Моя судьба

                «Улицы, улицы воспоминаний. Ваши окошки мне светят в пути»

   Недавно я пересмотрел фильм моего детства «Моя судьба» (1973г.). Фильм этот состоит из трех полновесных серий, каждая из которых идет больше часа. (3 часа 39 минут общего времени), но я посмотрел его на одном дыхании. Не знаю, что больше мной двигало – ностальгия по хорошему советскому кино или что-то еще, но, тем не менее, это так. Но все-таки, наверное, все-таки дело не в ностальгии. Всё ненужное, вся шелуха со временем стирается из памяти, а вот хорошее и настоящее остается. И первое впечатление об этом фильме, в главном своем, а не частностях, не меняется. История, рассказанная главным героем, по-прежнему не оставляет меня равнодушным, а игра артистов лишь усиливает впечатление от увиденного.

   Надо сказать, что люблю я фильмы советской поры. Есть в них свое очарование, своя энергетика, свой шарм, если хотите, даже в том черно-белом варианте, в котором они были созданы. И все-таки эти фильмы, в которых, так или иначе, сквозит воспитательная составляющая, все равно хороши. Пусть говорят, что они были созданы для своего времени – соглашусь, но то, что они неинтересны теперь – никоим образом нет.

   Фильм построен на основе двух сюжетных линий, идущих рядом – воспоминания старого генерала о своей молодости, события 1919 года, связанные с этим временем и жизнь в мирное время конца 60-х. Конечно, этот трехсерийный фильм - продукт своего времени, но, я должен вам сказать, что это не худший его образец. Ну как еще должны были быть показаны чекисты – только умными, смелыми и честными людьми с "горячим сердцем и чистыми руками", а враги революции – людьми подлыми, гнусными, трусливыми, стреляющими в спину и из-за угла. Так ведь по-другому в фильмах тех лет и не могло быть и это надо принять за основополагающее обстоятельство. Кто в то время думал, что может быть иначе?

   Мне лично было интересно тогда (во время первого в детстве просмотра), как это такой хороший человек (Ермаков в молодости – артист Евгений Герасимов) влюбился в дочь какого-то контрреволюционера? Почему он живет в подвале, а буржуи (хоть и бывшие) живут в своих квартирах? А ведь там и юрист, и фабрикант, и другие, а кто-то еще к ним и на контрреволюционные собрания ходит! В то время мне казалось, что в эпизоде про арест отца Людмилы – да, все правильно! Любишь человека (Ермакова) – и люби, будь на его стороне, а если отец (артист Владислав Стрежельчик) – враг, не надо его жалеть! И дело ведь не в восприятии фильма с точки зрения политической грамоты, скорее, незнания жизни. Вот пересмотрел я этот фильм и увидел, как молодая женщина разрывается между любовью к своему любимому, будущему отцу своего ребенка и родному своему отцу. А ведь это трагедия! И разрешилась она не менее трагично.

   Интересно, конечно, смотреть на противостояние двух персонажей фильма – Ермакова (Иван Лапиков в старости) и сына дворника - Пашки Кожухова (юный Владимир Гостюхин в молодости! и Евгений Евстигнеев в старости), как на двух противоположных героев, хорошего и плохого, честного и подлеца, прямого или изворотливого, а в конечном итоге, (хоть фильм и снимался в Советское время) – как на Христа (настолько правильным и пытающимся всех поучать получился этот персонаж) и Иуду, готового продать любого за тридцать сребреников.
Конечно, есть вообще непонятные моменты в ходе фильма, я не ищу их никак, но уж очень они бросаются в глаза.

   1. Вот, например, в начале фильма очень плохие люди Чекмарёвы, получают отдельную трехкомнатную квартиру, а интеллигентные, добрые и милые Барабановы, по прежнему все ютятся в коммуналоке. Причем, получается, что помог Чекмаревым с квартирой сам Ермаков. Действительно это какой-то нонсенс! Получается, нужно быть такими как "ужасные Чекмарёвы", чтобы получить некоторые блага в жизни? Сейчас это уже, конечно, никого не удивляет – главное иметь деньги и наплевать, какой ты человек, но как тогда это пропустили?

   2. Раздражает и удивляет в этом фильме история про мальчика, которому вернули зрение. Удивился я, что в те годы, нужно было знакомство, чтобы приехать в Москву и попасть на прием к врачу. Почему врачи сами из далекой глубинки не отправили ребенка на лечение сами - непонятно. Все же это были советские времена, лечение было бесплатным, не то, что сейчас. А ведь, как показано рвение Барабановых в помощи чужим людям – только прочли в газете и уже тут же бросились к телефону, тут же начали действовать. Наверное, создатели фильма хотели показать, какие хорошие и отзывчивые люди Барабановы и Чумаков – готовы помочь всем и во всем! Знали бы они тогда, как в будущем на лечение детям будут собирать смсками!

   3. Я немного знаю физику, и то, что я услышал в речах, так называемых молодых ученых, показалось мне странно и антинаучно. Ну да ладно, все-таки это было давно, сделаем на это скидку, да и фильм этот был явно не расчитан, очевидно, на знатоков науки.

   4. Я так и не понял, зачем был вставлен в картину эпизод с прохожим-пьяницей (Георгий Вицин), для чего он был нужен? Борис с друзьями-физиками идут по улице, у одного из них они выхватывают книгу и передают ее из рук в руки - в итоге она падает под ноги этому пьянице, держащемся за столб, он наступает на нее - один из друзей пытается вырвать ее, но безуспешно - и они уходят. Что этим хотели показать, для чего этот снят эпизод – вообще непонятно!

   Несколько слов про актеров. Иван Лапиков – глыба, по-моему, он мог сыграть все, что хотел. И председателя колхоза и чекиста и крестьянина и рабочего, вообще все. Мне кажется, он более естественен и органичен в роли деревенского мужика, но и роль интеллигента здесь ему удалась. Под стать ему и Евгений Евстигнеев, который играет сразу две роли в этом фильме – дворника Кожухова в 1919 и его сына Пашку в конце шестидесятых. Интересно посмотреть на молодых (в то время) актеров – Евгения Киндинова (внук Борис), Владимира Гостюхина (Пашка Кожухов в молодости) и Николая Караченцева (маленькая роль комсорга). Вообще, актерский ансамбль очень удачен. В нем очень много известных актеров, только, к сожалению, занятых на эпизодических ролях.

   Про музыку отдельно. Это самое лучшее, что есть в этом фильме, честное слово. Песня про Москву и воспоминания, конечно, очень душевная, но инструментальная музыка – это вообще что-то! Я, честно говоря, сначала почему-то подумал про Таривердиева и его музыку в «17 мгновениях весны», настолько она местами схожа по фактуре, но глянул в титры, нет – Кирилл Молчанов. Но музыка от этого хуже не стала. Ее хорошо послушать даже отдельно от фильма и уж, конечно, она очень органично входит в его действие.

      Подводя итог, скажу: хороший фильм. Не понимаю только, почему его не показывают по телевидению. Из современного сравнить, к сожалению, не с чем, так что советую посмотреть.

         7 из 10


Рецензии