Подвиг Юдифь

О подвиге Юдифь, имя которой дословно переводится как «иудейка», можно прочитать в Библии. Этот сюжет является одной из самых популярных тем в европейской литературе и живописи. А представители Ренессанса и вовсе видели в нею храбрую героиню.

Впервые изображения храброй женщины появились на миниатюрах Библии Сан Паоло фуори ле Мура. В XIII веке несколько эпизодов ее подвига появились на северном портале собора в Шартре и Сен-Шапел во Франции.

В эпоху Возрождения картина ее победа стала парной к сюжетам «Самсон и Далила» и «Аристотель и Кампаспа».

Довольно часто к данной теме обращался Сандро Боттичелли и Донателло, который изваял знаменитую бронзовую скульптуру «Юдифь и Олоферн»

Великий Микеланджело изобразил Юдифь в углу Сикстинской капеллы, на восточной надсводной части арки. Эта тема интересовала Джорджоне, Тицианa, Веронезе, Караваджо, Артемизию Джентилески, Доменико Беккафуми, Кристофано Аллори, Рембрандта, Рубенса и т. д. Александр Головин сделал портрет Федора Шаляпина в роли Олоферна.

Чаще всего Юдифь изображают с мечом в правой руке и головой полководца Олоферна в левой. За ней обычно изображена служанка. Это делается для того, чтобы отличить ее от Саломеи, держащей отрубленную голов Иоанна Крестителя на серебряном блюде.

Если верить Библии...

В VII в. до н.э. ассирийский царь Навуходоносор решил наказать иудейский народ за непокорность. Он собрал многотысячную армию в 170 тыс. пеших бойцов и 12 тыс. конников, которую направил в Иудею. Во главе войска стоял полководец Олоферн, которому дали исключительные полномочия.

Практически не встретив никакого сопротивления на пути и разбив несколько государств, войско подошло к Иудее. И тут вдруг выясняется, что полководец ничего не знает об этой стране, что лично мне кажется странным. Чтобы опытный полководец пошел войной и не провел разведку? Да такого просто быть не может!

Но, если верить Библии, именно так и было...

Враг взял Ветилую в осаду

Итак, Олоферн собрал военный совет и попросил его участников все рассказать об этой стране и народе, его населяющем. Особое внимание было приказано уделить армии и способах ведения боевых действий.

Египетский командир Ахиодор довольно подробно все поведал, отдельно остановился особенностях иудейской веры. При этом особый акцент был сделан на том, что сейчас они крепки духом, и Олоферну с войском лучше удалиться в свою страну.

Полководец жутко разгневался, но казнить докладчика не стал. Зато отправил его в иудейский город Ветилуя, который собирался захватить первым. И объявил, что египтянин сможет не только увидеть, как город падет, но и разделить участь жителей.

Войска подошли к Ветилуе и взяли ее в осаду. Прошло тридцать четыре дня. В городе начался голод, да и вода подходила к концу. Тогда жители обратились к своим правителям и попросили открыть ворота.

Отцы города просили подождать пять дней и все это время приказали молиться о божественном спасении. Когда об этом узнала молодая вдова Юдифь, она попросила придти к ней вождей и старейшин. А когда те явились, сообщила, что пока народ будет молиться, она спасет не только город, но и всю Иудею.

План у молодой вдовы был довольно прост. Женщина собралась хитростью втереться в доверие к предводителю ассирийцев, а затем его убить. Женщина тщательно приготовился к встрече, вымылась, натерла тело благовониями, одела лучшие одежды и нанесла косметику. И в сопровождении служанки явилась в стан врага.

Естественно, ее тут же остановили. Однако вдова сообщила, что хочет помочь ассирийцам овладеть Иудеей. Здесь, на мой взгляд, начинается вовсе непонятное. Плененные ее речами враги посчитали красавицу вестницей победы, дали охрану из ста воинов и кратчайшим путем провели к шатру Олоферна, где он крепко спал...

Полководец пленился вдовой

Охрана разбудила его, и полководец принял Юдифь. Женщина сообщила что город голодает но пока там не совершат святотатства, взять его невозможно. Однако довольно скоро жители нарушат правила, станут кушать то, что запрещено и боги отвернутся от них. Вот тогда-то ассирийцы без труда и захватят город.

Юдифь клятвенно пообещала Олоферну, сообщить когда наступит этот день. Для этого ей требуется каждую ночь выходить из лагеря, совершать омовение, молиться, чтобы Бог дал ей знак.

Кроме того, красавица пообещала ассирийцам помочь захватить Иерусалим. Наивный полководец посчитал женщину посланцем высших сил и, совершенно очарованный ее красотой, согласился на все. Он предложил Юдифь отведать вместе с ним трапезу, но она категорично оказалась, сославшись на то, что привыкла питаться определенной пищей, которую принесла ее служанка. И ей вновь поверили… Невольно хочется воскликнуть — какие же доверчивые жили тогда люди!

Через три дня Олоферн решил устроить пир и послал своего евнуха Вагоя к Юдифи с приглашением. Следует отметить, что у него не было недостатка в представительницах слабого пола, однако гостья, которой было приказано явиться одетой «как одна из дочерей сынов Асура», затмила всех. Как сказано в библии: «подвиглось сердце Олоферна к ней, и душа его взволновалась. Он сильно желал сой­тись с ней и искал случая обольстить ее с того самого дня, как увидел её».

Как и следовало ожидать, вдова с готовностью приняла это предложение. Увидев ее Олоферн совершенно потерял голову, и, видимо по этой причине, выпил столько, «сколько не пил никогда, ни в один день от рождения».

Невероятная история убийства

Поздней ночью охмелевшие гости и слуги покинули шатер полководца, оставив «переполненного вином» полководца наедине с Юдифь. Предварительно охрану предупредили, что ночью он выйдет помолится, а евнуху сказали, что до самого утра не покинет Олоферна, храпевшего так, что никто в лагере не мог заснуть.

Меж тем, Юдифь помолилась, взяла меч Олоферна, подошла к спящему ассирийцу и сказала: «Господи Боже укрепи меня в этот день!» Затем одной рукой, держась за его волосы, другой изо всей силы ударила мечом по шее спящего врага. Отрубить ему голову удалось лишь со второго раза.

После чего, опять же, если верить библейским источникам, хладнокровно сбросила мертвое тело с постели и завернула голову полководца в сорванный со столбов занавес. Этот страшный сверток верная служанка спрятала в мешке с продуктами.

Вы верите подобной истории? Лично я — нет.

Господь поразил его рукой женщины...

Меня сильно удивляют некие не состыковки.

Во-первых, как убийца сделать все тихо и быстро. Ведь очевидно, что боевых или профессиональных навыков в подобном деле молодая вдова не имела.

Во-вторых, что делала стража? Как ее могли не удивить внезапно прекратившийся храп, а потом подозрительный шум в шатре своего господина? Или тоже все перепились так, что ничего не видели и не слышали?

В-третьих, как убийца умудрилась не испачкаться кровью убитого?.. А тем, кто стоял у шатра, этого не заметить? Вряд ли она проходила мимо них, одев шапку-невидимку...

Впрочем, сейчас можно рассуждать сколько угодно. Единственный источник случившемуся — Библия. Согласно ей, красавице-вдове удалось без проблем дойти до своего родного города, за стенами которого ее с нетерпением ждали, в том числе и крепкие воины-мужчины.

Когда Юдифь вынула голову Олофрена из мешка и показала ее собравшимся на городской площади толпе, изумлению народа не имелось предела. Не сложно представить реакцию, последовавшую после ее слов:

- Вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска, и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения, — и Господь поразил его рукою женщины. Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла! ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха!

Даже в такой момент женщина более всего беспокоилась о своей чести...

А что же завоеватели? Легенда гласит, что ассирийцы опомнились лишь когда увидели голову Олоферна на городской стене. Охрана бросилась в шатер и обнаружила обезглавленное тело… Это же как надо не любить своего господина, что забыть о его безопасности на целую ночь!

В общем, армия в ужасе побросала оружия и разбежалась, и теперь уже жители Ветилуи стали захватчиками. Они дружно и без зазрения совести целый месяц грабили покинутый врагами стан.

Участвовали ли в разбое молодая вдова, не указывается. Однако доподлинно известно, что Юдифи достался шатер, вся утварь полководца, серебряные сосуды и чаши, которые она впоследствии отдала в Иерусалимский храм.

К слову, желающих жениться на ней оказалось предостаточно. Еще бы, богата, знаменитая… Но она предпочла остаться вдовой...


Ищите, кому это было выгодно...

Не знаю, что поэтому поводу думают историки, но мне слабо верится, чтобы женщина, не имея боевой подготовки смогла бы так лихо расправиться с натренированным, пусть и находящимся в состоянии сильного алкогольного опьянения, полководцем. Да и столь изощренный план убийства вряд ли мог прийти в голову скромной и благодетельной вдове, по крайней мере, именно так ее описывают в Библии. Куда проще было бы просто отравить неприятеля...

Не говорю уже о том, что для того, чтобы отсечь голову, необходим определенный навык. А в древней Иудее женщинам под страхом смерти было запрещено брать в руки оружие. Так что вряд ли Юдифь, о которой источники пишут только положительно, осмелилась бы нарушить закон.

Опять же, не всякий подготовленный воин мог бы столь легко справиться с подобным делом. Более того, даже не все палачи могли с одного удара отрубить голову осужденному. Если вспомнить английскую историю, то королеве Марии Стюарт перед смертью пришлось настрадаться. Поднаторевший в казнях палач лишь с третьего раза отсек ей голову. А тут — один легкий взмах слабых женских рук и скатилась головушка с буйных плеч!

Так и напрашивается версия, что вместо служанки с Юдифь пришел переодетый мужчина. Косвенным подтверждением тому служит такой факт — служанка принесла с собой большой мешок с продуктами. Следовательно, была прекрасно подготовлена физически. Хотя с другой стороны, таскать женщинам тяжести приходится постоянно, независимо от того, в каком они веке живут...

Как вариант, в служанку переоделся изгнанный Ахиодор. Кстати, у него как раз-то повод имелся отомстить своему господину. Ведь Олофрен прилюдно обидел его, обрек на верную смерть, отправляя в осажденный город. Так что профессиональному военному Ахиодору не составило особого труда лишить жизни полководца, кстати, также неплохо обученного воина.

Вывод напрашивается сам собой, кто-то очень умный, чье имя никогда не станет известным, просто использовал в своих целях молодую вдову. Ведь в случае провала защитить ее было бы некому...

Имеются и другие неясности. Родной город Юдифи назывался Ветилуя и имел важное стратегическое место на пути в Иудею. Однако, где он находился, по сей день найти не удалось. Хотя, если верить тексту, город был довольно большой и мог оказывать длительное сопротивление врагам. Кроме того, не понятно, где разбил свой лагерь Олоферн. Обычно его отождествляют с районом близ города Шхема на Западном берегу реки Йордан в исторической области Самария.

И самое главное - согласно истории поход Навуходоносора в Иудею был успешным. Он взял Иерусалим и разграбил Иерусалимский храм. Следовательно, никакого подвига Юдифь совершить не могла...

Художники любили рисовать Юдифь

Но как бы там ни было, эта история вдохновила многих художников. Они довольно часто использовали тему в своих картинах. Так Сандро Ботичелли около 1470 года написал картину «Возвращение Иудифи».

Донателло изваял знаменитую бронзовую скульптуру «Юдифь и Олоферн».

Великий Микеланджело изобразил Юдифь в углу Сикстинской капеллы, на восточной надсводной части арки . Эта тема интересовала Джорджоне, Тицианa, Веронезе, Караваджо («Юдифь и Олоферн»), Артемизию Джентилески, Доменико Беккафуми, Кристофано Аллори, Рембрандта, Рубенса…

Мы смотрим и восхищаемся, как подвигом хрупкой женщины, так и талантом мастера, создавшим свое творение.


Рецензии
Я когда впервые прочитала Библию, то многие события,описанные там, воспринимала как исторические.Но уже несколько лет слушая лекции и беседы по православному каналу поняла,что все относительно. Например митрополит Илларион говорит,что: "Мы никогда не относимся к библейскому тексту как к авторитетному источнику.Каждый текст, он должен быть правильно интерпретирован. Нужно понимать в каком контексте он появился, при каких исторических обстоятельствах и насколько он применим…"Существовала ли Юдифь?Скорее всего нет.Это просто легенда,основанная на преданиях. А её подвиг можно рассматривать как стремление еврейского народа вдохновляться примером женского героизма ради спасения Родины.В иудаизме текст считается апокрифическим и не включен в состав канонической Торы,возможно из за сомнений в исторической достоверности сюжета.Большинство христианских теологов тоже сомневаются в исторической достоверности данного текста несмотря на то, что "Книга Юдифь" вошла в Септуагинту.В Русской православной церкви "Юдифь"относится к неканоническим книгам, в католицизме — второканоническим.

Ирина Шестопалова 2   17.11.2021 17:40     Заявить о нарушении
лично для меня это просто красивая легенда

Наталья Швец   17.11.2021 19:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.