Когда мама врач, записки из медицинской практики

Почти вся моя сознательная жизнь идет на медицинском фоне. Моя бабушка Катя была фельдшером в сельской амбулатории. Иногда брала меня с собой, поэтому белые халаты не вызывали во мне панического страха. Я еще застала то время когда шприцы были стеклянными и их приходилось кипятить наряду с иголками, естественно и иголки, и шприцы были многоразовыми.

Бабушка, хоть и была фельдшером, но приходилось и зашивать раны и многое другое, что должны выполнять врачи. Рабочий день хоть и по графику (дневной рабочий день) но «Филипповна, на вызов!» среди ночи не был исключением.

Из многочисленных случаев запомнились два. Однажды рыбак поймал сам себя на крючок за спину, вытащить было нереально, и бабушке пришлось разрезать кожу спины, вытащить крючок и зашивать. А второй случай из серии «нарочно не придумаешь». Привезли бабушку - у нее выпала челюсть (своя, не пластмассовая)! Бабушка так сильно кричала на супруга, что челюсть сошла с пазов. Вправлять пришлось почти как ящичек для стола: приподнять подбородок и сделать движение челюстью вниз и назад.

Однажды в младенчестве мой двоюродный брат заболел (скорее всего корь). Зима, транспорт не ходил. Нужно было спасать жизнь. И бабушке как-то удалось добиться вызвать санавиацию в село. Пацана на вертолете доставили в областной центр. Теперь он заведующий реанимацией и анестезиолог в районной больнице.

Это в мирной жизни, а во время войны бабушка заведовала полевым госпиталем, таскала бойцов с поля боя. Призвали ее на второй день войны, ей было всего 22 года. Там на войне и познакомилась со своим будущим мужем командиром батальона, который был ранен и контужен и попал к ней в госпиталь. Когда война закончилась они поженились и перебрались жить в село – на родину бабушки.

Мама Вера тоже пошла по врачебной линии, с детства знала, что будет врачом, и книжка «Доктор Айболит» была любимой детской книгой. Котята, щенята, воробьи и прочая живность с детства ею лечилась и спасалась. Мама подбирала больных котят и выхаживала.
После школы 7 лет отучилась в мединституте и по распределению попала на «Скорую помощь», где нужно было отработать 3 года.
В это время она уже нас с сестрой родила, декрет не давали, поэтому часто брала нас с собой. Был там на пункте дальний кабинет с пишущей машинкой, мы сидели с сестрой и рисовали цветными карандашами и ждали: когда же мама приедет с вызова! Три года «скорой помощи», а потом много лет - участковый врач трапевт. И впоследствии еще и иглотерапевт высшей категории. Также и нам приходилось иногда ходить с ней по вызовам, но редко. Она оставляла нас у подъезда или на детской площадке пока обслужит вызов.

На примере бабушки и мамы, врач - это не профессия, это призвание! Это великое служение ближнему! Так и проходят через всю мою жизнь эти два примера невероятной отдачи, человечности, жертвенности и любви!


Когда рабочий день заканчивался, он заканчивался официально, а неофициально продолжался много лет. В любой день и час больные приходили со своими просьбами домой. Это сейчас мой дом -моя крепость, а в советские времена воспринималось в порядке вещей: человек пришел и ему надо помочь! Причем помощь давалась бесплатно! Отблагодарит, спасибо, а нет - так нет.

Мамины больные для меня были «историями жизни». А люди были разные! От бабушки-колдуньи с невритом нерва руки, которая занимается магией и целительством, до игумении монастыря.
Мама спросила бабушку-колдунью, почему она, занимаясь целительством , не может помочь себе своими методами? На что та ответила, что помочь она может только другим, а себе нет. И предложила погадать, но мама категорически отказалась. Та все-таки дома бросила карты без согласия, позвонила и сказала, что говорят карты и такую ахинею нарассказала, что такого просто не может быть. Но «есть многое на свете, друг Горацио...», и лет через 5 ее пришлось вспомнить т.к. оно случилось.

Однажды, придя на очередной вызов, дверь открывает бабушка, а в руках топор. Бабушка резко замахнулась, но мама успела отскочить. Была потом вызвана психбригада.

Одним потеплевшим днем мама первый раз надела на работу свои замшевые сапожки. И тут поступает вызов «скорой» из милицейского участка: подопечный, которого посадили в каталажку, перекусил себе вены.
Мама заходит, они открывают комнату, в комнате темно. И тут она чувствует, что сапоги стали мокреть. Потом при свете она увидела, что весь пол в крови, сапожки испорчены. Но было не до сапожек, надо спасать самоубийцу! Мама перевязала руки, сделала укол и повезла его в больницу зашивать. Сопровождения нет, в кабине она одна с преступником. И тут он говорит:
- Открой дверь, я хочу сбежать! Не хочу в тюрьме сидеть!
-Я за вас отвечаю! Никакую дверь не открою. Вот сдам в больницу, вам зашьют, оттуда и сбежите.
-А вены вы не покусали, они порезаны!
-Да, вы правильно догадались!
-А как? У вас же все отобрали?
- У меня в десне есть карман, и я туда прячу чиночку. При шмоне ее не находят.
Больного благополучно довезла и сдала.
Потом через время нужно было писать заключение, и в ментовке ей сообщили, что мужик-таки сбежал. Из больницы сбежал.
«Напишите, что вены перекусил, мы тоже поняли, что они перерезаны, но не хотим неприятностей».

Были и удивительные случаи, можно сказать просто мистические. 70-80 е года, в стране «шаром покати», мама на базаре примеряла у цыганки туфли, купила, но примерив еще раз, оказалось ,что носить их невозможно, жмут. Возвратила, но деньги цыганка не хотела отдавать: вот когда купят, тогда и отдам. Она несколько раз подходила, но ответ был тот же.
И прошло несколько дней, к ней, практикантке в инфекционном отделении, привезли девушку-цыганку. Мама с ней разговорилась и рассказала ситуацию. Цыгане друг друга знают, та связались с той продавщицей и она отдала деньги за туфли.
Однажды, стоя в очереди в кассу, кассирша попалась грубая и крикливая, все разговаривала по телефону и измывалась над клиентами, на маму больше всего вылила своей злобы.
На следующий день поступает на «скорую» вызов, очередь падает на маму. Приезжает, знакомые все лица!, - ревет эта кассирша, клиент ее побил!
Мама как врач оказала ей помощь, та ее узнала и боялась, что будет возмездие, но мама не стала мстить, но высказала, что поделом!
Поломался дома телевизор, был вызван телемастер. Ремонтирует и говорит маме, мол, что Вы над душой стоите, идите своим делом занимайтесь, отремонтируют, позову. Отремонтировал и ушел. Телевизор в те же сутки снова «сдох». На следующий день у мамы прием в поликлинике. И вот открыается дверь и этот «чудо-мастер» заходит на прием получать врачебную помощь. Конечно узнал:
- Я Вам все исправлю!!!! Извините!
Телевизор был отремонтирован.

Было так, что больные, пенсионеры, не могли купить лекарств и мама за свои деньги им покупала.
Однажды пришел на прием чернокожий студент, ангина. Зима, а он без шарфика.
-Как же ты с ангиной, а без шарфика?
Оказалось, что у него его попросту нет, и купить негде (перестроечные времена).

Однажды произошел один случай:  когда нам с сестрой было 4 или 5 лет, попросили ребенка проконсультировать, хоть она и не педиатр, плакали-умоляли. Она пошла, диагностировала корь. И принесла корь в дом. Мы с Таней чуть не погибли! В те времена достать глобулиновый препарат было проблемой. И даже как врачу ей негде было достать, ей отказывали коллеги и начальство.  Препарат еле достали за огромнейшие деньги, но только один. Нужно было выбирать, кому из нас колоть. Я была слабей, укололи мне, и я пошла на поправку, а сестра-Таня чуть не погибла, но и она выжила. Я помню как она забивалась за кресло, прячась от дневного света, умирать.

А другой случай, попросили из соседнего подъезда девочку посмотреть, а нас оставила пока на ее родственника. За это время сестру укусила оса. Эта девочка была единственной дочкой, дочкой долгожданной и выстраданной. Ее мама не могла выносить ребенка: забеременеет и выкидыш, и так было 10 или даже 15 раз. А потом ее зашили и приказали лежать все 9 мес. И она лежала…Родилась девочка, я ее помню. У неё были огненно рыжие волосы и тугая толстая коса! И вот в другой раз когда девочке было около 5-6 лет она заболела, врач прописал курс инъекций, куда входил лидокаин. Оставался последний укол, и этот укол ей сделали! -девочка стала умирать, задыхаться: случился отек Квинке! Вызвали «скорую» и одновременно маму (благо в соседнем подъезде живем). Мама успела уколоть под язык преднизолон. «Скорая» приехала позже, не успела бы спасти.

Однажды папа ехал на велосипеде (мы все гостили у бабушки с дедушкой), вез маму сзади на багажнике и вдруг ему поплохело, пневмоторакс!!! , легкое сдулось, срочно в больницу в областной центр...
Сделали дырку, вставили трубку. Не расправляется. И стали готовить к операции.
И вот наступил день операции и хирурга внезапно вызывают в другой город, оставляя операцию на ассистентов-хирургов. Мама узнает, что эти ассистенты ее однокурсники, которые были на плохом счету как пьющие и наркоту употребляющие. Мама сама видела не раз в институте как они бухали. И успеваемость была соответсивующая. Зарежут!!!! А уже папу накололи, приготовили везти в операционную. Ситуация патовая. И тут мама видит, что случилось чудо, легкое расправились, это стало видно по вставленной трубке.
-Не дам оперировать! Легкое расправилось!
- Освободите проход!
-Требую повторного рентгена!
И его повезли на рентген. Легкое расправилось, операция стала не нужна.

Была у мамы на участке семья муж и жена. И вот заболел муж, почки. Они часто маму вызывали, консультировались. В итоге после долгих страданий жена решила стать донором и отдать почку мужу. По анализам почка подходила и операция состоялась. Это спасло ему жизнь, он поправился. А потом еще , и еще и стало ему так хорошо со здоровьем, что он бросил жену и завел себе молодую. Все кончилось тем, что жена подала на него в суд, чтоб хотя бы возместить убытки от потерянной почки.
Однажды вызвали «скорую» мальчику, его пырнул ножом мужик. Компания во дворе чего-то не поделила и мужик пошел за ножом. В это время из подъезда спустился мальчик и поровнялся с остальной компанией, мужик выбежал и пырнул первого попавшего из компании, им и оказался ничего не подозревающий невиновный мальчик.
-Тетенька, очень больно! Я буду жить?
Мама уколола обезболивающее и держала, тампонируя рану до самой больницы.
Если нож остался в ране, то его нельзя вынимать, кровотечение будет еще больше.

В поликлинике был смешной случай. Пришла женщина и чуть не плачет, вся в панике:
-У меня не работает половина мозга!
- Как она может не работать?
-Вот мне провели обследование и дали заключение, что вся половина мозга не функционирует!!!!
И тычет листочек с заключением, в котором, да, так и написано про половину мозга. Обследование на аппарате «Оберон».
-Если б половина мозга не работала, вы бы были без сознания и лежали, а вы пришли своими ногами.
Оказалось, что во время обследования отстала клемма и аппарат записал то, что смог записать. Но лаборант честно расшифровал все как есть!
(продолжение http://proza.ru/2020/03/14/1037 )


Рецензии
Как интересно Вы всё описываете, хочется читать продолжение.
С уважением,

Галина Козловская   08.03.2020 23:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.