Место храму

   Загорелся желанием построить храм на въезде в родной посёлок, чтобы он встречным был и людям, и Сыну Человеческому по явлению Его. Место подходящее: над посёлком возвышается и практически со всех сторон видно, и энергетика, что называется – на высоте. Только вот вспомнились слова Христа Иисуса и улыбнулся: какие ж мы древние ещё.

   А вспомнился разговор Христа с Самарянкой, когда на её реплику:«Господи! вижу, что Ты пророк; отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме», Он ответил: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». То есть, не место важно, а состояние. Видимо время, которое настало для Христа уже тогда, для нас ещё не наступило: мы продолжаем с энтузиазмом  строить храмы и часовни, обозначая тем топографические и архитектурные места поклонения Богу и Отцу.

  Надо заметить, что пророчество Христа на сей счёт, на первый взгляд входит в противоречие с Его же установками, основанными на прежних видениях пророков. Вот одна из них: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников». Совершенно ясно сказано, что всякий храм должен быть только домом молитвы, иначе он не может называться «дом Мой». Но это вовсе не значит, что молиться, поклоняться можно и нужно только в храме. Молиться и поклоняться в духе и истине можно и нужно везде, когда в этом человек чувствует необходимость и испытывает насущное желание и потребность. Христос рекомендует в этом случае быть скромными и сохранять таинство общения с Отцом: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

   Получается так, что если молитвенное поклонение Отцу можно совершать, соблюдая определённые условия, везде, то уж конечно, дома Бога, дома молитвы в духе и истине подходят для этих целей тем более, ибо в таких храмах Бог живёт. «Итак», — говорил Христос, — «клянущийся жертвенником клянётся им и всем, что на нём; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем». Выходит, что молитвенное поклонение в храме предпочтительнее, потому что можно оказаться рядом с Живущим в нём. Но это одно, другое – такой вывод опять же противоречит пророчеству Христа о поклонении в духе и истине, а не на определённом месте.

   На самом деле противоречия никакого не будет, если мы поймём, что в первую очередь храмом для Бога и Отца является сам человек, что душа человеческая есть Его вместилище, Его храм, и что при молитвенном поклонении в духе и истине, Отец непременно присутствует в нас, с нами. Таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.  Поэтому Бог живёт в домах молитвы лишь тогда и для тех, когда и кто способен сотворить такое молитвенное поклонение, кто сотворил, воздвиг храм прежде всего в себе самом.

  Из этой заповеди Христа можно сделать вывод о том, что для поклонения в духе и истине помещение вообще не требуется, ибо храм Бога Живого всегда с человеком, в человеке. Читая Евангелие, мы неоднократно становимся свидетелями именно такой молитвы Христа: уединённой, глубокой и вдохновенной, когда пот капал с Его лица. Однако, справедливости ради, надо отметить, что и дом Отца, храм был для Него святым местом.

   Так каково же место храма, где ему быть до времени, когда необходимость в помещениях отпадёт вовсе, ибо вся земля по вере человеческой в Бога и Отца станет храмом Его и молитва Христова о пришествии Царствия и воли Его на землю да будет: из веры воплотиться в реальность? Где угодно. Главное не в этом, а в том, чтобы храмы действительно были вместилищем Бога по вере и молитве нашей в духе и истине, потому как только в этом случае они станут центрами жизни, просвещения, радости, истины, света. В храмы пойдут, потому что пойдут к Богу, потому что пойдут к подобным себе, поклоняющимся в духе и истине сообща. Он может быть где угодно, но главное, чтобы он был центром, ибо, где хотя бы «двое или трое собраны ради имени Моего, там Я посреди них», — говорил Сын Бога Живого.


Рецензии