Советским воинам и памяти погибших в ДРА ч. 1

ВЕЧНОЙ ПАМЯТИ ВСЕХ ПОГИБШИХ И УШЕДШИХ ИЗ ЖИЗНИ.

            «РОДИНА»

...Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,
Пред тем как сойдёшься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берег тебя вечно и в вечность ушёл.
Помяни на засыпанных пылью и пеплом,
Пулемётами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной былью.
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу.
От звезды до звезды, от беды до беды.
Помяни нас и гордых атакой победной,
Ни на шаг не сошедших со взятых вершин.
Не трибунною речью, не строчкой газетной-
На великих скрижалях любви запиши.
Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплети.
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы – для тебя!

Игорь Морозов, ветеран спецназа ГБ и афганского похода.
Москва-Одесса-Харьков-Москва, 2002–2007 гг.

ИЗ ИСТОРИИ АФГАНИСТАНА

Это страна воинов и поэтов, с древней, непростой и богатой на события пяти тысячелетней историей. Если проводить аналогии, то этот горный регион можно сравнить с «пороховой бочкой» Европы - Балканами. Исламская Республика Афганистан с населением (на февраль 2017 г.) свыше 34 млн. чел., расположена в северо-восточной части иранского нагорья. 80 процентов её территории занимают горы и плоскогорья, каменные пустыни и сухие степи. В разные периоды истории страны они стали естественной защитой афганских племён от внешних угроз на юге и востоке. Афганистан имеет сухопутные границы с Пакистаном, Ираном, Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном (были в составе СССР до 1992 г.), на северо-востоке с Китаем и Индией (спорные земли). Бедный Афганистан, он всегда был зоной конфликта интересов многих великих держав, ведь страна располагается в самом центре Азии. В разное время ту или иную часть Афганистана захватывали греки, индийцы, арабы, тюрки, монголы и др. Нашествие воинственных иноземцев, с которыми афганский народ всегда героически сражался, сдерживали социально-политическое развитие страны. Именно, поэтому Афганистан стал централизованным государством лишь в середине 18 века. Большой игрой назовут дипломаты и политики соперничество между британской и российской империями за господство в Южной и Центральной Азии в 19 - начале 20 в. Начиная с 1838 г., Афганистан пережил две мощные английские колониальные экспансии, которые привели к первой (1839-1842 гг.) и второй (1878-1879 гг.) англо-афганским войнам.

Вторжение британских войск осуществлялось со стороны Индии и оба раза они были вынуждены покинуть пределы страны. В мае 1919 г. после третьего вторжения, англичан окончательно изгнали из Афганистана. Правительство молодого монарха Амануллы-хана 28 февраля 1919 г. во время коронации провозгласило независимость эмирата (от араб. вождь, повелитель). 8 августа 1919 г. по Равалпиндскому мирному договору Англия признала независимость Афганистана и он стал проводить самостоятельную внешнюю политику. Советская Россия 27 марта 1919 г. первой признала независимость нового королевства и установила дипломатические отношения. Вслед за этим молодой советской республикой, которая сама испытывала серьёзные трудности, правительству Амануллы-хана была оказана безвозмездная помощь в виде передачи миллиона рублей золотом, пяти тысяч винтовок и нескольких самолётов. Следствием добрососедского развития советско-афганских отношений стало подписание 28 февраля 1921 г. договора о дружбе между Советской Россией и Афганистаном. Так начиналась история советско-афганских отношений, которой предшествовали разведывательные миссии и военно-дипломатические контакты агентов Российской империи с лидерами этого многострадального края, входившего в ту пору в зону активного влияния британской империи. Аманулле-хану история отвела 10 лет пребывания на троне и он, придерживаясь реформаторских взглядов, постоянно забегал вперёд, хотел одним рывком вывести страну из темноты феодально-племенных отношений, отсталости и нищеты.

Идя путём буржуазно-демократических реформ, король стремился укрепить централизованное афганское государство, развивать национальную экономику и народное просвещение, способствовал эмансипации женщин и ограничению влияния духовенства. В годы его правления была принята первая конституция Афганистана, введён чёрно-красно-зелёный национальный флаг. Афганская молодёжь получила возможность обучаться в Европе и Турции для того, чтобы в дальнейшем использовать знания на благо своей родины. В этот период динамично развивались и советско-афганские межгосударственные отношения. Закономерным этапом этого стало подписание 31 августа 1926 г. договора «О нейтралитете и взаимном ненападении» между СССР и Афганистаном. Однако реформы, проводимые Амануллой-ханом, устраивали далеко не всех в патриархальном афганском обществе. Постепенно в стране нарастали антиправительственные настроения. Свою существенную роль в этом сыграли «оскорблённое» мусульманское духовенство и происки англичан, которые всегда умели «уходя оставаться» и никогда никому ничего не прощали. В конечном итоге этим силам удалось воспользоваться длительным отсутствием в стране монарха, совершавшего с декабря 1927 г. по июнь 1928 г. свою заграничную поездку, и поднять антиправительственное восстание. Это заставило 14 января 1929 г. короля-реформатора отречься от престола в пользу своего младшего брата принца Инаятуллы-хана, пробывшего афганским эмиром всего трое суток. После захвата восставшими Кабула Инаятулла-хан, забрав казну и семью, бежал в Пешавар.

ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ «СПЕЦНАЗ» В АФГАНИСТАНЕ

В последующем, он при помощи англичан перебрался в Кандагар к своему старшему брату. После чего было аннулировано отречение от монаршего престола Амануллы-хана, который вновь попытался вернуть себе верховную власть в Афганистане. В те годы в Средней Азии проходила ожесточённая и бескомпромиссная борьба новой власти с местным басмачеством. Очевидно, что в подобных условиях высшее руководство СССР было в особой мере заинтересовано в сохранении и упрочении добрых отношений с правительством соседней южной страны. Обеспокоенность Советов в то время провоцировала и активная экспансионистская политика Великобритании в этом регионе, которая к тому же стремилась поддержать остатки белогвардейского движения и местное басмачество, точнее сказать, использовать их в своих целях. В этой связи монархическое правление проверенного временем афганского эмира Амануллы-хана вполне устраивало коммунистических вождей СССР. Должно быть, в Кремле чётко осознавали, что афганская междоусобица 1928–1929 гг. в значительной мере была организована теми внутренними и внешними силами, которые в случае прихода к власти в стране вряд ли займут просоветские или хотя бы нейтральные позиции в отношении Советов. И тогда руководство СССР решает поддержать режим короля Амануллы-хана направлением на территорию Афганистана специального вооружённого разведывательно-диверсионного отряда. В его рядах порядка тысячи бойцов, переодетых в афганскую военную форму, 4 горных орудия, 12 станковых и 12 ручных пулемётов, а также мощная радиостанция для связи командования со своим руководством на территории СССР.

Формально возглавлял эту секретную миссию, прибывший накануне из Москвы афганский ген. Гулам Наби-хан Чархи, который являлся послом Афганистана в Советском Союзе и представлял, таким образом, интересы законного правителя Амануллы-хана. В качестве начштаба отряда выступал афганский офицер Гулам Хайдар, вместе с ним находились ещё несколько афганских кадровых военных. Однако реально командовал действиями этого воинского формирования бывший военный атташе Советского Союза в Афганистане комкор В.М. Примаков, выступавший в данном случае под видом турецкого офицера Рагиб-бея. Разумеется, силами одного лишь небольшого советского отряда подавить антиправительственное восстание и захватить афганскую столицу, тем более удерживать её, было немыслимо. Но в случае успеха данной акции «дружественному» монархическому режиму Амануллы-хана в будущем можно было бы диктовать определённые условия. Впрочем, не исключено, что кому-то в Кремле тогда виделась возможность поднять таким образом «народное восстание» в Афганистане против местных феодалов и других «угнетателей трудового народа». Во всяком случае, других разумных причин для объяснения подобного шага советского руководства найти сложно. При этом понятно, что Советский Союз исходил в данном случае прежде всего из своих собственных государственных и политических (геополитических) интересов. Были соблюдены и условия конспирации (у командиров и красноармейцев отсутствовали личные документы, а штабная документация не указывала на принадлежность данной части к РККА).

При этом В.М. Примаков и его товарищи по данному предприятию, очевидно, осознавали, что в случае провала их миссии официальные советские власти от них просто-напросто откажутся. Должны они были понимать и то, что их действия и действия самого Примакова в данном случае будут представлены в качестве проявления «личной авантюры бонапартистского толка». Прелюдией при определении целей экспедиции и формировании отряда под командой В.М. Примакова была встреча в Москве, в марте 1929 г. На ней присутствовали советские представители во главе с генсеком ЦК ВКП (б) И. Сталиным с одной стороны и министр иностранных дел Афганистана Гулам Садик-хан, прибывший вместе с ген. Гуламом Наби-ханом Чархи с другой стороны. Подробности этого рандеву не известны, однако очевидно, что в ходе его обсуждалась политическая ситуация в Афганистане и меры советского правительства по оказанию военной помощи «дружественному» монархическому режиму короля Амануллы-Хана. С правовой точки зрения, данная миссия была обоснована статьями советско-афганских договоров «О дружбе» (1921 г) и «О нейтралитете и взаимном ненападении» (1926 г), хотя официально не афишировалась в силу вполне понятных причин. При оценке обстановки и принятии решения советским руководством были приняты во внимание доводы афганской стороны о том, что после пересечения границы Афганистана к советскому отряду примкнут многочисленные сторонники из лагеря сторонников короля Амануллы-хана, чего на самом деле не произошло. Тем не менее советский отряд должен был стать как бы организационным ядром в борьбе с афганскими мятежниками.

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2021/03/21/808


Рецензии
15 февраля 1989 г. ген. Громов последним пересёк советско-афганскую границу через 960-метровый мост на р. Амударья в районе узбекского г. Термез, где его встречал сын Максим.

После Громова в конце февраля - марте уходили спецназ и погранцы, об это говорят и в док.фильмах (напр. "Миссия в Афганистане", от канала Звезда).

Андрей Легостаев   10.10.2020 13:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.