Предназначение

Андреевич появился в нашем дворе весной. Переехал он к сыну из Новгородчины. С утра уже видно его во дворе : с дворниками поговорит, школьников добрым словом проводит , на лавочке посидит. Всех про жизнь расспросит и сам совет даст. Любят его в нашем дворе за доброту, за отзывчивость и мудрость. Как полагается, есть те, которые относились к нашему дедушке не совсем благосклонно. Одна из них дама преклонных лет. С уходом на заслуженный отдых подрабатывает в музеи.  Всегда подтянутая, в шляпке, пахнущая духами одним видом говорит – я интеллигент. Наш Андреевич противоположность соседке по дому. Ранее звездой ежедневного собрания на лавочке была Анастасия Павловна, а сейчас инициативу перехватил дед. Даже дети собираются послушать его истории.
             - Андреевич, хватит с ребятней болтать. Иди к нам. Новость есть. – кричит безногий сосед с первого этажа.
Двухметрового роста дед подходит к старикам на лавочке.
- Что за новость? – тихо спросил старик.
- Да, ты не видел, показали по ящику? Теперь пенсионеров штрафовать будут. Теперь все платно: ягоды платно, грибы платно, рыбалка платно. – Возмущается тот же старик.
- Ну и что? Им же не хватает. - Показывает пальцем в небо. – Не то пережили, и это переживем. Много ли для жизни нужно ?
- Ну, это как сказать. Смотря для кого? – завизжала горбатая бабушка. – Вон соседка из третьего подъезда на двух работах трудиться. Купила вторую шубу, сервиз дорогой , а мужу машину. Все в дом несет. Хорошая семья. 
- Что тут хорошего? – спросил наш дед. – Где-то читал:
  Бедность - худший из пороков. Жадность – очень страшный грех.
Между ними путь к богатству. Он открыт всегда, для всех.
Скользким, узким перешейком, между пропастей ведёт.
Камни – зависть, лень, упрямство. Зазевается, найдёт
Свой притык земной прохожий.
Корни из земли торчат.
Суррогатная похожесть
Словно колья. Нет преград
Ни назад, ни вбок, ни вперед. Сами под ноги глядим.
И цепляемся веками мы за них. Потом кричим:
«Ах, как бог жесток и грозен, ах, как гневен и суров...
- Умерла она сегодня. – Уже с горечью выдохнул старик.- Тащила , тащила, а для кого? Детей нет. Муженек то  ленивый. Сейчас бабу приведет , вот ей все и достанется. На все готовое придет. Царствие небесное. – Перекрестился , махнул рукой и удалился в подъезд.
- Интересно , откуда ему известно? – спросила подошедшая Анастасия Павловна.- Все он знает. Сплетни собирает. Я ее позавчера видела, бежала с коробкой очередного сервиза. В ресторане юбилей справлять будет. И меня пригласила. Там только интеллигенция соберется. 
- Наверное, знает, он просто так говорить не будет. Он мужик правильный. – Заступилась худенькая бабушка, похожая на вопросительный знак.
В это время вновь подошел Андреевич. Он всегда подходил во время появления Анастасии Павловны.
- Меня обсуждаете? – насмешливо спросил он.
- Вы считаете, что мы только о Вас говорим? – раздраженно спросила интеллигентная соседка. – С чего Вы взяли, что Людмила умерла? Я вообще- то приглашена к ней на юбилей.
- Я ни когда не вру, потому что знаю историю : 
Один хороший человек попал под машину, но ему повезло – ни одной царапины. Но случайный прохожий, который стал свидетелем происшествия, предложил пострадавшему сделать вид, что он получил серьезные травмы, чтобы иметь возможность получить хорошую компенсацию. Когда тот лег на асфальт, чтобы притворится сильно травмированным, машина неожиданно тронулась с места, переехав мужчину насмерть.
- Ну, Вас с вашими рассказами. Пойду лучше к Людмиле зайду. – ответила Анастасия Павловна.
- Андреевич, а ты правду рассказал про мужика? Бывает же в жизни такое?- спросила худенькая бабушка.- Хотя в жизни не такое бывает. Мой сын работал то же на двух работах , свою все учил. А она хвостом вильнула и ушла от него. Квартиру забрала , детей забрала . Он остался с фигой. – Она скрутила фигу и показала деду.
Дед посмотрел на фигу, по-видимому  увидев в ней ту хитрую и коварную личность сказал : “  А вы слышали?” . Продолжил рассказ :
- К мудрецу пришел за советом молодой мужчина.
– Скажи, в чём секрет твоего знания? Ты счастлив. Тебя уважают, к тебе идут люди, чтобы научиться делать свою жизнь лучше. Я много учусь. А на меня сыплются неприятности.
В ответ мудрец улыбнулся и позвал свою жену:
Через пару минут зашла красивая женщина. Глаза её сияли.
И тогда мудрец попросил:
– Любимая, у нас сегодня гость. Иди, поставь тесто для пирогов.
Женщина удалилась на кухню.
Вскоре она вернулась в комнату и обратилась к мужу:
– Тесто готово, любимый муж мой.
На что мудрец сказал:
– А теперь добавь в тесто орехи, сухофрукты и мёд.
Жена спросила:
– Те, что я оставляла для пирога на годовщину нашей свадьбы?
– Те самые, – ответил мудрец. И женщина беспрекословно согласилась.
Вскоре она принесла поднос с ароматным пирогом
Но мудрец не спешил угощать гостя, он сказал:
– Дорогая, я вижу, как ты старалась, но отнеси этот пирог нищим.
Женщина улыбнулась. И вышла из комнаты.
Изумлённый гость воскликнул: Жаль пирога!
На что мудрец сказал:
– Ты спрашивал, как стать мудрым? Попроси свою жену испечь пирог.
Домой он летел как на крыльях. Там его ждало разочарование. Его молодая жена болтала с подругами.
Но мужчина решил выполнить совет мудреца:
– Любимая моя, – начал он ласково, – я хочу, чтобы ты сделала тесто.
Жена недовольно заявила:
– Я занята. Дома есть еда.
Но мужчина не унимался.
С ворчанием женщина проводила подруг и отправилась готовить.
Вскоре она вернулась и сказала:
– Тесто готово, но я решила сделать печенье, а не пирог.
Через час жена вынесла блюдо с печеньем
И тогда набрав в грудь больше воздуха, мужчина выпалил:
– Дорогая, я ценю твой труд, но ты бы не могла отнести это печенье и отдать нищим?
– Ещё чего! – воскликнула жена! – Нашёлся такой заботливый! Только продукты переводить!
Каждый день она пилила его, упоминая про этот случай. Тогда он побежал в дом мудреца.

– Ты обманул меня! Я следовал совету. Стало хуже. Дома невыносимо.
Мудрец усадил гостя и сказал:
– Ты спрашивал меня, как я стал таким мудрым и успешным. Теперь ты видишь, что моя любимая жена – источник счастья. Ты больше времени тратишь на ругань и борьбу с любимой женщиной, чем на учёбу. Есть тут мудрость?
– Мне бросить жену и найти другую? – спросил молодой человек.
Мудрец нахмурился:
– Ты ищешь лёгкий способ. Это неверно. Тебе и твоей жене нужно учиться уважать и любить друг друга. Иди домой и сделай свою жену счастливой. А до этого о книгах и не думай.
– Я и так все для неё делаю, – не унимался парень.
– А счастлива ли она? – спросил мудрец.
Вы выбрали друг друга, чтобы научиться любить. А вместо этого ты читаешь книги, и позабыл заботиться о жене, а она обсуждает тебя с подругами.

Огорчённый и разочарованный пошёл мужчина домой.
По пути ему встретился торговец виноградом. Мужчину озарило: такой виноград он носил жене, когда они познакомились. Жена так любила его. А он не помнил, когда в последний раз угощал её. Мужчина купил немного винограда.
Но порадовать жену он так и не смог: она спала. На её лице были следы слез.
Он решил не будить её. Поставил на столик чашу с виноградом.
Проснулся он от нежных поцелуев. Жена обнимала его.
Дальше повседневные заботы захватили их обоих.
Теперь они учились быть внимательными друг к другу. Мужчина не прикасался к книгам. Он помнил, что нужно восстановить мир дома. Жена тоже изменилась: стала ухаживать за собой, была ласкова и нежна и не засиживалась у подруг.

Через какое-то время в дом к ним кто-то постучался.
Хозяин открыл дверь. Перед ним стоял парень. Глаза были печальны, плечи сгорблены. Под мышкой он держал книги.
– Помоги мне, мудрый человек, – попросил он, – друг направил меня к тебе. Он сказал, ты знаешь, как быть счастливым. Я изучаю труды великих мудрецов. Жизнь моя не меняется. А жена становится всё злее.
Выслушав парня, хозяин дома улыбнулся:
– Проходи, желанный гость. Моя жена как раз собралась готовить ужин.


Бабушка махнула рукой. Поднимаясь с лавочки сказала :
- Пойду я . Ни чего не поняла с твоего рассказа.
После ухода бабушки , соседка по площадке грустно прошептала :
- Жаль ее. Сына жалко. Так и не женился же. Ей- то осталось совсем немного.

Все замолчали. Грустно и больно осознавать скоротечность бытия. Живешь , живешь и вдруг раз и все. А жизнь продолжается без тебя : соседи собираются на лавочке, поезда ездят, самолеты летают, дети рождаются. В этой цепочке – дети самое главное. А зачем эта суета сует? Все торопимся – успеть хотим. Куда? Зарабатываем, копим , покупаем – выделиться перед другими хотим. Зачем? С собой  не заберешь. Странная эта штука жизнь.
 В это время раздался детский плач и крик. Сосед дальнобойщик детишек с садика забрал.  Они подошли к лавочке. Андреевич спросил :
- Как рейс, где был?
- Дети вот раскапризничались.
- А я не ем таких худых и маленьких детей. – Дед обратился спокойно к детям. Те замолчали.
- Рейс нормально.- продолжил отец. – Гаишники остановили. Прикопались к номеру. Сказали, что не читаемый. А я взял по пути парнишку в попутчики. Вот пока я документы доставал , он мне номера вытер. Помог.
- Мир не без добрых людей. Вот  слышал :
В жестокий двадцать первый век,
во время зависти и мести,
запомни: ты же человек.
Ты не теряй ни капли чести.
Когда услышишь грубый смех,
жестокость, низость - не сломайся;
ты помни: ты ведь человек...
Так человеком оставайся.

- Андреевич, когда ты все успеваешь ? – дед без ноги загадочно улыбнулся. – Я смотрю ты на нашу интеллигеншу смотришь. Там тоже успел?
- Ох, ты! Вот прожил ты всю жизнь, а так ни чего и не понял. Все меряешь жизнь не теми мерками. Успел? Не успел? Разве в этом главное.
- Ну начал заливать. А в чем главное, как не в этом?
- Главное , что бы знать – она есть. Посмотреть в ее глаза, почувствовать ее запах.
- Короче у тебя   не разделенная любовь – не унимался одноногий старик.
- Не разделенная любовь – это другое. Вот у одного шейха было много жен. К старшей жене он уже много лет не заглядывал. Она приметила красивого молодого крестьянина и пригласила его к себе на вечер. Она надела красивый наряд и ждала его в юрте. Вдруг услышала , как кто-то чем то стучит по юрте. Она подумала, что пришел молодой человек и стала звать его , приглашая пройти в юрту. Он не заходил. Рассерженная непокорностью юноши женщина выбежала из юрты . Около юрты стоял осел и бил хвостом по стенке . Крестьянин собирался жениться и был озабочен сбором калыма . За заботами забыл прийти к хозяйке. Вот это не разделенная любовь.
- Снова закрутил. Где тут не разделенная любовь. У осла только. Стучался к хозяйке, а она не пустила. – Заржал беззубым ртом безногий старик. – Я вот все думаю, какое предназначение у человека? Зачем в этот мир мы пришли?
- Я вот как думаю: каждый выбирает свое предназначение сам -  богу служить или дьяволу. Важно, что оставишь после себя. Раньше в деревни мужики ругались из-за клочка земли, бабы врагами становились из-за стеклянной банке. Теперь земля опустела, заросла – ни кому не нужна. А бабы перестали закрутки делать – банки не нужны. У вас в городе люди работают на нескольких работах. Быстро износился – заболел, умер. Возьми Александра Невского – до сих пор помнят. Сталина – уважают. Помнят! Одно понял вся это нажива от дьявола, а память от Бога. Вот умерла , - он показал рукой в сторону квартиры покойницы,- а кому ее результат труда достанется. Мужик-то еще молодой. Так для кого-то и проработала. Людям помогать необходимо.
- Ну, ты помогаешь. Смотрю, весь день разговоры разговариваешь, – усмехнулся безногий старик.
- Я тоже не идеальный. Кто обо мне будет помнить? Ну , дай БОГ , внуки будут помнить. Что б помнили – иначе нужно жить. Знаешь притчу? Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? -Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках. 

Стемнело. Все разошлись домой. Наступит завтра с новой жизнью и новыми историями.


Рецензии