Мама не дождалась тебя, дядя Магомед

                Мне кажется, порою, что солдаты,
                С кровавых не пришедшие с полей,
                Не в землю нашу полегли когда-то,
                А превратились в белых журавлей.

                Р. Гамзатов


             Дядя мой, Саидов Магомед Аллаевич, я Тебя никогда не видела, никогда к Тебе не прильнула. Для Родины Ты остался Неизвестным солдатом. А для нас, Твоих близких, неизвестно где захороненным бойцом.
               Каждый раз, когда по телевизору показывают, что следопыты нашли останки солдат, защищавших Сталинград, щемит моё сердце: «Может быть, это останки моего дяди, Саидова Магомеда…» Но не слышу, дядя Магомед, я Твоей фамилии, когда перечисляют имена тех, чьи останки пролежали в земле десятки лет… 
              Я не знаю, где Твоя могила. Не знаю, где тебя искать. Не знаю, у кого о Тебе вновь спрашивать. К сожалению, нет у меня и Твоей фотографии, чтобы представить Твой образ. Не сохранились и Твои письма, тексты которых наизусть знала Твоя младшая сестра – моя покойная мама. Эти письма, как она мне рассказывала, промокли в мутной воде, превратились в клочья, чернильные тексты смылись, когда под непрекращающимися три сутки ливневыми дождями местами провалилась глинобитная крыша дома, в котором Ты родился и вырос. Вместе с теми письмами мама окончательно потеряла всякую связь с Тобой.
             По словам мамы, Ты в тех письмах писал: «Под Сталинградом мы отражаем атаку за атакой. Под бомбами, падающими на нас, как град во время грозы, и под снарядами, разрывающимися  рядом, как раскаты грома, редеют наши ряды. То тут, то там погибают боевые друзья. Хоронить их фашисты не дают. С рассветом снова будет бой. Но не удастся врагу нас сломать. Враг к Сталинграду, пока мы живы, не пройдёт! Жди меня, мама, с Победой. И ты жди, моя младшая сестра».   
             По словам моей мамы, это было, дядя Магомед, Твоё последнее письмо…
             В декабре 1942 года в районный военкомат пришло извещение о том, что Ты, рядовой Саидов Магомед Аллаевич, в одном из боев пропал без вести. Но это извещение Алибагомаев Абдурашид скрыл от Твоей мамы – моей бабушки, зная, что она перенесла горе – смерть старшей дочери. Видимо, наш родственник боялся, что сердце Твоей матери не выдержит нового горя…
             Твоя младшая сестра – моя покойная мама и не хотела верить получению такого извещения, и при жизни  повторяла: «Пропал без вести? Этого не может быть! Мой брат Магомед, не мог пропасть без вести. Никак не мог! Или он где-то в братской могиле захоронен, или жив и вернётся когда-нибудь».
             Да, дядя Магомед, мама всю жизнь надеялась, что если живым не вернёшься когда-нибудь, то найдётся хотя бы могила, чтобы поклониться Твоему праху.
             Твоя сестра – моя мама не хотела ставить на карбачимахинском кладбище надгробную плиту в память о тебе. Когда сельчане всё же уговорили её ставить, она рыдала: «О, Магомед, брат мой родной, Ты же обещал вернуться с Победой! Ты писал, чтобы я не переживала. Как мне не переживать, скажи мне, брат мой родной, если я даже тело Твоё похоронить не могу? Как мне не переживать, если вместо Тебя я буду видеть только каменную плиту с твоей фамилией и именем? 
            О, брат мой родной, Ты же писал мне, чтобы я ждала Тебя. Скажи, сколько ещё мне ждать Тебя, брат мой родной? Я буду ждать Тебя… Буду ждать всегда, пока жива…»
            Сегодня, дядя Магомед, нет мамы в живых. Она ждала твоего возвращения. Но… не дождалась. Сегодня я жду Тебя вместо мамы. Может быть, напрасно жду, потому что после окончания войны Тебя искал и Твой брат Гасан (об этом свидетельствуют данные ЦАМО). Но… напрасны были его поиски. И всё же надежды не покидают меня, что удастся  увидеть хотя бы твою фотографию…
            Скорее всего, судьба не пощадила тебя, дядя Магомед, как не пощадила миллионов советских солдат, отдавших за Родину самое бесценное, что было у них  – жизнь.
            Миллионы сестёр, как моя мама, ждали своих братьев, хотели видеть их свадьбы, их счастье, их семейную жизнь.   
            Миллионы матерей не увидели своих сыновей в кругу друзей, поющих и танцующих в дни торжеств.
            Погибло Вас, дядя Магомед, много. Захоронены вы где-то. Вы не успели получить ордена за защиту Отечества: не было во время войны у Родины времени вас награждать. Вас не досчитали в строю. Вот и все сведения о вас.  И всё же мы, живые, будем помнить вас, отдавших свои жизни ради защиты Родины! Помнить всех, кому не удалось вернуться в родное село, создать свои семьи, укрепить родовые корни, украсить родной край своим созидательным трудом. 
            Мы будем помнить вас такими молодыми, какими вы ушли в сырую землю. Будем помнить всех поимённо:
1. Алиев Мямма. 
3. Алиев Мажид. 
4. Алиев Абдулмажид.   
5. Алиев Магомед. 
6. Аллаев Гаджи.   
7. Ахилов Гаджи.
8. Гаджиакбаров Али.   
9. Гусейнов Гусен. 
10. Гусенов Габибулла. 
11. Гусуев Магомед. 
12. Курбанов Курбан. 
13. Рабаданов Магомед. 
14. Саидов Магомед. 
15. Салихов Закай. 
16. Тарланов Гаджи.
17. Шамхалов Джапар.
18. Гаджиакбаров Али
 


Рецензии