Следи за собой! А то вжик! И что? И все!

                Следи за собой, будь осторожен!
                Следи за собой!

                Виктор Цой. 1987 год.


  Услышал я недавно запись этой песни Виктора Цоя и вспомнилась вдруг одна давняя история. Почему вспомнилась?  Да вот взглянул на большой палец кисти левой руки…

  Это было в конце 80-х. Я только что закончил учебу и начал работать. Инженером – электроником по системам автоматики. Молодой, свободно-неженатый.
 
  Стояло теплое тихое лето. Мы с отцом отдыхали, в смысле, трудились на даче.  Отец что-то бетонировал в подвале. Я вдыхал аромат строганной  древесины.

  Тут нужно сделать небольшой экскурс в историю моих взаимоотношений с древесиной. Помимо прочих прикладных увлечений, я довольно рано стал мастерить из дерева. В том числе и мебель. И быстро понял, что если работать по старинке, ручным инструментом, то результата добиться сложно и долго. А потому у меня вскоре появилась электрическая ручная дисковая пила латвийского производства завода “REBIR”. Надо сказать, до сей поры, этот инструмент  жив!  А чуть позднее я подкупил и компактный электрорубанок того же завода. Тоже сейчас живой! Вчера только им пользовался!
 
   Работать с применением электроинструмента ,конечно, удобнее и эффективнее. Только нужно уважать инструмент. Он ведь источник повышенной опасности!

   Нужно быть осторожным и следить за собой!

   Однако, вернемся в старые времена на нашу дачу.

   Я прошелся рубанком по очередной доске. Показалось, что пора точить ножи.  Отпустил кнопку, дождался, пока вращение барабана прекратиться и перевернул инструмент подошвой вверх, держа его правой рукой за рукоятку.

   Взглянул на ножи и, чтобы удостовериться окончательно, большим пальцем левой руки прикоснулся к лезвию.

   Дальше все произошло неожиданно и в один миг.  Не пойму как, но держась за рукоятку, я нажал на спуск. Зачем и как нажал? Да кто же знает! Важно то, что подобные манипуляции нужно совершать, обязательно вынув шнур из розетки!  А я не вынул! 

   Барабан рубанка мгновенно выдал свои двадцать тысяч оборотов в минуту и аккуратно “фуганул” мой палец. Дальше было все, как в другом измерении. Боли не было. Шок.  Кровь молодая, ярко красная, рекой лилась и изуродованный палец...

  Я крикнул отцу, чтобы он быстрее нес бинт. Отец включился в тему быстро и без суеты. Туго замотал. Добавил бинта сверху еще, на всякий случай. Отец испытал в молодые годы подобный опыт. Топором по пальцу ноги рубанул. В лесу. Помню по детству – долго отец ходил с повязкой.

   Основным моим транспортом в 80-е годы  был велосипед. Я вскочил на него и двинулся своим ходом в больницу. Благо дача наша рядом с городом. До больницы километров десять всего. Руль, понятно, ухватил одной правой рукой. Левую руку, с повязкой, держал на весу. Повязка уже сильно окрасилась. Сначала по лесной тропинке. Потом в городе рассекал по тротуарам, распугивая своим видом редких прохожих:

- Кыш, не битые! Битый едет!

  В травмпункте врач внимательно осмотрел место среза и похвалил мой рубанок:

- Чисто сработано! Верх косточки срезан ровненько! Без сколов!

  А как иначе! Двадцать тысяч оборотов! И, видимо, точить ножи было рановато. Зачем я полез в барабан, если Родина меня не просила?!

- Будем зашивать! Под местным наркозом!

   Уложили меня, и стали методично и четко делать свое дело. Как ни крути – травматическая ампутация! Пусть и легко отделался… Всего лишь кончик пальца. Аккурат, под углом в сорок пять градусов!

   Все прошло удачно. Вскочил на велосипед и поехал домой. Когда стал отходить наркоз, хотелось лезть на стены. Но я не стал. Только недавно поклеили новые обои. Жалко трудов.

   Когда все зажило, поехал на дачу и достал рубанок.

   Очистил с летка засохшие кусочки моей плоти с косточкой. Поговорил немного с инструментом, пообещав ему уважительное отношение с моей стороны. Рубанок ответил молчаливым согласием. Мы договорились.

   Я подготовил рабочее место, взял досочку и стал ее строгать. Рубанок весело и радостно пел свою высокооборотистую песенку.  Заскучал бедняжка, без дела, пока я там прохлаждался. Лечился, в смысле…

   Что значит уважать инструмент? Это значит, заботиться о нем и соблюдать правила безопасности. Быть может, даже немного бояться его! И в жизни так. Нужно уважать Жизнь и соблюдать осторожность. Следить за собой.

   Эти правила очень просты, но люди часто пренебрегают ими, а потом жалеют. Если остаются в живых.

   Сколько в памяти историй о циркулярках, рубанках, молотилках, косилках и прочих наших механических помощниках! Я уж не говорю о ДТП, подледной зимней рыбалке, различных военных и не очень военных конфликтах.

   В чем соль анекдота? Или смысл басни? Или вывод из сказанного выше?

   Будьте осторожнее. Даже идя на осознанный риск.  Ведь идя с разбегу на штурм высокого забора, утыканного гвоздями, лучше предварительно поискать дырку в заборе. И рубеж будет преодолен. Без крови. Хотя, здесь есть два существенных “НО!”. 

   Первое, самое важное – не всегда есть время и возможность для поиска “спасительной дырки” в заборе. Тогда выбора нет.

   Второе, важное кому как, - если пролез в дырку, об этом не напишут в СМИ. Не увековечат.  Ведь СМИ любят, когда ”героически штурмуя неприступный забор, повис на гвоздях, пожертвовав собой…”

   Выбор всегда за человеком. С учетом того выбора выборов, который  ему предложат судьба, случай, особенности генетики, окружающие флора и фауна. Господь Бог, наконец. Ну и от Ангелов Хранителей многое зависит. А они ведь тоже разные. С различными степенями уровня профессионализма и ответственности за порученное дело.

   Единственный вопрос  остался без ответа. Когда я приехал в больницу на велосипеде, я его, двухколесного своего, видимо, оставил на улице. Я точно помню, что в кабинет врача я велосипед не затащил. Но как его, велосипед мой, не сперли с больничного двора? Меня ведь долго зашивали. В те времена велосипеды крали всегда и везде. 
   Загадка! Или его мой Ангел Хранитель караулил? Спасибо ему за все, Ангелу моему.

                Февраль 2020.


На фото – тот самый “откорректированный” палец руки и похожий на мой латвийский рубанок.


Рецензии
Правила безопасности пишутся кровью.
В "новой жизни" с 1997-го и до
самой пенсии работал энергетиком.
Каждый год приходилось аттестовываться
по пятой группе выше 1000В, плюсом краны
и вышки, газовое и тепловое хозяйство.
Почти везде подвешивали дополнительно
обязанности и инженера по охране труда.
Бог миловал. Ни одного трупа за спиной.

Василий Овчинников   11.03.2020 19:39     Заявить о нарушении
А я всегда старался до 1000...И подальше от грузоподъемных...Хотя в 90-е некоторое время пришлось поработать механиком цеха.... Пока снова в родную цифровую электронику не окунулся....Но опыт в цехе соответствующий приобрел...Чего делать по жизни не стоит...

Спасибо! С уважением,Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   12.03.2020 06:21   Заявить о нарушении
В старой жизни я тоже был от этого далеко.
После 1997-го, вернулись из Крыма,
стало не до жиру. Пришлось
занимать свободные ниши.
Одипломленных с избытком,
а спецов-то, способных работать
и обеспечивать безопасность - совсем мало.
Как, впрочем, и в АйТи области,
где я так и не стал специалистом.

Василий Овчинников   12.03.2020 08:04   Заявить о нарушении
Да..90-е были такими. Не люблю их вспоминать...

Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   12.03.2020 08:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.