Ин сто грамм

Эти «сто грамм»

Раньше, давно-давно, в двадцатом веке и даже ранее, было принято писать дневники. Дневники бывали разные – формальные и творческие. Но, как правило, они бывали личные. То есть, почему-то различные личности доверяли бумаге то, о чём не говорили больше ни с кем. Не все, конечно, доверяли, были умные люди, которые не вели дневников или записи в них шифровали.

Например, один мой товарищ жаловался мне, что дневники его матери написаны на грузинском языке, а очень бы хотелось их прочесть. Совет товарищу– выучи грузинский алфавит и прочти. Элементарная шифровка записей на русском языке посредством грузинских букв, эффективна  в русскоязычной среде, умно сделано. Только расшифровывать придётся, но зато не надо переводить с грузинского!

Были дневники ещё дневники  с рисунками и даже фотографиями.  Вторжение в эту сферу чужих людей  всегда воспринималось болезненно, редкие дневники были  публичными. Хотя некоторые вели именно публичные альбомы- опросники, где требовали делать записи своих друзей и знакомых, отвечать на ряд вопросов.

Ещё, примером публичных дневников являются «Дембельские альбомы». Проведя  в постоянном общении с товарищами  много времени, демобилизующиеся солдаты создавали порой шедевры публичного дневника их солдатской жизни. Иногда к делу привлекались талантливее художники из той же среды, так что этот «Дембельский альбом»  был своеобразным творческим отчётом о том, что личность делала на службе в армии.

Полупубличный характер носили письма. Скорее интимная окраска была на них,  в том смысле, что они предназначались не для всех, а только для  определённых личностей. Но были и публичные письма, широко читаемые всей деревней или всей семьёй. И не важно, писавший их товарищ знал об их будущем публичном характере, или не предполагал их широкую известность. Письма были документом, свидетельствующим о ценах на рынках в той или иной местности или любви кого-то к кому-то. На  них ссылались и их хранили. Это, по сути дела, были немые свидетели жизни, говорившие тогда, когда их читали.

И сейчас мало что изменилось,  только вместо бумажных писем – электронные сообщения  в различных видах, на электронную почту или «в личку»  в социальных сетях, или на телефон, посредством различных мессенджерах. Вместо  бумажных дневников – записи в блогах, вместо  фотоальбомов – инстограмм.

Но сути человеческой потребности в самовыражении, общении и оставлении следов своей жизни на земле это не меняет. Есть только один новый нюанс, сейчас многие понимают возможную публичность своего самовыражения, и  психологически к этому готовы. Да и скученность людей в городах, жизнь под постоянным наблюдением видеокамер, тоже добавляет  публичности в образ  жизни  людей.  И многим кажется, что так было всегда, что по-другому просто нельзя. И привычно, чтобы хорошо выглядеть на многочисленных видео записях неестественно улыбаются, изображают что-то из себя. И такое поведение становится нормой жизни, вроде бы и нельзя по-другому.
 
 Но  это не так, дневники и письма из прошлого  свидетельствуют о том, что можно. Эти письменные источники информации часто искренне и просто говорят о тех, кто их создавал, без всякого двойного смысла. Они не публичны. Но плохо это или хорошо?

А вот тут возникает интересная ситуация,  наличие искренних и более-менее правдивых документов о жизни предшествующих поколений людей позволяет их потомкам сверять свою жизнь с жизнью своих предков. Находить аналогии и общие проблемы, понимать чаяния и желания бабушек и дедушек. Но это нужно только тем, кто считает, что он связан со своей семьёй, родом, и продолжает его. И абсолютно не нужно, только наследующим материальные ценности предыдущих поколений. Ведь продать дом, построенный руками дедушки, в котором родилась бабушка, рука не поднимется, если это дом твоего рода.  Чинить и лелеять будут такой дом, заботится о нём, а выгоднее просто продать и забыть.

Но такие не все люди, ведь человек, понимающий свою связь с прошлым, не сам по себе, он вместе со своим родом и всегда зависим от него. Не только  славные страницы, но и горькие  времена становятся достоянием такого человека. И он становится более ответственным в своём поведении, потому что отвечает за свои поступки  перед своими предками и потомками. А многим людям это не надо, не хотят они никаких ограничений в своей жизни, хотят быть одни и не отвечать за бабушек-дедушек. Понимаю, это их личный выбор, имеют, наверное, право, по законам людским точно имеют. Но не по-человечески как-то это, на мой взгляд. Но так уж многих воспитали в обществе, оторвали от семьи и её ценностей.

Если ребёнок с детских лет имеет возможность прикоснуться к документам и истории своей семьи, то это становится частью его жизни. А отказываться от части своей жизни не многие рискнут. Ведь отказавшись от привычного и родного не обязательно получишь  что-то в замен стоящее. Продав родину, место, где жил твой род, новую родину купить на полученные средства не сможешь. Купить можно только место жительство, а не родину. Безродные очень одинокие люди, человек всегда происходит из семьи и своего рода или, если хотите,  родов, объединённых в семье.

Но редко кто из детей сейчас способен разбирать письма, написанные каллиграфическим почерком его прабабушкой. Да и пылевые клещи зверствуют, вызывая аллергию у людей, ведущих  современный образ  жизни. Помогите же детям, разберите архивы, переведите их в электронный вид, удобный для чтения и понимания. Напишите свои комментарии, и, издайте свои семейные книги. Ведь взяв в руки книгу ребёнок не потеряет и ощущение материальности  семейной истории, книги издаются на бумаге, и приобретёт ценную информацию о своей семье,  привычный его глазу текст он воспримет и поймёт.

А семейные бумаги и вещи, свидетельствующие о прежних эпохах, когда ещё не было «Алибабы-экспресс» и «Инстограмм», а были «Али- баба и сорок разбойников», и «Сто грамм», просто поместите в свой семейный музей. Пусть там будут жить и храниться все немые свидетели. А говорящими будут книги, фотографии, письма и дневники в электронном и печатном виде.

Придавать им публичный характер или оставлять в недрах семейной истории – личный выбор каждого, имеющего такие документы. Выбор и ответственность. Потому что живые, живущие здесь и сейчас личности, не отказавшиеся от своей семьи и рода, ответственны за него перед теми, кто уже умер и перед потомками.  Да и просто интересно прочитать  дневники, письма и другие документы, ведь в музей, не имеющие к нам отношения, мы ходим, истории, написанные чужими, читаем, а своё, родное, порой даже и не знаем. Интересно ведь, что там можно обнаружить. Или я не прав?

Это произведение включено в уже изданную книгу  (Стандарт Е-40)
Приобрести  её  можно у Литературного Агента Автора 
WhatsApp: + 79889744885
Источник  вдохновения и отдохновения - (7я.net)


Рецензии