27 декабря 1942 года

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2020/02/10/495

35-й день блокады окруженных войск противника в районе Сталинграда.

I. Советские данные о погодных условиях на данный день, действиях авиации и зенитной артиллерии против авиации противника, в особенности против транспортной авиации:

1) Юго-Западный фронт.
Погода: ясно, с 11.00 появление облачности до 6-10 баллов, высотой 1.000 метров, штиль, видимость 8-10 км, утром дымка при видимости 1 км, температура 12-23 градусов мороза.
17-я воздушная армия: ночью боевая задача выполнена частично. Летало 8 самолетов, произведено 10 самолето-вылетов.
Потери – не вернулся с боевого задания 1 Р-5.
Днем задача выполнена полностью. Летало 185 самолетов, произведено 332 самолето-вылета.
По наблюдению экипажей, уничтожен 1 Ю-52. 
Проведен 21 воздушный бой, сбито 11 самолетов противника, из них: 2 Ю-88, 2 Ю-87, 1 Хе-111, 4 Ме-109, 1 Хш-126, 1 ФВ-189, подбит 1 ФВ-189.
Потери – сбито в воздушном бою 4 самолета (1 Як-7б, 3 Пе-2), не вернулись с боевого задания 12 самолетов (9 Як-7б, 3 Пе-2). Кроме того, произвели вынужденную посадку на своей территории 3 Як-7б и 1 Б-3.
Авиация противника: в течение дня произвела большое количество самолето-пролетов над территорией Юго-Западного фронта, проявляя большую активность в районе Морозовский, Скосырская, Милютинская, Криворожье, Миллерово. Истребителями прикрывала районы отхода своих войск в юго-западном направлении к реке Быстрая. Бомбардировщиками 4-10 самолетов действовала по нашим наступающим частям, задерживая продвижение вперед наших наземных войск на Морозовский и Миллерово.

2) Донской фронт.
Погода: облачность 5-7 баллов, ветер северо-западной четверти, порывистый от 1 до 7 м/сек. Температура 15-21 градус мороза.
16-я воздушная армия: в ночь на 27 декабря в связи с нелетной погодой боевых действий не вела. Днем бомбардировала аэродромы в районах Большая Россошка, Питомник и войска противника в Орловке и балке Дубинина. 86 самолетов произвели 152 вылета.
На аэродромах сожжено 5 и повреждено 20 транспортных самолетов противника.
В 9 воздушных боях сбито 5 и подбито 2 самолета противника.
Из них один Ю-52 сбил восточнее Бузиновки командир эскадрильи 520-го истребительного авиационного полка старший лейтенант В. А. Мишачев.
Потери – с боевого задания не возвратилось 4 самолета.
Авиация противника: вела разведполеты одиночными самолетами, бомбардировала боевые порядки и тылы войск и транспортировала грузы окруженным в районе Сталинграда войскам. В течение дня зарегистрировано 165 самолето-пролетов противника, в том числе 12 – Ю-52 и 120 Хе-111.

3) Сталинградский фронт.
Погода: за день облачность с прояснениями. Видимость хорошая. Ветры слабые неустойчивых направлений. Температура 12-14 градусов мороза.
8-я воздушная армия: уничтожала танки, мотопехоту перед фронтом 2-й гвардейской армии и отходящие колонны противника южнее и юго-западнее Котельниково, сделав 200 самолето-вылетов.
Потери – 7 самолетов. 
Авиация противника: бомбила боевые порядки 7-го танкового корпуса и 1-го горно-стрелкового корпуса, а также транспортировала грузы окруженным войскам в районе Сталинграда, сделав всего 191 самолето-пролет, из них транспортных – 90.
Сбито 4 самолета.

4) Сталинградский корпусной район ПВО.
В течение суток авиация противника продолжала подбрасывать боеприпасы и продовольствие окруженным частям в районе Сталинграда. Всего за сутки отмечено 106 самолето-пролетов противника, из них: 35 Хе-111, 16 Ю-88, 35 Ю-52, 3 Ме-110, 15 Ме-109. Зенитная артиллерия вела огонь по воздушным и наземным целям. Израсходовано снарядов: 85-мм – 119, 76-мм – 68 шт.

II. Германские данные.

1) Результаты действий транспортных самолетов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки в Сталинграде (данные не полные):
Находится на аэродромах 168 самолетов, из них боеготовых 51 самолет.
Вылетали на задание 43 Ju 52, из них выполнили задание 33 Ju 52.
Вылетали на задание 52 Не 111, из них выполнили задание 46 Не 111.      
Доставлено 127,0 тонн грузов.

2) Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки в Сталинграде (данные не полные):

Ju 52/3m WNr.7153 I./KGr.z.b.V.1               
Самолет уничтожен на аэродроме Питомник во время авиационного налета. Степень повреждений самолета 100%.      

Ju 86 KGr.z.b.V.21
Самолет из-за плохих погодных условий потерпел аварию при посадке на аэродром Питомник. Степень повреждений самолета 20%.

Ju 86 WNr. 4016 KGr.z.b.V.22
Самолет уничтожен в результате обстрела на аэродроме Котельниково. Степень повреждений самолета 100%.

Продолжение следует...


Рецензии
Похоже, что в список потерь немцы вносили лишь те машины, судьба которых достоверно известна.
Но есть и косвенные доказательства того, что потери были больше. Попробуем их проанализировать.
Немцы указали количество самолетов на аэродромах на 25 и 27 декабря 1941-го года. Указали и количество боеготовых самолетов.
Понятно же, что с напряженного участка, в условиях, когда окруженная группировка Паулюса нуждалась в топливе, продовольствии и боеприпасах никто никуда самолеты не забирал. Разве только добавлялись новые.
Но на 25.12 количество самолетов на аэродромах числилось 187, а два дня спустя - 168. Куда могла деться разница в 15 самолетов? Безусловно, это сбитые нашими истребителями немецкие самолеты, которые на свои аэродромы и даже территорию не вернулись. Зенитками за это время сбит только один немецкий самолет.
Наши летчики отчитались о 36 сбитых и двух подбитых самолетах противника. Лишних сбитых, получается 23 самолета. Можно все списать на приписки, как об этом пишет в своей книге Солонин. Но вряд ли в бою кто-то долго следил за подбитым вражеским самолетом. Потому, часть из них были просто повреждены и дотянули до своего аэродрома или просто приземлились на своей территории и потом были доставлены на свой аэродром.
У нас есть цифры боеготовых немецких самолетов. За два дня боев число таковых упало с 97, до 51. Разница составляет 46 самолетов.
И конечно же эти не боеготовые лишних 46 самолетов не боеготовы потому, что их повредили в боях наши истребители, либо повредили на аэродромах во время налетов. Хотя наверно в эту цифру вошли и те самолеты, что испортились от износа. Но вряд ли таковых было много за 2 дня.
А при штурмовке вражеских аэродромов наши летчики отчитались о 25 уничтоженных и 20 поврежденных самолетах противника.
Цифра, заявленная нашими летчиками как уничтоженные и поврежденные во время штурмовки немецких аэродромов самолеты противника (45), получается близкая к количеству заявленных немцами небоеготовых машин, которые стали небоеготовыми за 2 дня(46). Но здесь нужно учесть, что вряд ли так точно посчитали урон нанесенный противнику после бомбежки аэродромов. Как утверждает военный летчик Панов в книге «Русские на снегу», когда бомбовый удар нанесен, то некоторое время на земле вообще ничего не видно: «…Выслушав мой доклад, он сразу прицепился ко мне с вопросами, из которых следовало, что в бою наш грозный начальник и наставник сроду не бывал. Например, его очень интересовало, сколько именно танков мы подбили во время бомбового налета. Ну, как ему объяснишь, что в огне и дыму, сразу закрывающем землю, после разрыва первых бомб, ничего невозможно подсчитать…». И хотя Панов скептически отзывается и о цифрах сбитых истребителями вражеских самолетов, цифру недостающих вражеских потерь нужно разделить как минимум поровну между штурмовкой и воздушными боями.
И так мы видим, что во время боев под Сталинградом 26-27.12.1941г. наши летчики довольно объективно заявляли о количестве своих побед.

Владимир Старовойтенко   11.02.2020 19:16     Заявить о нарушении
Владимир, благодарю Вас за обстоятельную рецензию!
Действительно, вопрос потерь очень сложный и вряд ли будет выяснен до конца. Хочу разъяснить Вам, что немцы вносили в список потерь все самолеты, в том числе те, судьба которых была на данный момент не известна. В дальнейшем, с учетом вновь поступивших данных, списки существенно корректировались. А делать теоретические выводы об успехах советских летчиков и зенитчиков на основе постоянно меняющегося количества боеготовых самолетов противника весьма не объективно, так как многие самолеты очень часто выходили из строя по техническим и прочим причинам...
С наилучшими пожеланиями,


Олег Каминский   11.02.2020 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.