Отзыв на труды Николая Архипова

(Уважаемая администрация сайта! Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!.. В крайнем случае - если руководители сайта сочтут это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!.. С уважением, Игорь Катанугин)



Мой – Игоря К. – отзыв на труды Николая Архипова – «Начальная школа. Очищение» (части 1-4)


Очень серьезный материал!.. Лично я - Игорь Катанугин - хоть и не согласен уже с рядом предложений (о которых успел прочитать, и по которым хотел бы высказаться), тем не менее я очень обрадовался, считаю этот материал очень сильным нужным долгожданным, достойным самого внимательного рассмотрения!.. (Прикрепляю под этим письмом ссылку на сайт, где опубликованы тексты четырех частей труда Николая Архипова "Начальная школа. Очищение"...)

Пару слов позволю себе… С чем-то я согласен, но с чем-то – и нет – во всех этих материалах Николая Архипова… Ранее я выразил себя подробно в ряде очерков… Лично мне очень близок подход школ времен СССР – а именно, не идеология, конечно, марксистско-ленинская – нет, но близка та совершенно чудесная для меня ПРОСТОТА, СТАБИЛЬНОСТЬ системы образования – от начального до старших классов школы и далее…

Да простится мне суровость суждений, но, откровенно говоря,мне не нравятся все эти попытки воистину многоуважаемого автора - Николая Архипова, старания его  ввести все эти сложные заумные, как говорят в народе, градации – традиционная, развивающая (даже две развивающих) системы начального образования, и прочая, и прочая… Ведь и "традиционное" образование (в успешных положительных примерах своих) - развивает, а "развивающее" - опирается на традиции!Зачем как-то особенно специально противопоставлять эти два слова, понятия - очень важных и нужных для школы - традиции и развитие? ВСЕГДА нужно И ТО, И ДРУГОЕ!..


Просто СПОКОЙНО УЧИТЕ ПИСАТЬ, ЧИТАТЬ И СЧИТАТЬ! Как в годы СССР… И мыслить – по возможности – мыслить, не стараясь – подчеркиваю – НЕ СТАРАЯСЬ – как вижу это в материалах Николая Архипова и других – впихнуть, вместить всё чудесное разнообразие и ТАИНСТВО мысли ребенка в прокрустово ложе тех или иных «систем» - традиционных, развивающих и каких бы то ни было…

Как там это написано? - Научно-теоретическое мышление, с одной стороны, прагматично-прикладное - с другой, одна система - один вид мышления развивает (и целые школы, тысячи детей в этой системе!), другая - другой вид мышления... Прошу прощения у всех, кто может простить - лично я - за свободу, в том числе - и за свободу от таких вот искусственных, по-моему, градаций, от подобных искусственных перегородок, загончиков, попыток наклеить ярлычки на саму мысль человека (ребенка в данном случае), разграничить мысль рамками, перегородками, "системами"... Прошу прощения - ЧУЖДО мне это!..

Да будет мысль свободна, как лесной олень и вольная птица! Воистину - не надо пытаться уложить жизнь в ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ каких бы то ни было "систем", формулируемых сугубо человеческим эго!.. Ребенок тут же восхищается звездами, размышляет о Беспредельности Космоса, тут же - может поделиться со своим старшим другом - родителем, учителем, просто другом - может поделиться своим сном сокровенным о Господе (если будет уверен, что не встретит насмешку и тупое высокомерное "менторство"), и тут же - попросит поупражняться в таблице умножения, например, помечтает с вами о своей будущей любимой профессии...

Ну и где вы тут проведете ваши хваленые линии разграничения - научно-теоретическое мышление, утилитарно-прикладное?.. Разве если уж лично тянет кого-то - пожалуйста, пусть занимает свое время этим, но не надо навязывать всем - да и - Слава в Вышних Богу - НЕ ПОЛУЧИТСЯ это - как ни старайтесь - Река Жизни вырывается на свободу!...

Представьте себе – вы с ребенком идете по прекрасному лугу весной или золотой осенью или в иное время года – и просто на равных беседуете – беседуете очень бережно тактично уважительно – стараясь возвыситься до идеалов Христовой любви – не как это порою узко сухо догматично трактуют в церквах – но как сияет она – любовь – в Любящем Сердце Христа… Вот и всё – какие системы?

Кстати, и во всей средней школе вообще – то же самое – просто КАК МОЖНО МЕНЬШЕ НЕНУЖНЫХ СЛОЖНОСТЕЙ – как говорят в армии, направленных лишь на то, чтобы ученикам и учителям «жизнь медом не казалась»… Просто тупое злобное издевательство…

Снова и снова – ПРОСТОТА, ПРОСТОТА И еще раз ПРОСТОТА!..

Вот, например, как-то я нашел в гараже соседей учебники Советских времен – Алгебра и Геометрия за 9-10 классы… В школе и в ВУЗе я усиленно изучал эти вещи, сейчас подзабыл многое, и вот – беру с полки эти учебники и читаю – ПРЕКРАСНО! Толково спокойно систематично понятно написано всё! Это ВООБЩЕ НИКОГДА НЕ УСТАРЕЕТ!

Нет, если кто хочет – пожалуйста, пишите новые варианты учебников (только такие же толковые!), но, если кто хочет по старым – почему бы и нет? Почему бы и нет? Я вот проверил на себе – на примере этих учебников из гаража соседей – работают и сейчас также прекрасно, как и в годы Советского Союза!.. И еще МИЛЛИОНЫ ЛЕТ НАПЕРЕД БУДУТ СЛУЖИТЬ – ибо МАТЕМАТИКА – ВЕЧНО ТА ЖЕ останется!..


Про иностранный язык много писал я уже ранее и, что касается предложения Николая Архипова, что "Новая методика не должна использовать чтение и письмо в первые два года обучения. Совсем." - Категорически не согласен! Так – без письма и чтения – могут осваивать язык дети от рождения лет до двух-трех, может быть, чуть более… Далее – уже не получится…

В советской школе мы начинали иностранный язык в 4 классе – ПРЕКРАСНО! С чтением и письмом… Итак, лишь младенцы без письма и без чтения осваивают язык – это таинство, которое невозможно продлить... Любимая учительница моя Мария Монтессори - Учительница на все времена - исчерпывающе здорово писала об этом - о чуде абсорбирующего разума младенца - благодаря чему он (или она) буквально впитывает в себя весь язык с эффективностью в многие сотни и даже тысячи процентов - то есть ему говорят одно слово - а младенец схватывает еще слов с десяток в этот момент - слов, даже не произнесенных!…

Далее – нужно ждать до возраста лет десяти – двенадцати – или даже больше - то есть до 3-4-ого класса школы – и начинать изучать язык с чтением и с письмом (подробно пишу об этом в ряде очерков)…

Может показаться, я жестко критикую Архипова... Как говорится - и да, и нет... Да, критикую - то есть просто выражаю себя, выражаю плоды моего личного опыта, который включает знакомство с книгами замечательных учителей по педагогике... Вместе с тем - отдаю должное многим совершенно необходимым назревшим мыслям, словам в трудах Николая Архипова - что общая сумма бед и проблем школы - и начальной в частности - превысила уже некую КРИТИЧЕСКУЮ ПЛАНКУ - то есть страдания учителей и учеников, отход от важнейших принципов педагогики уже стали СЛИШКОМ ВЕЛИКИ!

Конец этого моего - Игоря К. - предисловия, хотя очень многое еще мог бы сказать...


PS Опять же - пишу в ряде писем, очерков моих, в социальной сети и еще об одной просто совершенно КРИТИЧЕСКИ ОСТРОЙ БЕДЕ - беде страны и системы образования в частности и в особенности... Как бы это выразить парой слов?... - К величайшему сожалению, как я лично вижу по ужасным историям цеого ряда мужчин, так или иначе причастных к педагогике -

МУЖЧИНА НЕ ЗАЩИЩЕН ОТ КЛЕВЕТЫ -

и особенно от клеветнических злобных или просто тупых обвинений в "действиях сексуального характера"... На протяжении ряда лет я вниматеьно подробно детально слежу за судьбой этого ряда мужчин и вижу - их осуждают на длитеьные сроки в колонию, но никто из их родных, близких, друзей НЕ ВЕРИТ в виновность этих мужчин... Не верю в их виновность и я - но вижу их за решеткой...

Лично для меня это - препятствие номер один в педагогике... Многое мог бы сказать и уже написал в этих письмах, однако сейчас ограничусь этими несколькими строками...



PPS Ссылка на сайт «Начальная школа. Очищение», где представлены труды Николая Архипова: http://www.ochishchenie.info/



PPPS Позволю себе добавить – некоторое время назад я начал писать мои маленькие письма – очерки по различным вопросам педагогики… Размещаю их Вконтакте – в сообществе «Мария Монтессори. Розовые Мечты о Школе» и на сайте Проза.ру – в сборнике «Розовые Мечты о Школе. Очерки»:
http://www.proza.ru/avtor/igorkatanugin
На Прозе.ру они расположены, мне кажется, очень удобно для поиска и чтения и ля обратной связи… Что же касается общения вообще – больше общаюсь и пишу Вконтакте (Игорь Катанугин – набираете и выходите на мою страничку личную…)… По эл. почте тоже общаюсь – просто очень уж привык Вконтакте!..


Картина: Грег Олсен. Из серии "Христос и дети"


Рецензии