Ирбис и Чёрный Шаман 10

Продолжение. Начало http://proza.ru/2020/01/05/593


Гл.10. Наследственность

     Порой люди ошибаются в анализе события, потому
     что ограничиваются единственной точкой зрения,
     которая кажется очевидной.
          Бернар Вербер. Империя ангелов, 83.

Шутовы спали неспокойно. То Максим, то Лиза тихонько сползали с постели, стараясь не разбудить другого, выходили в аппаратную комнату, причащались холодным чаем, бродили по этажу, пока задолго до рассвета оба не оказались на общей кухне, располагавшейся в конце длинного коридора. Комичность встречи заключалась в том, что у них не выработалась привычка спать в одной постели, и каждый думал, что второй сладко спит.
Лиза спросила без улыбки:
- Ты настоящий, или фантом?
- Сам не знаю. Мы одни на этаже. Интересно, здесь призраки не водятся?
Оба натянуто посмеялись.
Максим продолжил:
- Если верить шаману, мы здесь должны оставаться в добровольном заключении?
Лиза пожала плечами:
- Вот странное дело. Мы и без того здесь больше трёх месяцев, сидим практически безвылазно.
- Это не вызывало у нас дискомфорта, пока мы знали, что можем выйти в любую минуту. Давай попытаемся внушить себе, что ничего не изменилось.
- Легко сказать. Терхан нагнал страху, а сам пошёл шаманить на мраморном плато. Как думаешь, мы действительно в опасности?
- Я и без шамана как-то интуитивно понимал, что эти странные добытчики мрамора в белых одеждах могут представлять какую-то опасность. Но не проецировал эту угрозу на нас.
Лиза запахнула халатик плотнее:
- Я сварю макароны, потом позовём Саида.
Голос из коридора заставил их вздрогнуть:
- Я уже здесь. И мне не спится. Услышал говор с вашего этажа. Доброе утро!
Максим протянул руку:
- Салам, Саид! Мы тут заболтались…  что ты думаешь о вчерашнем?
Саид пожал плечами:
- Надо поговорить с Ширин. Она тоже обеспокоена.
- Причём тут Ширин? – удивилась Лиза.
Саид ответил не сразу:
- Понимаете, тут у нас маленькая семейная тайна. Но вам открою. Моя тёща была шаманкой. Наверное, и дочери моей тоже что-то передалось. Если кто и сможет что-то прояснить в этом деле, то разве что Ширин, ну и, пожалуй, моя внучка. Ойка с её любознательностью могла выведать какую-то информацию от внучки Терхана. Дети не так скрытны в общении между собой, да ещё и любят прихвастнуть родителями, мол, у меня папа такой-то, а у меня дед…
Максим оживился:
- Так попроси Ширин подняться к нам.
- Чуть позже, – ответил Саид. – Она уже встала, но женщины… Ширин ни за что не выйдет к людям, не почистив пёрышки. Правда, зная, что я мусульманин, она всегда уклонялась от разговоров о шаманстве бабушки. Сейчас Ширин готовит завтрак. В сложившихся обстоятельствах она не откажется пролить свет на камлание Терхана. Что-то скажет и Ойка. Сегодня воскресенье, и моя внучка будет спать долго, он у нас такая соня…
- Сам такой! – раздался голосок девочки, и тут же она сама нарисовалась в проёме дверей.
Максим рассмеялся:
- Картина Репина «Не ждали».
Лиза добавила:
- На Украине говорят более убедительно – «про вовка промовка», то есть, стоит помянуть волка, как он уже здесь.
Но Саид напустил на себя строгость:
- Явилась. Тебя ещё никто не звал. Марш умываться и завтракать!
Спровадить Ою не так просто:
- Во-первых, я уже умылась, во-вторых – завтрак ещё не готов, а в-третьих, что вы тут говорили про шаманов?
Саид не отступал:
- Я что сказал!
Как обычно, за девчонку вступилась Лиза:
- Да ладно тебе, Саид. Мне как раз нужна помощница. Оенька, покараулишь макароны? Я-то ещё не умывалась.
Когда Лиза с Максимом после недолгого туалета пришли в аппаратную, Саид просматривал вечернюю запись камлания Терхана.
- Я наслышан о шаманских огнях, но откуда берётся такое свечение, ума не приложу.
Лиза заметила:
- Что касается огней, можно придумать разумное объяснение. Как и приваживание шаманом дикой кошки. Но вот ожившие камни…
Максим возразил:
- Как раз легче объяснить движение тех мраморных осколков. Ну, там всякие оползни, движения почвы при горообразовании.
Лиза настаивала:
- Слишком активны эти движения. Какие-то осмысленные, что ли…
- Многие природные явления кажутся осмысленными, пока не находят научного объяснения.
В беседу вмешался Саид:
- Мы многого не знаем. Может быть, природная магия существует? Я вырос в Кундузе. Там у нас проповедовали зороастрийцы, поклоняющиеся огню, были и последователи Мани.
Лиза заинтересовалась:
- Это кто?
Саид улыбнулся:
- Четвёртый апостол Бога Света.
Лиза переспросила:
- А кто первые три? Иисус, Магомет, а кто третий?
- Нет, Мухаммед – четвёртый посланник бога. Первыми были Заратуштра, вы его называете Заратустрой, Будда, Иисус.
- И что это за секта Мани? Что они исповедуют?
Саид призадумался, стараясь более точно передать мысль на русском языке. Наконец, выдал:
- Манихейство не секта. Мани был персом, жил в третьем веке нашей эры и попытался соединить учения Заратуштры, Будды и Христа в одну религию, провозглашая борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла. Религия захватила многих людей в Персидском царстве. Но манихеев стали преследовать жрецы всех религий того времени, а впоследствии и мусульмане. Самого Мани казнили по доносу зороастрийских жрецов. Я сейчас говорю о нём потому, что последователей Ману вытеснили из Ирана, затем из Ближнего и Среднего Востока. Несмотря на все гонения, эта религия дожила до наших дней, ушла на запад вплоть до Рима и Лиссабона, а на восток в Китай и в русскую Сибирь, в том числе сюда, в Хакасию; здесь это учение растворилось, так как было созвучно представлениям местных верований, как буддизма, так и, в основном, – шаманизма.
Максим задумчиво проговорил:
- Значит, Добра и Зла? А мы с чем тут имеем дело, с добром или злом?
После завтрака все перешли в аппаратную. Неожиданно в дочери Саида Шутовы обнаружили яркую живую натуру. В каждом слове Ширин чувствовались и добрая ирония, и какая-то особенная уверенность. Ою, устроившуюся по своему обыкновению на широком подоконнике, прогонять не стали. Даже Саид.
Просмотрев видеоклип с камланием шамана, Ширин объяснила:
- Шаманы бывают белыми и чёрными. Моя бабушка была белой шаманкой. А белые шаманы камланием не занимаются. Они занимаются целительством, лечением домашнего скота, реже ясновидением и привораживанием.
- Чёрные шаманы всегда женщины! – безапелляционно заявила Оя.
- Ерунда. Твоя прабабушка была белой шаманкой. Сейчас чёрные шаманы в большинстве самозванцы, и того, что мы увидели на плато, они ни за что не достигнут. Я думала, что после репрессий в годы советской власти не осталось настоящих чёрных шаманов. Оказывается, я ошиблась. Терхан – чёрный шаман! А вот это самое страшное.
- Почему страшное? – в один голос воскликнули Лиза и Максим.
- А потому, мои дорогие, что в борьбе человека со зверем, чёрный шаман выступает на стороне зверя. И знаете, ведь наш Терхан ценится как лесник именно потому, что в борьбе с браконьерами он к ним беспощаден.
Свою лепту в беседу не могла не внести Оя:
- Апа, но ведь шаманом человек становится по двум причинам. По наследственности. А ещё и не по своей воле, а по велению духов, которые выбирают кандидата и вызывают в нём «шаманскую болезнь», такое особое душевное состояние. Твоя бабушка…
Ширин, смеясь, перебила Ою:
- И не надейся, тебе шаманство не светит!
Оя не могла согласиться:
- Это почему?
- Просто потому, что «шаманской болезнью» болеют в младенчестве, скажем так – в дошкольном возрасте. Так что твой поезд прогремел в прошлое.
- А вот и нет! Во-первых, я помню, как у меня долго болела и кружилась голова, а во-вторых, у меня получается врачевать!
Ширин веселилась:
- Да успокойся. У тебя был неврастенический диатез, частые рвоты, от чего приходили слабость и головокружения. Слава богу, твоя прабабушка Арэза была ещё жива и с этим твоим заболеванием быстро справилась. А врачевать ты можешь постольку, поскольку я тебя научила. Так что о шаманстве не мечтай!
- Это ещё посмотрим! – запальчиво ответила девочка, вызвав всеобщий смех.
Обращаясь к остальным, Ширин пояснила:
- Говорят, шаманство приходит в третьем колене. Про мою маму ничего не скажу, она умерла при родах. Врачи спасли меня, но не могли спасти её, она болела каким-то страшным гриппом.
Оя тут же встрепенулась:
- А ты, апа, ты ведь третье колено!
Ширин улыбнулась:
- Что-то, конечно, могу. Но моя бабушка постаралась меня уберечь. Ведь в кои-то годы здесь перестреляли и шаманов, и подозреваемых в шаманстве. Впрочем, не обо мне речь.
Стоявший у окна Саид вдруг сказал:
- Кажется, к нам гость.
Все бросились к окнам.


Продолжение http://proza.ru/2020/02/18/197


Рецензии
Здравствуйте, Станислав! С удовольствием читаю продолжение и узнаю новые факты. Не так-то прост шаманизм! Тут многое переплелось: и многовековые знания, и интуиция, и элементы психологии! Отсюда - объединение в секты, и одна из них упомянута вами. "- Манихейство не секта. Мани был персом, жил в третьем веке нашей эры и попытался соединить учения Заратуштры, Будды и Христа в одну религию, провозглашая борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла".
Да, это была тайная, но очень могущественная религия - вернее, подобие религии! Заинтересовали вы меня! С раздумьями,

Элла Лякишева   15.02.2020 09:20     Заявить о нарушении
Да, Элла. Из всего, что я прочитал о манихействе, получается вывод - куда бы эта религия ни приходила, она не вступала в противоречия с местными языческими верованиями, впитывала их в себя. Но официальная вера видела в манихействе конкурента и жестоко расправлялась.
Ваш!

Станислав Бук   19.02.2020 21:07   Заявить о нарушении
заглянула и я, Станислав, в Википедию. А ведь даже до сих пор проводятся международные конгрессы по изучению манихейства - значит, что-то самое важное впитало это учение. А ведь по сути главное в нём то, что есть во всех сказках -борьба Света и Мрака со всеми нюансами. И 10 заповедей светлых , как в христианстве. И коварство, жестокость мрака, как демонические силы во всех религиях. В Забайкалье, в Хакассии внедрилось это учение.
И вот что интересным мне показалось, Станислав: во всех религиях человек слаб духом, его надо воспитывать и держать в строгости, в узде - для этого и нужны служители церкви. Вот это последнее утверждение и не нравится мне ни в какой религии! Со вздохом,

Элла Лякишева   20.02.2020 07:44   Заявить о нарушении