Казахстан и немного Киргизии

                Поездка первая.

           В 1968 году отправился на практику в партию Опытнометодической экспедиции ЦНИГРИ, работавшую  в  Восточном Казахстане. Долетел с одногрупницей до Семипалатинска. Там нас встретили, и на машине без приключений добрались до базы партии. Ближайший крупный населенный пункт –  Бакырчик, где золото добывали карьерным способом.
Мы же работали вокруг шахты с наземной электроразведкой. Делали по профилям дипольные зондирования и магниторазведку. Около шахты был шахтерский поселок с немецким населением с аккуратными домиками и палисадниками. В здании шахты, куда мы приезжали попить газированной водички и посидеть в прохладе, на доске почета можно было прочитать, например, - Диль, заслуженный шахтер Казахской ССР.
Жили мы в палатках по 2 человека. Моим соседом был студент геодезист из Украины. Готовила нам бабушка студентки практикантки геодезистки. Родом она была из Усть-Каменогорска. Самое вкусное, что она готовила, это беляши. Рядом с лагерем протекала речушка. В ней можно было даже купаться.
По выходным выезжали на Иртыш, на водохранилище. Туда я сам, к сожалению,  не попал, дежурил в лагере. Запомнилась поездка на Собенские озера. Посреди степи горы и озера.
Погода в целом была хорошая. Только ветер был постоянен и весьма раздражал. Иногда сгущались тучи, ветер усиливался, но это длилось недолго и дождем не кончалось.  Ночи были холодные и спали в двух спальных мешках.
Уже к моменту отъезда в начале сентября припорошило снежком, но он быстро растаял.
                Поездка вторая.

Прочитал о трех горных оазисах посреди степи в Казахстане. Первый - район озера Боровое и поселка Щучинск.  Второе - в районе  поселка Баянаул между Карагандой и Павлодаром, и, наконец, район Каркаралинска.
       В отпуск долетел до Кокчетава, и оттуда на такси доехал до Щучинска. Вдали маняще виднелись горы. С одной ночевкой в палатке добрался до озера Боровое. Дорога шла через  смешанный лес, много земляники. На берегу озера постоял два дня, купался. Людей вокруг мало.  Поселок Боровое находился на противоположном берегу озера. Но мне хватило общения с местными пацанами. Свистнули нож, что лежал у котелка рядом с кострищем. У меня, правда, остался перочинный ножичек.
      Далее направился по берегу к горам. По пути прошел мимо санатория и скалы в заливчике, напоминающей сфинкса. Заночевал на северном склоне хребта. Следов мехдведей, о которых читал в путеводителях, не встретил. Утром спустился к подножью хребта к следующему озеру. Вода в нем оказалась соленой. Не стал задерживаться и направился в сторону Щучинска, но уже другой дорогой через большой лесной массив.    Недалеко от кромки леса у домика лесника заночевал. Утром набрал из колодца воды во  фляжки и углубился в лес. По виду пейзаж удивительно напоминал Подмосковье. Заночевал в лесу. Всю ночь меня будили странные звуки, олени, кабаны?  Иногда звуки приближались, и меня охватывал страх, вдруг зацепятся за растяжки палатки - потопчут.
        Добравшись до Щучинска сел в поезд и на следующий день был в Караганде. Переночевав в гостинице, на АН-2 вылетел в Баянаул.
В гостинице соседом оказался следователь по особоважным делам. Что-то он мне рассказывал, но ничего не запомнил. На следующее утро добрался до озера Жасыбай среди невысоких гор. Растительность представлена в основном небольшими соснами. По берегу детские лагеря и базы отдыха. Маршрут по окрестностям  занял четыре дня.
        Вернувшись в Баянаул, вылететь обратно в Караганду не смог, нелетная погода, размыло взлетную полосу. Пришлось ехать на автобусе, а это примерно 160 километров. Ехали в ПАЗике по степной дороге.  Во время одной остановки на отдых, один пассажир как-то странно качался, сидя на траве. Поехали дальше. Упомянутому парню лет тридцати стало совсем плохо. В итоге он умер.
        Довезли тело до ближайшего поселка и там оставили.
В Караганде у меня появилась боль в груди.  Подождал 3 дня, боль не проходит. Побоялся  ехать в Каркаралинск и сел на поезд в Москву.
В Москве провел несколько дней, в поликлинику не пошел. Решил выбить клин клином. В 1965 году плавал с друзьями на байдарке по озеру Селигер. Решил прокатиться вновь по озеру и дальше добраться до Валдая. Доехал до Осташкова на  Селигере и дальше на глиссирующем катере типа "Заря" до Полново на северном берегу озера.
Сошел с катера и заметил, что боль прошла. Решил забраться на холм, оглядеться. Вдруг окрик: "Стой,  стрелять буду".  Спустился вниз и пошел на север. Там  на карте было нарисовано озеро. Заночевал на берегу. Кругом было много стоянок автолюбителей.
Утром двинулся дальше. В итоге поймал попутку, грузовик, и к вечеру был в городе Валдай.

                Поездка третья

В конце сентября середины 70-х годов меня включили в комиссию по министерской приемки цифровой электроразведочной станции ЦЭС-2 для передачи в производство на заводе. Главный конструктор - Рыжов А.В.,  руководитель разработки Ключкин В.Н.
Так как была уже осень, то приемку аппаратуры в полевых условиях решили провести в Гурьевской области в Казахстане. Долетели до Гурьева, посмотрели на реку Урал. Удивило обилие колесных тракторов Кировец, на которых вовсю разъезжали по городу по всякой надобности.
           На Ан-2 вылетели в Кульсары, степной поселок, недалеко от Эмбы. Там нас уже ждали и отвезли на базу электроразведочной партии Спецгеофизики, где расположились разработчики аппаратуры. Раньше в этом месте  планировалось поместить птицефабрику.  Не срослось,  остались домики, правда, в основном без стекол.    Затянуть полиэтиленовой пленкой не проблема. Моим соседом по комнате был сотрудник министерства геологии РСФСР, отвечающий за новую технику.  Он был большим специалистом по лозоискательству и участвовал в поисках Янтарной комнаты в Калининграде. Во всяком случае, нашел несколько подземных ходов в городе.
Аппаратура отказывалась работать, и нам несколько дней совершенно нечего было делать. В одном домике стоял потрепанный  биллиардный стол. Вот и все развлечения. Устраивал прогулки по всем азимутам. Эмба в этом месте представляла собой цепочку озерков, а чаще больших луж. Иногда попадались черепки,  кусочки керамики. Часто кормили сайгачатиной.
Раз ездили на базу сейсмической партии в баню. Лагерь представлял собой ряд прямоугольником поставленных домиков из ракушечника. Партия стояла на этом месте не первый год.
В итоге аппаратура заработала, акт подписали и домой.
 
                Поездка четвертая
 
В отпуск в 1977 году решил отправиться в горы. Купил туристическую путевку по маршруту Алма-Ата, далее через хребет, Заилийский Алатау и Кунгей Алатау и  к Иссык-Кулю. Там отдых на турбазе. Конец маршрута во Фрунзе.
Турбаза в Алма-Ате находилась на южной окраине города. За несколько дней осмотрели город, съездили на Медео. Затем отправились на турбазу в предгорьях на высоте примерно 1000 метров. Дня 3 там провели, совершая пешие маршруты по горам. Группа была большая, человек 25 из самых разных мест. Особенно запомнилась парочка, мама и дочь из Красноводска, что на Каспии в Туркмении. Дочь - старшеклассница, маме за 40. Состав группы в  основном - девушки, что в подобных мероприятиях обычное дело.
Инструкторов двое, Старший лет 45, немец, учитель физики из Караганды, очень приятный товарищ, младшему лет 30, подробностей о нем не помню.
  Набрав продуктов, снаряжения, на автобусе поднялись до водохранилища.
Там переночевали и утром стали подниматься на перевал Озерный, высотой 3800 метров. По дроге то слева, то справа нас приветствовали сурки, стоя на задних лапах, высотой сантиметров не менее  30. Перевал несложный, без снега и льда.
 В итоге перевалив хребет, спустились к реке Чон-Кемин, где заночевали.
Утром, перебравшись через бурный поток, стали подниматься к перевалу Аксу - 4200 метров. Заночевали у подножья ледника. На следующий день поднялись на перевал, шли в медленном темпе, и группа не растягивалась, никто не хныкал. Да, мама нашей школьницы в поход не пошла и поехала самостоятельно на турбазу в Киргизии, куда мы в итоге должны были дойти.
Спустившись немного с перевала, встретили пасущихся коров. Путь к  озеру занял еще 3 дня с одной дневкой. У подножья гор нас подхватил автобус и отвез на турбазу у поселка Ананьево. На турбазе купались, ездили на экскурсию в Пржевальск. Катались на лодках. Вода в озере теплая, только вот до глубины идти не менее 50 метров, а то и больше.
Закончили маршрут во Фрунзе, куда от турбазы доехали на автобусе.
 В заключении следует отметить, что за все 4 поездки толком ни с одним казахом не общался.
Текст с фотографиями на канале  Яндекс Дзен - "Яркие впечатления"


Рецензии