Церковь - невеста, жена, мать

  Не выходит из головы евангельский сюжет, когда «Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». В нём, нисколько не смущаясь, Иисус Христос называет каждого Своего ученика братом, а собрание, церковь Своих учеников — Своей Матерью. В контексте всего Евангелия было бы неудивительным услышать для неё другое духовное определение – невеста, а тут сразу – матерь. Почему так? Какие у Христа были основания столь ответственно отрекомендовать Свою церковь?

  В развитие темы напомню пророческие слова Крестителя, которые он изрёк, когда узнал, что Иисус вернулся в землю Иудейскую уже с учениками, со Своей церковью, которая становилась прообразом Его будущей невесты: «Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха: сия то радость моя исполнилась; Ему должно расти, а мне умаляться». Христос и Сам называл Себя  женихом: «можете ли заставить сынов брачного чертога поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни», а позднее сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Получается так, что Иисус Христос будучи женихом, самолично создаёт Свою Церковь Себе невестой, чтобы быть Ей в конечном итоге Его Женою.

  В послании к Колосссянам апостол Павел пишет: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело  Его, которое есть Церковь». Или вот, в послании Ефесянам: — «Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» и далее: «… Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна…. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви».

  В понимании Павла Церковь Христова должна быть Телом Его и в тоже время как бы и Женою Ему, потому как одна плоть. Тело же Христово есть все состоящие в Церкви Его, а порознь – Её члены. Он так и пишет: «И вы – тело Христово, а порознь – члены». Следовательно, собрание членов Церкви Его — есть жена Ему. Иисус Христос же называет собрание, церковь Своих учеников Своей матерью.

 Духовные изыскания апостола Павла не проясняют эти слова Христа, но зато вводят в искушение многих и многих, верующих в то, что, став членом одной из христианских церквей, они тотчас становятся членом Его тела, а их церковь, вместе — Его телом, Его плотью, а значит и Его женой. Но не может быть у Христа несколько, по числу христианских церквей, тел. На самом же деле мы должны понимать, что становление одно-единственной Церкви Христовой это  длительный многотрудный процесс, что он ещё не завершён, и что ныне все христианские церкви находятся на правах дев-невест из небезызвестной притчи Иисуса. В тоже время, поскольку духовный образ Церкви Христовой формируется уже давно, несомненно, уже есть те, кто занял в Его Церкви, став частью Его Тела, устойчивое положение, а значит, Церковь Христова имеет место быть с первых дней Его миссии на земле. Отсюда и подвижный неустойчивый образ Церкви: то невеста, то жена или одновременно: и невеста, и жена. То есть, есть малая сформировавшаяся часть Его Церкви – уже жена, и есть большая формирующаяся, претендующая на роль жены Её часть – ещё невеста.

 Теперь давайте вспомним, что всякое материнство начинается с зачатия,  внутриутробного вынашивания плода, а затем явление его через роды миру. Но матерью можно стать, лишь явив человека в мир: попытки не засчитываются. Что-то подобное по сути, но уже в духовном плане должно было иметь место и стать основанием к тому, чтобы Иисус Христос уверенно мог называть Свою Церковь Своей матерью. И так было, и так есть: именно через учеников Христа, посеянное Христом семя нового завета, что есть зачатие, выношенное, усвоенное, выращенное ими в себе во времени и пространстве, а затем проповеданное народам, в том числе и через текстовое  Евангелие, что есть роды, имя Христа Иисуса было явлено миру. Церковь Христова в духовном плане стала для Него матерью, ибо если Мария явила Его миру плотским, то ученики Его явили и продолжают являть Его миру духовным: Сыном Духа и Сыном Слова, сохраняя Его имя и слово терпения Его во все времена.

 Ещё хотел бы обратить ваше внимание на схожесть сюжетных линий начала и конца Библии. Как легендарная Ева стала невестой и женой мужа, взятая от плоти Адамова, ибо одно есть, и стала матерью всех живущих, так и Церковь становиться невестой и женой Мужа, взятая от плоти Христовой, ибо одно есть, и будет матерью всех живущих, чтобы всё повторилось сначала.


Рецензии