Коммуналка ч. 8 Окно напротив

Мы  часто гуляли на Чистых прудах...
Кормили уток и лебедей.

Посреди  прудов были специальные маленькие домики для этих птиц.

Чёрных лебедей было совсем не много, и они всегда держались в  сторонке.
Белые лебеди были посмелее, а утки вообще выходили из воды на берег и буквально выхватывали хлеб из рук.
Мне очень нравилось кормить уток, они возвращали меня в лето, в деревенское детство!

                ***
Бабушка сидела на лавочке, а я рисовала мелками на асфальте, прыгала с ребятишками в "классики" или через скакалку.

Мимо проезжали трамваи с буквой "А", и я, как, наверное, и все любопытные дети, спрашивала, а где же трамвай с буквой "Б"?

На Чистых прудах всегда было очень много тополиного пуха…
Он скапливался  в кустах, и казалось, что они укрыты мягкими сугробами.
Пух жгли все, кому не лень. Просто бросали горящую спичку, и он начинал потрескивать и исчезал буквально на глазах.

Осенью на Чистых прудах всегда пахло дымом, и когда мы прогуливались по дорожкам, мне нравилось остановиться и просто стоять и смотреть, как дворники жгут листву…
Сейчас это трудно представить, а тогда листву просто сгребали в кучи и жгли…

А зимой был каток!
Музыка, фонарики, и маленькие снежинки, кружащиеся вместе со всеми, кто приходил покататься на коньках!

В любое время года на Чистых прудах было как-то очень хорошо и приятно!

                ***
Так  вот, после прогулки мы возвращались домой.
И начинался обед.
И это был обед по всем правилам!

Должна сказать, что бабушка моя любила, чтобы всё было красиво.
Просто, но красиво. 

В квартире у родителей, такого не было.
Там было всё вообще очень просто, без затей! 
Никаких супниц, ножей, скатертей и салфеток!
Всё по-быстрому, на скорую руку!
 
Бабушка, конечно, ничего не говорила, молчала.
Она вообще была человеком очень деликатным.
Но когда мы приезжали к ней домой, всё было по-другому!
 
На круглый стол (именно в обед!) обязательно стелилась скатерть.
Салфетки на колени.
Ложки, ножи и вилки лежали ровненько рядом с тарелкой.

Хлебница, голубая солонка, и обязательно супница! 
Никаких кастрюль!
Эстетика на грани аристократизма… 

Всей этой утонченности  когда-то бабушку научил её муж - аристократ по своей сути.
Он был старше на 20 лет.
Носил всегда шляпу.
Папиросы хранил в серебряном фамильном портсигаре...
Много читал...
Увлекался фотографиями и аквариумами...   
 
Итак, обедали мы всегда не торопясь.
Обычно  смотрели  какой-нибудь советский фильм, или мультики.
Старые, добрые советские мультики.

Спокойная размеренность и неторопливость у бабушки была во всём …
Даже в манере поглощения пищи!

Она и меня останавливала, если я начинала есть быстро.
Останавливала и говорила, что жевать надо долго, а чтобы это вошло в привычку, надо проговаривая про себя алфавит(?!)

Это, действительно, вошло у меня в привычку, и с тех детских пор есть быстро я просто не умею!
 
...Именно у бабушки меня всегда ждала  моя личная маленькая детская вилка, с тремя зубчиками и голубой ручкой.
И серебряная чайная ложечка.

Это были только мои предметы.
И это было очень мило и приятно!
Лёжа в серванте на вафельном полотенце, они как-будто ждали моего приезда, потому что больше их никто не трогал.

После обеда бабушка обычно отдыхала, а я тихонько играла на балконе и кормила голубей...
Садилась на табуреточку, и начинала сыпать пшено или крошить хлеб на пол.

Голуби тут как тут!
Воркуют, толкаются!

Иногда мне удавалось какого-нибудь из них легонько погладить по спинке, а то и взять в руки.
Сначала, конечно, голубь трепыхался, но я начинала гладить его по клюву... он закрывал глазки и затихал...

В такие моменты мне всегда казалось, что я в деревне и в руках у меня цыплёнок!


                ***
Через дорогу был трёхэтажный дом.

Так вот в одном окне, как раз напротив нашего 2 этажа, всегда по вечерам, пожилой мужчина зажигал свет настольной лампы и садился за какие-то бумаги.
Его письменный стол стоял у самого окна, и мне было видно и его лицо, и даже то, как он надевает очки.

По нему можно было сверять часы!

Бабушка говорила, что, наверное, он работает дома, занимается какими-то документами.

Мне нравилось стоять за шторой и наблюдать за ним!
Вернее,  даже не столько за ним, сколько за самим фактом его появления!

К определённому часу я ждала, что зажжётся свет в окошке напротив, мужчина сядет за стол, наденет очки и начнёт перекладывать листы бумаги и какие-то папки.

И вот в определённое время зажигался свет, он садился за стол, надевал очки... и всё!
Порядок!
Я, довольная, спокойно продолжала играть и заниматься своими делами!

А вот если свет не зажигался... я помню, что начинала томиться...
Поиграю, поиграю, подойду к окошку и смотрю, зажёгся свет, или нет...
Ещё поиграю, поиграю, и опять к окошку!
Ура! Свет зажёгся!

В соседних окошках дома напротив тоже зажигался свет, но там было не так интересно.
Где-то обзор комнаты закрывали шторы, где-то была видна та часть комнаты, в которой ничего интересного не происходило.
Но когда что-то происходило - я тут как тут!

Вот начинают раздвигать большой обеденный стол!
Значит, будут гости!

Вот уже ставят тарелки и бокалы, несут салатники и блюда с едой!
А вот и гости!
Ой, как интересно!
Суета, оживление!

Вот уже все сидят за столом и, наверное, говорят тосты, а может, и поют песни...

... Мне нравилось стоять за шторой и смотреть на этот мир чужого окна...

Бабушка занималась своими делами, смотрела телевизор  или читала, а я стояла за шторой и смотрела на соседние окна…
 
В родительской  квартире сделать это было просто невозможно, т.к. мы жили на 10 этаже, и напротив нашего дома никаких домов не было совсем.
Только бесконечный яблоневый сад, уходящий за горизонт…

Наверное, с того времени у меня осталась эта привычка…
Я люблю рассматривать окна…
 
Окна домов, которые я вижу, когда еду в машине или стою в пробке…
Или окна квартир на первых этажах, когда иду мимо, или гуляю с собакой.
Просто не могу удержаться, чтобы не посмотреть в окно!
 
Ведь за каждым окном своя жизнь…

Вот кухня, сушится бельё, детские вещи...
… вот детская комната, яркие обои со зверушками и разноцветная люстра...

… вот парадная гостиная, много лампочек, красивые шторы...
… а вот другая гостиная, видно книжный шкаф и мерцающий в темноте телевизор ...

… а вот тусклые окна… наверное, это спальня...
... и там есть ночник, тихая музыка, и мягкая постель ...

... а вот снова  детская с весёлыми шторами, только свет притушен, кого-то уже укладывают спать, и читают сказку на ночь...

Привычка рассматривать окна осталась у меня на всю жизнь, и я ничего не могу с этим поделать…
 
         (продолжение следует…)
 


Рецензии
Моя "коммуналка" детства - деревня. Но и в городских в то время бывал - узнаваемо у автора написано. Спасибо!

Леонид Брайко   25.05.2021 06:19     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Леонид, за внимание к моим детским воспоминаниям и за добрые слова!

И.Р.

Ирина Рэйн   27.05.2021 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.