Жестокость. Охота на слова

РИА Новости принесли 11 февраля хорошую новость.   В Карелии пенсионер, недовольный размером индексации ветеранских выплат, пришел на заседание Заксобрания и вручил депутатам два рулона туалетной бумаги.

"Хочу сказать вам спасибо от лица всех ветеранов труда. На вашу индексацию ветеранских выплат я смог купить два рулона туалетной бумаги. Отдаю ее вам, чтобы вы использовали по назначению", — сказал мужчина.

По информации местных СМИ, речь идет о компенсации за проезд в общественном транспорте и услуги связи, которая не индексировалась на протяжении 12 лет.
В конце прошлого года Конституционный суд Карелии признал это нарушением и обязал власти провести индексацию. В результате выплаты увеличились на процент официальной инфляции, что в абсолютных цифрах составило 21 рубль.

Порадовало, что ветеран не принял этой подачки, а те люди – если они люди, а не роботы, как  Татьяна Голикова – неужели не понимают всю абсурдность своих решений? Министр здравоохранение довольно быстро уничтожила безплатную муниципальную медицину и много раз замахивалась на малые города, считая, что они беЗперспективны.


Ведущая одного из телеканалов рассмеялась из-за индексации в 137 рублей. Она зачитывала, какими богатыми, по мнению чиновников, стали теперь пенсионеры. Это сообщение взорвало на днях интернет.

Депутаты от КПРФ и «Справедливой России» внесли законопроект о моратории, чтобы никто  в России до 1 января 2030 года не заикался даже о новом повышении пенсионного возраста. Большинство отклонило эту идею.
В России с 1 января 2019 года проходит пенсионная реформа, она увеличила возраст выхода на пенсию увеличивается. К 2024 году он постепенно поднимется до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Предпенсионерами считаются женщины в возрасте от 55 до 60 лет и мужчины в возрасте от 60 до 65 лет.

Мне кажется, что тут речь идёт не просто о жестокости чиновников, а о преднамеренной жестокости. Нередко можно услышать слово геноцид. Это слово чужое, оно не действует на подсознание, а когда в глаза этим людям, таким, как Татьяна Голикова и Антон Котяков,  будут говорить, что они поступают жестоко по отношению к людям старшего поколения, до них и до других быстрее будет доходить смысл ими сказанного и сделанного по отношению к старикам. Население должно использовать такой механизм контроля, как социальные сети. Не картинки и лайки ставить, а высказывать, что то или иное решение ухудшает жизнь людей, находить и выставлять на обозрение фамилии авторов жестоких решений. Не оскорблять, не присваивать ярлыки, а называть тех, кто действует против интересов населения России.
Когда чиновник поймёт, что термин ПРЕДПЕНСИОНЕР оскорбителен, а понятие ДОЖИВАНИЕ воспринимается как призыв скорее подохнуть, он будет учиться думать и возможно догадается, что самому ему молодым не быть уже, а старость даётся далеко не каждому. Её ещё заслужить надо.

Наконец, они, принимающие решения, не вечны. С чем они придут к последней черте? Что скажут в своё оправдание Создателю?

У русского поэта Гавриила Романовича Державина есть вольный перевод псалма 81, он назвал его «Властителям и судиям». Это к нынешним депутатам, президентам, премьерам, министрам и прочим чиновникам, судьям,  обращены его пламенные строки.

Восстал Всевышний Бог да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я, подобно страстны,
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
1780

Смотрим в словаре Владимира Даля гнездо слова ЖЕСТОКИЙ.

ЖЕСТОКИЙ, на сев. жесткий, и встарь то же, но будучи произносимо: жестокий. || Ныне употреб. только в переносном знач. немилосердый, немилостивый, безжалостный или бесчеловечный, не знающий жалости, сожаления, сочувствия; безмерно строгий, суровый, тяжкий или мучительный, невыносимый, бедственный, неодолимо грозный, неумолимый.
Жестокий человек жестоко и карает.
Жестокая разлука жестокою печалью поражает.
Жестокий труд, работать в жестокую стужу и на жестоком ветру.
Жестокость ж. жесточь, свойство жестокого, говор. о человеке, о судьбе, о стихиях и пр. Жесточество ср. ожесточенье, закоренелое упрямство, закоснелость, упорство. Жесточить кого, что, ожесточать, делать жестокосердым, черствым. Жесточать, становиться жестоким, свирепеть. Жесточествовать, производить жестокости, неистовать. Жестокан м. арх. жестокосердый, стяжательный, скряга. Жестокан, достакан стар. стакан, от жесть? и дощан. Жестоконравный у кого зверский, злой, жестокий нрав. Жестоконравие ср. свойство это. Жестокосердечный, жестокосердый, жестосердый, зверский, безжалостный, нечувствительный, немилосердый или несочувствующий. Жестокосердечие, жестокосердие, жестосердие ср. свойство, принадлежность эта. В сложных сл. церк. жестокий означает жесткий, грубый; усеченное произношение жесток (как в русском от жесткий), это же произношение малорос. в знач. жестокий. Толковый словарь живого великорусского языка

Президент РФ В.В. Путин не один год требует от чиновников всех уровней обеспечить старикам нормальный уровень жизни, а не доживания. Не первый раз он указывает цифры, ниже которых платы быть не может, наконец, называет, какой должна быть  сумма доплат. Иначе говоря, он ставит чиновников под контроль населения, чтобы люди знали на местах и требовали.

 И вот на этом фоне требований  я услышал о добавке в 21 рубль. Я представил себе сразу кадр из кинофильма, где отмытый голодный беспризорник ест суп, тщательно вытирает хлебом тарелку, а на вопрос о добавке говорит, что ему «только одну капельку, я больше не буду», и хозяйка  демонстрирует со всем своим артистическим даром добавку в одну каплю. У меня даже слёзы на глаза навернулись. Я стал вспоминать, из какого это фильма. Пересмотрел весь рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» на сайте в интернете. Обнаружил одну нелепость. Андрея Соколова, который при побеге из немецкого плена пересёк линию фронта на немецком автомобиле с немецким майором, приветливо встретили, накормили и сводили в банк. Не в банк, а в баню. Замыленный рыночными отношениями глаз корректора не увидел ошибки, а электроника не среагировала… Нет в этом фильме по рассказу Шолохова эпизода про капельку супа.

Обратился к друзьям по телефону. Название фильма они не знают, но помнят, что хозяйку с половником мастерски сыграла Наталья Гундарева. По списку её ролей я очень быстро отыскал в интернете название фильма режиссёра Николая Губенко - «Подранки».  Оказывается, стоит в поисковике Яндекса набрать «Мне только капельку», как нужный эпизод предстанет в тысячах экземпляров. Увидел снова Гундареву с половником, как она старательно выполняет просьбу мужа о добавке и реагирует на слова голодного мальчишки «Мне только капельку». Слёзы сами застилали глаза. Я снова посмотрел весь фильм, как и в далёком 1977 году.
Тогда мы с Аидой переехали жить в Челябинск, она устроилась учителем в ту школу, которая заканчивала, для меня место учителя в ближайших школах не нашлось, а на далёкую окраину я отказался ехать, зато попал в редакцию газеты на прославленном ЧТЗ. К тому времени я стихов уже давно не писал, но на мой взгляд, детство Алёши Бартенёва, пишущего стихи, представлено очень достоверно. Чтобы что-то написать, нужно уединение, а это у взрослых нередко вызывает подозрения.

У меня всегда была проблема – не хватало бумаги для стихов, я писал на клочках. Казалось, что написано талантливо. А через неделю или месяц я ничего талантливого уже не находил и выбрасывал эти клочки за ненадобностью. А однажды среди макулатуры обнаружил грифельную тетрадь. У моей матери была грифельная доска, с которой она училась в первом классе, на ней писали или грифелем, или простым карандашом, а стереть написанное можно влажной тряпочкой. Вот все мои стихи школьных лет и были записаны в этой тетради. Весь архив был на ней. Не понравилось – протёр влажной тряпочкой. Нет архива – и голова не болит.

Вообще, фильм «Подранки» очень добрый, ныне таких не создают. Подранок — это раненый зверь или птица. Подранками названы дети войны, потерявшие родных. Режиссёр Николай Губенко, как и главный герой фильма писатель Алексей Бартенёв (актёр Юозас Будрайтис),  потерял отца и мать в начале войны и попал в детский дом.

Сюжет бесхитростный. Писатель Алексей Бартенев возвращается в город, где провёл детство. Его родители погибли во время войны, вырос он в детском доме, его сестра умерла в 1947 году. Двух своих братьев он совсем не помнит, их усыновили до его рождения, но он хочет их разыскать. Адрес и судьбу своих родственников он находит в архиве. Встречи с братьями и посещение усадьбы, где был детский дом, вызывают отрывочные воспоминания о жизни в послевоенной Одессе.

 Для меня было удивительным, что фильм заканчивался стихами, многие строчки из которых я помню. Их написал Геннадий Шпаликов.

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно
Я бы запретил,
И скажу тебе, как брату,
Душу не мути.

А не то рвану по снегу —
Кто меня вернёт? —
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю,
Там, где — Боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.

Я не следовал и не следую призывам поэта, всегда стараюсь попасть туда, где когда-то был. Я знаю, что всё изменилось, изменения часто не в лучшую сторону, многие знакомые места стали другими. В минувшем году я приехал в родной Кыштым со своим велосипедом, побывал во всех концах города, на всех кладбищах, съездил в сторону покоса между Кувалжихой и Борзовкой.

Более 50 лет хранил я тайну, переданную мне дедом. На покосе в приметном месте было какое-то захоронение, сделанное ещё в гражданскую войну. Что там захоронено или кто, дед не знал, он назвал приметы, и по ним мы с матерью нашли это место ещё в 1959 году или чуть раньше. Раскапывать не решились, а потом поменяли покос.

 И вот я с немалыми трудностями, потому что дорог не стало, тропинки заросли, а лес обезлюдел, добрался до нужного места. Леса вообще не стало. Мамай прошёл – это мягко сказано. Лес вырубили и вывезли, а пеньки и хвою оставили. Кое-где пробиваются пяти- семилетние сосёнки. Несколько шагов сделать по этой местности стоят немалых усилий. Нечто подобное мы видели на склонах Юрмы во время походов со школьниками. За такие дела надо расстреливать. Это называется варварским истреблением лесных ресурсов. Своё  мнение я высказал главе города. Но окрестности города и контроль за ними не входят в функции властей Кыштыма. Чтобы расширить городское кладбище, понадобилось сделать несколько экспертиз и решение за подписью главы правительства. В этом контроль строгий, а превращение лесов в пожароопасное безжизненное пространство допускается с лёгкостью необыкновенной.

Самое поразительное, что во время своих путешествий по окрестностям я нахватал много клещей, но не встретил ни зайчика, ни ежика, ни сороки. Видел издалека, как шла валка леса, гудели бензопилы и по грязным залитым водой дорогам огромные машины увозили лес куда-то на северо-восток. По моим расчетам там ни дорог, ни посёлков.

На книжном развале на Кировке в Челябинске я купил несколько комплектов географических карт. Одна из карт «Озёра Южного Урала» с Кыштымом в центре висит у меня на стене.    К востоку от кыштымского меридиана за сетью множества больших и малых озёр раскинулись степи и болота Западной Сибири, а к западу – горы уральского хребта и в прошлом – зелёное море тайги. Очень много леса было вырублено во время Великой Отечественной войны, но все порубки были расчищены и засажены молодыми лесами. Мы с матерью несколько лет нанимались косить посадки. Оставались только лесозавалы на склонах некоторых гор. Теперь карта в сплошных белых пятнах, то есть вырубок, скорее всего варварских, становится всё больше. С распадом Союза  были уничтожены леса в дальних окрестностях моего города, а ближние окрестности заросли сорным лесом и стали непроходимыми.

Путешествие в обратно
Я бы запретил,
И скажу тебе, как брату,
Душу не мути.
Похоже, правы Геннадий Шпаликов и главный герой фильма «Подранки» Алексей Бартенев. Съездил в места детства и юности – только расстроился. Знакомых случайно не встретил нигде. Встреч почти не назначал по состоянию своего здоровья. Было желание взглянуть на окрестности с вершин Сугомака или Егозы. Я ведь помню, как всё выглядело в ранешние времена. А как сейчас? Со своего покоса я никогда не видел горы Егозы, а она, оказывается, совсем рядом. Но не нашёл попутчиков.

Да, знакомых лиц почти не встретил. Но проехал по родным местам и воспоминания согрели хотя бы тем, что время то было иным, отношения между людьми были иными, как в песне «рядом с добром уживается зло», но доброго, как мне кажется, было больше, и искренности больше. И мы почти везде пели. 

Подранков той большой войны осталось совсем мало. Так неужели в нашем обществе нельзя обеспечить хотя бы их старость, полную достатка и  уважения не только по большим праздникам?

Главный герой фильма «Подранки» говорит: «Если бы не война, всё было бы по-другому».

Сейчас войны нет, но откуда рождается преднамеренная жестокость к старикам? Почему не снижается количество брошенных детей? Почему так много в России детских домов? Почему усиливается давление на семью? Почему  распространяется человеконенавистническая идея не иметь детей?


Рецензии