Всплытие субмарины на Северном полюсе

Я только что закончил писать небольшие статьи про известных русских путешественниках, которые внесли свою лепту в освоение Дальнего Востока и Арктики, и  их именами были названы теплоходы Амурского речного пароходства – Ерофей Хабаров, Василий Поярков,  Семен Дежнев, Геннадий Невельской, Николай Пржевальский, Георгий Седов. Последний так стремился достичь Северного полюса, чтобы водрузить  флаг  России на верхушке Земли, откуда, куда не посмотри, всюду юг.  Но ему не удалось это сделать. А вот человек, в котором пойдет речь в следующем моем повествовании, был  на Северном полюсе, только в отличие от Георгия Седова, который хотел дойти по льду,  он достиг полюса подо льдом.  Этого человека звали Юрий Александрович Сысоев. И о нем мало что знали, нет теплохода с его фамилией на борту, нет названия какого-нибудь подводного хребта в Северном Ледовитом океане, а жаль. Он достоин этого.

Я был лично знаком тогда еще с контр-адмиралом, командиром 6 эскадры Краснознаменного Тихоокеанского флота Сысоевым, потому что служил в это время в 19 бригаде подводных лодок, которая входила в состав 6-й эскадры.  В те годы, когда я служил начальником медицинской службы Б-63, в эскадре был весьма большой недокомплект  врачей,  что-то около 10-12 человек.  К тому же кто-то мог заболеть, убыть в отпуск, так что мне приходилось выходить в море не только на своей, но и на других лодках 19-й бригады.  Без врача субмарину из базы не выпускали.

И несколько раз я выходил в море вместе с командиром эскадры, контр-адмиралом, Героем Советского Союза Сысоевым. Честно скажу, я очень волновался, когда увидел во втором отсеке, в котором я командир, целого контр-адмирала.  Но он оказался весьма коммуникабельным человеком. Так как в море офицерская кают-компания на субмаринах 611 и 641 проекта является операционной, то и рабочее место доктора в кают-компании.  И когда адмирал  проснулся несколько позднее официального подъема и зашел в кают-компанию, мы разговорились.  Увидев на его кителе звезду Героя Советского Союза,  не зная, за что получил эту звезду командир эскадры, терялся в догадках.  Но замполит подлодки дал исчерпывающее объяснение.

Когда мы второй раз встретились в подводной лодке,  и, как и первый раз, на чужой для меня,  Сысоев пожал мне руку и о чем-то пошутил. А вот когда мы встретились с ним в третий раз, он рассмеялся.  В тот выход в море он мне рассказал, что это такое, всплывать на Северном полюсе.

17 июля 1962 года, первая атомная советская подводная лодка «К-3» уже достигла Северного полюса, но лишь под водой. Лодка пыталась подняться в географической точке Северного полюса, но не смогла этого сделать и поднялась на поверхность в ближайшей полынье рядом с ним. Если вернуться к достижению «К-181» - лодка всплыла именно в географической точке Северного полюса, проломив лед.

29   сентября 1963 года в 6 часов утра подводная лодка СССР  "К-181" проекта 627А "Кит" всплыла на Северном полюсе.
С  25 сентября по 4 октября ПЛА «К-181» совершила арктический поход в район Северного полюса и в 6 часов 51 минуту всплыла в географической точке Северного полюса. Через 6 минут после этого командир «К-181» капитан 2 ранга Юрий Сысоев вышел из корпуса подводной лодки на мостик. На льду, на установленной специально мачте были подняты государственный и военно-морской флаги СССР...

"Ни для кого не секрет, что в том походе старшим на борту был командующий Северным флотом адмирал Владимир Афанасьевич Касатонов. Он и руководил всей экспедицией. Там же были политработники, офицеры штаба. Но самое главное — там были флагманские офицеры, штурманы и механики", — поделился подробностями об участниках исторического поход Сысоев.

"Там еще был заместитель командира третьей дивизии подводных лодок капитан второго ранга Валентин Павлович Рыков, который по совокупности за участие в испытаниях, единственный в ВМФ, получил звание Героя Социалистического Труда", — добавил собеседник.

Весь поход занял чуть более девяти суток. За это время атомоходом было пройдено 3464 мили. Обширные научные наблюдения, проведенные на корабле в период плавания, дали огромный материал для освоения Северного Ледовитого океана не только военным, но и гражданским специалистам. Командир лодки К-181 Юрий Александрович Сысоев за этот поход был в 1964 году удостоен звания Героя Советского Союза.

С этим путешествием также связан и ряд курьезов. Во-первых, на борту уже вышедшей в море К-181 был обнаружен матрос не из состава экипажа лодки. "Когда уже на лодке в море вышли, "зайца" нашли. Матрос, который помогал грузить продукты, спрятался где-то в трюме. Остался он там не случайно — уж очень хотелось ему попасть на полюс", — отметил Сысоев. Таким образом, матрос совершил историческое путешествие вместе с экипажем.

Второй случай произошел при всплытии на полюсе. "Штурман лодки, капитан-лейтенант Виктор Храмцов, впоследствии вице-адмирал, якобы случайно упал между льдом и лодкой. Потом он сказал, что специально как бы поскользнулся, чтобы стать единственным на тот момент человеком, который искупался на Северном полюсе", — добавил собеседник.

Вот что известно о Сысоеве из официальных документов.
Герой Советского Союза (1964), адмирал, подводник.

Родился 3 мая 1927 г. в Ленинграде в семье служащего. Русский.

Окончил 10 классов Ленинградского военно-морского подготовительного училища.

В ВМФ с 1945 г. В 1949 г. окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе.

Первое назначение – штурман малой подводной лодки М-31 Балтийского флота. В 1951 г. вступил в КПСС. В 1956 г. – командир средней подводной лодки С-264. В 1961 г. с отличием окончил командный факультет Военно-морской ордена Ленина академии.

Затем был назначен командиром новейшей на тот момент атомной подводной лодки серии "Ленинский комсомол" К-181 Северного флота. Осенью 1963 г. подводная лодка под командованием капитана 2 ранга Ю.А. Сысоева совершила сложный переход подо льдами Арктики и всплыла в заданной географической точке Северного полюса. За этот поход Ю.А. Сысоеву 18 февраля 1964 г. было присвоено звание Герой Советского Союза. Обширные научные наблюдения, проведенные экипажем корабля в период плавания, дали новый материал для освоения Северного Ледовитого океана.

В 1968 г. Ю.А. Сысоев с отличием окончил Академию Генерального штаба. В том же году был назначен начальником боевой подготовки Тихоокеанского флота. В 1970–1974 гг. – командир 6-й эскадры подводных лодок Тихоокеанского флота, в 1974–1976 гг. – командующий 3-й флотилией атомных подводных лодок Северного флота. С 1976 г. – начальник 6-го управления Главного оперативного управления Генерального штаба ВС СССР. В 1985 г. присвоено воинское звание адмирал.

С 1990 г. Ю.А. Сысоев  находился в запасе.

Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени, медалями.

Скончался 16 октября 2003 г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

А вот что известно о самом походе.

29 сентября 1963 года советская атомная подлодка К-181 впервые осуществила всплытие на Северном полюсе. Так началась история российского атомного подводного плавания в приполюсных районах
В сентябре 1963 года советская атомная подводная лодка К-181 проекта 627А "Кит" под командованием капитана второго ранга Юрия Сысоева впервые в истории подводного флота СССР всплыла на Северном полюсе. Моряки установили на льду мачту и подняли государственный и военно-морской флаги. Деталями и фактами об этом походе поделился председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ капитан первого ранга Игорь Курдин.
Гонка подо льдом
В 50-х годах, с момента появления первых атомных подводных лодок, между США и СССР началась своеобразная гонка, подобная космической, — кто первый пройдет подо льдами и всплывет на Северном полюсе.

"Американцы и мы в качестве критерия оценки возможностей, кто на что способен, считали поход подо льдами Северного полюса наиболее сложной задачей. Американцы первыми дошли до полюса. Но всплыть там не смогли", — рассказывает Курдин. Этот поход совершила первая в мире атомная подводная лодка "Наутилус" в августе 1958 года.

Оптимальное время для такого похода — август, когда лед имеет минимальную толщину. Наша попытка, первая и успешная, была в 1962 году на подлодке К-3 "Ленинский комсомол". 17 июля она всплыла в районе Северного полюса. Подчеркиваю, в районе. Затем несколько раз прошла подо льдами в точке Северного полюса, но всплыть там не могла, потому что толщина льда достигала от трех до пяти метров", — отметил Курдин.

Северный полюс — это то место, где стрелка компаса всегда указывает на юг. Самое сложное в этих походах — работа штурмана, потому что, начиная с определенных широт, перестают действовать нормальные гирокомпасы. Работа штурманского оборудования, навигационных комплексов сопряжена с определенными техническими трудностями именно в приполюсных районах.

"Навигация осуществляется по так называемым квазикоординатам. И мы, и американцы плавать во льдах умеем, но они стрелять с полюса не могут, а мы — можем. Навигация, при всем их техническом оснащении, у них не может это обеспечить. Поэтому в те годы, конец 50-х — начало 60-х, задача была дойти любой ценой до полюса, всплыть и водрузить там свой флаг", — раскрывает сложность задачи капитан.

Рекордная лодка К-181
К-181 построили менее чем за один год и спустили на воду 7 сентября 1962 года. Уже в следующем, 1963-м, году лодка вписала себя в историю мирового подводного флота. Под командованием капитана второго ранга Ю. А. Сысоева экипаж лодки преодолел подо льдами около 1000 морских миль и 29 сентября 1963 года вывел субмарину точно к полюсу.

Рядом с ним, используя эхоледомер, моряки обнаружили полынью, в которой лодка и осуществила всплытие. Точно на широте 90 градусов были установлены Государственный и Военно-морской флаги СССР.

"Подводная лодка К-181 — это тот же проект, 627А, что и К-3 "Ленинский комсомол". Была целая серия из 12 подводных лодок, К-181 была восьмой. Когда в январе 1963 года она вошла в боевой состав ВМФ, ее тут же начали готовить к походу на Северный полюс. Задача была поставлена четко — всплыть именно на Северном полюсе. Что она и сделала 29 сентября 1963 года", — пояснил Курдин.

В тот день точка полюса была затянута льдом. Курдин рассказал, как подводники проламывали лед. "Там не было открытой воды, лед был порядка 40-50 сантиметров толщиной. Но подводные лодки могут проламывать такой лед. У нас есть два способа всплытия во льдах — это статический и динамический. Статический — когда лодка с дифферентом на корму медленно поднимается, упирается в лед носом и боевой рубкой, после этого промываются все цистерны, и лодка давлением взламывает лед толщиной до 1,5 метров".

По словам Курдина, второй способ, динамический, используется только в экстренных случаях или при аварийной ситуации. "Динамическое проламывание — это когда лодка делает это с разгона. Тогда она может проломить и больше, но при этом не исключено повреждение лодки, поэтому способ используется только в аварийных случаях", — поясняет капитан.

В ходе экспедиции испытывался экспериментальный всеширотный навигационный комплекс "Сигма" и опытный образец приемоиндикатора, позволяющий принимать сигналы сверхдлинноволновой системы дальней навигации в подводном положении.

Сохранение памяти
По словам Игоря Курдина, уже несколько лет ветераны-подводники пытаются добиться увековечивания подвига экипажей и конструкторов первого проекта советских атомных подлодок. "Первая советская атомная подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол", должна превратиться в плавучий музей. Все страны свои первые атомные подлодки переоборудовали в музеи, поскольку это памятник не только подводникам, но и кораблестроителям, конструкторам", — не без сожаления сообщил капитан.

Первая лодка проекта 627А, К-3 "Ленинский комсомол", сейчас находится на судоремонтном заводе "Нерпа". "Слава богу, ее пока не режут, но возник вопрос. Один из отсеков является реакторным. Было сказано, что нельзя делать из нее музей, ибо имеется некая наведенная радиоактивность", — сказал Курдин.

По его словам, корабелы придумали оригинальное решение. "Турбинный отсек на лодках этого проекта по габаритам такой же, как реакторный. Поэтому с героической лодки К-181 вырезали турбинный отсек, убрали все механизмы и вставили на место вырезанного реакторного отсека лодки К-3", — пояснил собеседник.

"Поэтому если проект (плавучего музея — прим. ТАСС) будет доведен до ума, то можно будет в нем увидеть один из отсеков, принадлежавший героической подлодке К-181. Она, таким образом, тоже была бы увековечена", — подметил капитан. Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ предлагает установить этот музей в Санкт-Петербурге, не в Мурманске. По словам председателя клуба, на это есть простая причина — в Мурманске мало туристов, лодку там показывать некому.

"В Петербурге лодка радовала бы глаз туристов наряду с крейсером "Аврора" и ледоколом "Красин". Это дорогостоящая операция, но технически можно перевести лодку по внутренним водным путям, а не буксировать вокруг всей Европы. На то, чтобы это сделать, нужно политическое решение", — сказал в заключение Курдин.

Кроме экипажа на борту ПЛА «К-181» находились командующий Северным флотом, начальник политотдела 1-й флотилии подводных лодок контр-адмирал Антонов Г. Г., начальник Оперативного управления штаба Северного флота капитан 1 ранга Шиндель Д. И., главный штурман ВМФ капитан 1 ранга Мотрохов А. Н., заместитель командующего 1-й флотилией подводных лодок по электромеханической части капитан 1 ранга Будаев М. М., заместитель командира 3-й дивизии подводных лодок капитан 2 ранга Рыков В. П., представители прессы, научно-исследовательских институтов, всего вместе с экипажем лодки 124 человека и среди них был "заяц"))) Тяжело было в таких условиях экипажу - одни ВИПы на борту, - рассказал Кудрин, сам в прошлом командир атомной подводной лодки.

По итогам похода, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1964 года командиру ПЛА «К-181» капитану 2 ранга Сысоеву Ю. А. было присвоено звание Героя Советского Союза.

Позже наградили и лодку, но за другие достижения. Атомная подводная лодка «К-181» стала первым в послевоенное время кораблём, награждённым орденом Красного Знамени. Сейчас лодка утилизирована, а Краснознамённый флаг корабля носит подводная лодка  К-328 «Леопард». Увы, ожидания председателя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ капитана первого ранга Игоря Курдина о создании музея на борту героической субмарины не сбылись. Надеюсь, пока…


Рецензии