Литературная работа на собственном примере
На собственном примере я продемонстрирую каким образом должна протекать работа над стихотворным сочинением.
Стихотворения рождаются как по - поводу так и без. Здесь нет никаких закономерностей, и всё зависит только от настроения и психического
состояния. Экспромты, казалось бы, крылатые сочинения, но и они не всегда доступны, не всегда попадаются под руку, и не любят навещать ленивый ум.
Однажды у меня получился экспромт, самый заурядный, которым я ответила
на поклон одного поклонника.
Может быть
Мы вдвоем
Может быть
Мы с тобой
Под луной
Голубой –
Голова
С головой
Будем там
Где Бедлам
Может быть
На виду
Под луну
Я приду.
Что здесь такого? Как видим, ничего особенного.
Экспромты, похожие казалось бы, на случайные встречи – ни к чему не обязывают, и ни к чему не служат. Но иные из них раскрывают свой необыкновенный потенциал. Нужно всего лишь его обнаружить.
Первоначальное сочинение, как видим, очень небрежное, и ему еще далеко до того состояния, которое именуется литературным.
Всё таки импровизация хороша тем, что она побуждает к дальнейшим действиям. Взывает к поискам и продолжениям.
К интенсивной проработке первоначального замысла. К необходимым преобразованиям.
Поэтому, подумав, в этом сочинении, пока довольно безалаберном, я открыла новые возможности, голова с головой притянуло к себе идентичное выражение глубина с глубиной, и это многое решило. Выискивать подобия – это та лестница, которая позволяет нам подниматься, и которая именуется литературной работой.
Может быть
Мы вдвоем
Может быть
Мы с тобой
Под луной
Голубой,
Под луной
Городской
Голова
С головой
Будем там
Где Бедлам
Глубина
С глубиной
Будем там
Сам на сам
Может быть
Наяву
Под Луну
Я приду.
Как видим, стихотворение значительно усовершенствовалось.
Дальнейшая работа продолжалась и делала сочинение всё более литературным.
Голова с головой вызвавшее к жизни "глубину с глубиной", притянуло также к себе и "голытьбу с голытьбой". Это очень интересная фраза, мотив, подтверждающий социальный статус наших героев. Ввиду своей бедности они вынуждены встречаться под голой луной и заниматься любовью на улице. Бедлам, бедность? Да, несомненно.
Казалось бы, этот фразеологизм исчерпал свои возможности, и ступеней у
нашей лестницы больше нет.
Остается только подпрыгнуть.
Несколько помучившись, а вернее наловчившись изворачиваться, я всё же
переместилась на следующую ступень. Следующую ступеньку нашей
предполагаемой лестницы.
Оказывается, всё таки возможно еще добавить такое определение,
как "голыши".
Голытьба
С голытьбой
Будем мы
Там людьми
И вместе с нашим новым существительным, продлевающем характеристику:
Голыши,
Не в глуши
Будем мы –
Значимы
В нашей диатонике проскользнула единичная хроматика: … мы = значимы.
Пусть только в письменном виде, но в рифму оно всё же легло. И всё встало на свои места. Ведь вариативные, то есть разноударенные рифмы, пока еще никто не отменял.
Ночь обвив
Для любви
Теперь появилась возможность продемонстрировать наконец и финал:
Стало быть,
Наяву
(На виду –
Ну и ну!)
Под луну
Я приду.
Что же, как видим, первоначальный поклон, которым я приветствовала
своего знакомого, вследствии светского воспитания преобразился
в изощренно – элегантный реверанс. Который не стыдно и перед обществом продемонстрировать. Так должна поступать, по моему разумению, каждая настоящая леди.
Это превращение стало возможным потому, что мы выискивали подобия,
соответствия, которые позволяют подчинить все слова и жесты в единую
гармонию, подчинить всё, то есть все ресурсы, стихии известного нашему воображению танца.
Таким образом дисциплина стиха преобразуется в культуру.
Именно умение довести стихотворение, первоначальный сырой эскиз,
обыкновенный набросок, до чего то стоящего, что именуется
литературой – и есть главная задача автора. Для этой цели ему должна служить техника, необходимый уровень профессиональной подготовки. Именно уровнем версификации определяется квалификация стихотворца, его способность создавать не отсебятину, а стоящую литературу. Где использованы все возможности и расставлены правильно все слова.
В этом случае ваши читатели от себя добавят всё остальное!
Свидетельство о публикации №220021201195