Как мы сказки читали 2

               
      Братья Грим
   «Гретель и Гензель»

   Наше знакомство со сказками по школьной программе литературы для второго класса, в котором тогда училась моя дочь, продолжилось сказкой братьев Грим «Гретель и Гензель». Зная содержание этой сказки и способность своей дочери к своеобразному анализу, меня не покидало тревожное чувство в ожидании прочтения. На мой взгляд, сказки братьев Грим больше подходят для постановки ужастиков, нежели для изучения устного народного творчества в младших классах. Имея опыт прочтения «Красной Шапочки», я, сославшись на большую занятость на кухне, попросила Ульяну прочитать самостоятельно сказку и написать небольшое сочинение, мотивируя тем, что написанное всегда легче запомнить. Через некоторое время Ульяна позвала меня, сказав, что сочинение готово. Открываю тетрадь и читаю:
   «В сказке братьев Грим «Гретель и Гензель» рассказывается о преступной группировке, состоящей из членов одной семьи, в которую также, по стечению обстоятельств, были вовлечены несовершеннолетние дети. После смерти матери брата и сестры, их отец, не желая работать и воспитывать детей, женился на состоятельной женщине, имеющей авторитет в криминальной среде. Мачеха тоже не хотела заниматься воспитанием детей, а, тем более, тратить на них свои деньги. Поэтому, она заставила, зависящего от нее материально, мужа отвести детей в лес и оставить на съедение диких зверей. Отец привел Гретель и Гензель в чащу глухого леса и оставил там в беззащитном состоянии. Пытаясь выбраться из леса, дети попали в ловушку старухи-людоедки – пряничный домик, которым та приманивала заблудившихся детей для собственного пропитания. Однако, дети, воспитываясь в криминальной среде и имея определенные бандитские навыки, сами жестоко расправились со старухой, зажарив в печи. Убив людоедку, дети завладели ее имуществом. Но, понимая, что несовершеннолетние дети не смогут проживать самостоятельно, имея такое большое состояние, они принимают решение вернуться к своему отцу. Вернувшись с награбленным, брат и сестра, вступив в сговор со своим маргиналом-отцом, избавились от мачехи. Каким образом они это сделали, у авторов не описано, но, учитывая уже имеющийся у детей опыт душегубства, можно предположить, что ее постигла участь хозяйки пряничного домика».
- Это что? – спрашиваю, переведя дух. – Роман «Горе от ума» или картина маслом «Опять двойка»?
- Мама! А что я неправильно написала? – взрывается Ульянка. – Где я факты исказила?
-Да нет, курсант Ульяна, к фактам в «отчете с места преступления» претензий нет. А сказка где?
- Так вот и я хотела спросить, почему это «мочилово» сказкой называется? Где тут персонажи сказочные? Где добро, которое зло побеждает? Поговорка есть: «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок». А здесь не намек - тут учебное пособие молодцам и девицам, как выжить с отцом-маргиналом. Для этого нужно: убить, ограбить, принести папаше. Пока папаша сыт и доволен - жизнь в безопасности. Надолго ли? В «Шапке» хоть один персонаж сказочный есть – волк с пастью китовой акулы. Проглотил бабушку с внучкой, а они из его пуза живые и невредимые выскочили. А здесь назови хоть одного!
- Ну, вот старуха эта, с пряничным домиком, - неуверенно говорю я.
- Мама, что сказочного в том, что бабка-каннибалка в лесу минимаркет поставила? Это получается, что тетя Люба, которая в ларьке около леса сникерсы продает- тоже персонаж сказочный? Судя по тому, сколько детки у людоедки добра прихватили – бизнес у нее хорошо налажен был. В лесу-то много всякого народу ходит: охотники, грибники, дровосеки всякие. Ходят они такие, ходят и тут опа: «Welcome to «Зеленая роща»- исполнение мечты с нами проще!»  Понятно, что не одной кондитеркой торговала. Кто ее там в лесу проверит? На кондитерку она мясцо детское приманивала.
- Доченька, с твоими способностями адаптировать сказочных персонажей к реалиям современного социума, сказок, похоже, вообще нет?
- Ну, почему же нет? «Морозко», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о царе Салтане» - по той же схеме, вроде бы, написаны. Везде злыдни среди родни встречаются. Но, главные персонажи там - красны-девицы и добры-молодцы. А девицы эти - все совершеннолетние невесты на выданье, за них их женихи «впрягаются». И правильно! Защитники Отечества, как-никак. Да и сражаются они со Змеями-Горынычами и Кощеями-Бессмертными. Ни одна мирная человеческая особь не пострадала!  Сами красны-девицы и пальцем никого не ударили. В «Морозко» хоть отец Настеньки и безвольный был, но в лесу он ее не оставил, она сама за деревом спряталась. А жених ее, Иван Бабу Ягу тоже на лопате в печь отправил- так не зажарил же! Нам в школе говорили, что в древней Руси русскую печь, как баню, использовали, мылись там. Так что, Ягуся даже угореть не успела. Салтанову царицу с младенцем сестрички «добрые» в бочку запечатали, в море скинули. Вырос царевич, возмужал, островом целым завладел, все чудеса света заимел - размажорился на всю катушку. Так не отправил же он витязей морских с тетками и папкой на разборку! Ну, обернулся шмелем и комариком, покусал теток за их злодеяния. По прыщу под глазом – все наказание. Мазью намазали, примочку положили – конец возмездию! В «Мертвой царевне» мачеха, видимо, тоже грех на душу не взяла – яблочко снотворным накачала.  Выспалась царевна, жених нашел – разбудил. В итоге: все всех простили, никого не убили! И персонажей сказочных, интересных много. И добро торжествует! Нет в наших сказках ни отцов-садистов, ни убийц малолетних!
Спрашивается: почему мы должны эту кровавую криминальную хронику из глубин прошлого читать? Без «сказок» о семейном насилии, приводящем к формированию несовершеннолетних преступников, из нас не вырастет гармонично развитая личность?
- У вас когда эти сказки закончатся? – не находя аргументов для возражений, спрашиваю я. - Какая следующая тема?
- Басни Крылова.
- Наконец-то! Слава Богу! Закончились хроники с мест преступлений! Иди басню про стрекозу учи!
- Мама, я ее в детском саду на утреннике рассказывала.
- Хорошо, другую выучи. Хотя нет – две сразу учи.
- Две-то зачем?
- Две двойки – две басни! Как исправлять собираешься?
- Ладно, мамуль, выучу две басни.
   Чмокнув меня в щеку, Ульянка убегает учить басни, а я сижу в полной растерянности. Одно радует – тема «сказочная» закончилась.
   


Рецензии
Дочка не совсем права, когда утверждает, что в наших сказках никто сильно не пострадал и добро побеждает зло. Взять хотя бы Колобка. Всем-то он нравился, всем дарил своё песенное творчество, но ведь все, абсолютно все, хотели его сожрать, начиная от деда с бабкой и заканчивая лисой.

Борис Текилин   15.02.2022 19:43     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Колобок не "мирная человеческая особь", а выпечка, т.е.,изначально,еда. А еда "подчиняется" закону сохранения: если где-то убыло, значит, в чьём-то брюхе прибыло))). В "Подберезовике" об этом и не только))).

Наталья Кузьмина 2   15.02.2022 22:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.