнадцать стоянок для неорганизованных туристов. Пляжи закреплены за здравницами, у каждой - своя программа благоустройства и подготовки к летнему сезону. В посёлке больше десятка кафе и баров, ресторан. Плюс бары в санаториях и домах отдыха. Прокат лодок, катамаранов, водная горка в бассейне заработают после 15 мая. Тогда же откроются ресторан и танцплощадка на теплоходе.

- Он что же, не будет курсировать по озеру?

- Нет, он не на ходу, а пришвартован к берегу возле тургостиницы.

Надо сказать, выглядит белый теплоход на фоне гостиничной высотки очень эффектно, навевая воспоминания о южных морях. Увы, побывать на самом судне мне не удалось. Но знаю, что какое-то время «Посейдон» не только стоял на приколе, служа рестораном и дискотекой, но и катал желающих вдоль берега.

Из беседы с директором я узнала, что в Нарочи, как во времена натурального хозяйства, самостоятельно производятся и добываются основные продукты питания, которых хватает всему курорту. Во-первых, рыба. В озере, представьте себе, водится всё, что существует в ихтиологическом мире Беларуси. И даже больше - здесь разводят деликатесных сига и угря. Причём личинки последнего, а нерестится угорь аж в Саргасовом море, закупают во Франции и Голландии.

Небывало жарким летом 1999-го угри, как это случается иногда с китами, стаями выбрасывались на песчаный берег Нарочи и погибали. Что-то им не понравилось. Приезжали из Минска экологи, разбирались. Тонну рыбы вылавливают в день промысловики из озера. Неводом. Совсем как в пушкинской сказке.

Есть здесь свой колбасный цех, маслосырзавод, поставляющий продукцию в Россию, Литву, Польшу, Германию, США, и даже цех мороженого, которого производят столько, что тающего во рту прохладного лакомства хватает не только курорту. Вот чёрный хлеб везут из Мяделя и Вилейки, зато белый и кондитерские изделия - местной выпечки.

ЛЕДНИК ЗАСТРЯЛ В НАРОЧИ

Как у всякого чуда природы, у озера Нарочь есть немало легенд происхождения. Довольно сказочных. Посмею прозаично предположить, что россыпи озёр в этом низинном, равнинном краю - не что иное, как не высохшие капли растаявшего ледника. Сначала он как следует проутюжил землю, густо перемешав её с камнями -- на вилейских полях их и сегодня больше, чем картошки в урожайный год. А потом застрял в земных котловинах и расщелинах, недаром до сих пор на южном берегу Нарочи сохранились его живые следы - ледниковые отложения. Студенец - называется это местечко, к которому неравнодушны геологи и настроенные на чудеса и открытия экскурсанты.

В экскурсионном бюро Национального парка разработано несколько познавательных туров, самые насыщенные информацией и впечатлениями -  Нарочанское кольцо (45 километров вокруг озера), поездка на Голубые озера (в белорусскую Швейцарию) и архитектурные памятники.

О Голубых озерах сотрудник дирекции парка Самвел Абгарян отзывается с неподдельным восторгом:

- Это невозможно описать, надо видеть своими глазами. Стоишь наверху, вокруг холмы, поросшие хвойным лесом, а внизу - лазурные озёра. Здорово! Я родился в горах и, поверьте, знаю в этом толк.

Рассказывая мне об архитектурных памятниках края, местный экскурсовод Алексей Шапитько взахлёб перечисляет названия шестнадцати церквей и костёлов, разбросанных в окрестностях озера, и десятка более-менее сохранившихся старинных усадьб. Предмет паломничества и благоговения туристов - обнаруженная в одном из храмов икона Богородицы, писаная с лика красавицы королевских кровей Барбары Радзивилл...

                ***

Мне кажется, наших граждан уже не надо призывать отдыхать в Беларуси - дай бог достать в сезон путёвку в местные здравницы, да чтоб не очень дорого. Гости из соседних стран вряд ли найдут где-то отдых вместе с лечением дешевле, чем у нас… Если же говорить о возможностях природы, то отдыхать у нас есть где. Но далеко не всех желающих могут принять существующие базы отдыха, санатории и пансионаты. Поэтому осваивать необитаемые берега Нарочи и других озёр Нарочанского парка просто необходимо - сколько бы это ни стоило. Любой медик скажет, что отдых в родной климатической зоне куда полезнее и результативнее, чем в экзотической, и в первую очередь для детей, которых молодые родители, стремясь увидеть мир, тащат за собой в зарубежные вояжи.

«Нет проблем» - излишне бравое, показалось мне тогда, заявление Сергея Гомзы. Поговорив ещё и с его коллегами, я поняла, что только на косметический ремонт запущенных баз отдыха, переданных парку, нужна уйма денег, а уж на капитальный…

Так оно и вышло: за прошедшие двадцать лет после той моей поездки появился на берегу Нарочи лишь один крупный санаторий - «Спутник», принадлежит он Беларусбанку. Что сделали ещё? Благоустроили старый кемпинг, соорудили ещё одну стоянку для автотуристов и парочку скромных баз отдыха, рассчитанных то ли на студентов, то ли на спартанцев, то ли на кочевников по натуре, – короче, на людей непритязательных…

Среди самых фешенебельных и современных по-прежнему остаются санатории «Приозёрный» Управления делами Президента, «Сосны», поначалу принадлежавший Управлению делами Совета Министров БССР, «Белая Русь» ведомства МВД. При каждом из них есть свои источники минеральной воды. Собственно, как и при большинстве других здравниц. Из отдыхающих на Нарочи граждан иных стран преобладают россияне, чаще стали бывать латыши, эстонцы, израильтяне.

А лучшие времена у Нарочи, вероятно, ещё впереди…

-----------------------
 
Нарочь летом 1999 года. Фото из архива автора.


Рецензии
Прочитал и неожиданно ощутил желание побывать на этом озере.... Дождусь лета... Удачи.

Александр Аввакумов   12.02.2020 10:16     Заявить о нарушении
Спасибо. Там и зимой неплохо. Советую "Белую Русь", найдёте там коллег.
Всего доброго!

Татьяна Никитина 7   12.02.2020 14:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.