От Тюмени до Ямбурга и далее, к Океану!

Друзья!

Великие стройки СССР! Они вошли в мировую историю! Настоящим всенародным подвигом стало освоение нефтяных месторождений Западной Сибири. Ведь надо было построить дороги в вековой тайне, среди топей и болот, возвести города и поселки, обустроить  сами залежи ценных углеводородов.  А это тоже было непросто, ведь буровые вышки монтировались на искусственных островах даже посреди озер, как на легендарном Самотлоре!
ХМАО- ЮГРА и сегодня сердце  богатейшего нефтяного края. Живу здесь с 1985 года, приехал с Урала. Сегодняшние мои земляки шутят, что  «…Югра– это большая Норвегия. У нас, как и там, суровую зиму нередко сменяет роскошное лето, а долгие полярные ночи уступают место белым ночам. Много снега и немного солнца. Но по площади территория ХМАО больше Норвегии в 1,4 раза№». https://ugra-news.ru/article/

Да, для многих жителей России Югра не более чем северный регион, нефтяной край, где по улицам шастают медведи и приезжают на заработки вахтовики. Однако для страны в целом этот северный округ имеет большое экономическое значение. А для каждого югорчанина эта земля стала особенным местом, домом.
Свое 90-летие отметит наш округ в нынешнем году. Из них  почти две трети- годы нефтяные, героические!

Из Википедии:
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО – Югра) — субъект Российской Федерации, территориально включён в состав Тюменской области. Находится в Уральском федеральном округе. Округ является экономически самодостаточным регионом-донором. Основной нефтегазоносный район России и один из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Занимает 3-е место в «рейтинге социально-экономического положения регионов России, а также 2-е место по масштабу экономики в России (уступая лишь Москве). Административный центр — город Ханты-Мансийск, крупнейший город — Сургут.

Тюменская «матрешка» - это еще и Ямало-Ненецкий автономный округ, газовая житница России и половины Европы. Он граничит с самим Океаном- Северным Ледовитым! А там ведь СМП- Северный Морской Путь! Надежная замена дорогому Суэцкому каналу для Китая и всех стран  Юго-Западной Азии!
Так что меридиальная железная дорога от Тюмени  до Ямбурга, до края Обской губы- наш  горделивый «западно-сибирский БАМ»! Здесь, кстати, и отрабатывались все методы и технологии, примененные потом на строительстве знаменитой Байкало-Амурской магистрали!

…Новые национальные проекты России, объявленные президентом В.В.Путиным, позволят стране сделать мощный рывок в экономике! Такой же , как в оборонной сфере, где мы далеко обогнали Дональда Трампа и всю его агрессивную военную  клику!
Наша Святая Русь должна быть СИЛЬНОЙ И МОГУЧЕЙ , чтобы победить  всю эту  тьму, разлитую в мире!!
Вл.Назаров
******************
1.ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ ИСПОЛНИЛОСЬ С НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ ТЮМЕНЬ – ТОБОЛЬСК – СУРГУТ – НОВЫЙ УРЕНГОЙ – ЯМБУРГ
«Тюменский БАМ», железная дорога от Тюмени до Ямбурга – стройка, предшествовавшая возникновению Байкало-Амурской магистрали. В начале 1960-ых годов выяснилось, что север Западной Сибири – крупнейшее в мире хранилище нефти и газа. Для освоения природных богатств было решено построить железную дорогу, ось которой определяла бы районы основных месторождений.
Именно в Западной Сибири были отработаны технологии, примененные в строительстве главной железной дороги Советского Союза. Прежде всего, это технологии строительства в условиях вечной мерзлоты и сложных болотистых грунтов.
1966 год – начало строительства железной дороги. Уже 26 октября 1967 года на левый берег Иртыша прибыл первый поезд. 29 марта 1969 года открылась станция Тобольск. Участок Тобольск – Сургут открыли 5 августа 1975 года. Сроки строительства здесь замедлились из-за пролегания дороги в таежной зоне с болотистыми участками и строительства комплекса мостовых переходов через реку Обь и ее протоков. 14 ноября 1976 года поезда пришли и в Нижневартовск.
Уже 20 мая 1978 года строители дошли до станции Ноябрьская (здесь возьмет свое начало город Ноябрьск). 22 апреля 1980 года линия была доведена до Пуровска, 29 декабря того же года – до Старого Уренгоя, здесь она вышла на трассу заброшенной 501-й стройки. В этом месте, на 577 километре от Ульт-Ягуна, возник поселок, который чуть позже получил имя одного из строителей – Коротчаево.
От Коротчаево до Нового Уренгоя и далее на Пангоды и Надым дорога повторяет трассу 501-й стройки, иногда используя ее насыпь. В 1981 году движение открыто до Нового Уренгоя, в течение второй половины 1980-ых годов постепенно открывались для рабочего движения участки до станций Пангоды и Старый Надым, а также новый участок Новый Уренгой – Ямбург – берег Обской губы.
Железная дорога Тюмень – Сургут – Уренгой (Нижневартовск) стала транспортным стержнем всего края. Вслед за ней началось строительство городов, автомобильных дорог, интенсивное освоение месторождений.
Развитие железных дорог на Ямале продолжилось в 1986 году – отрылось рабочее движение на железнодорожной линии Новый Уренгой – Ямбург до берега Обской губы и началось строительство железной дороги Обская – Бованенково – Карская вглубь полуострова Ямал, на север от Трансполярной магистрали.
12 января 2010 года открыто движение по линии Обская – Бованенково. 15 февраля 2011 года – по всей длине железной дороги Обская – Бованенково – Карская. 20 июля 2012 года в Обской губе торжественно заложен порт Сабетта, предназначенный для отгрузки сжиженного природного газа с Южно-Тамбейского месторождения. Сразу после этого власти Ямало-Ненецкого автономного округа стали добиваться строительства к нему железной дороги от линии Обская – Бованенково – Карская с целью превращения Сабетты в универсальный порт. В автономном округе ведется работа по внедрению в жизнь проекта «Северный широтный ход» – железнодорожной линии Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево. 12 сентября 2015 года введена в строй автодорожная часть моста через реку Надым.
Сегодня (10 июня 2016 года) строители отмечают юбилей с начала строительства железной дороги: ветераны-железнодорожники проведут круглые столы в Тюмени, Сургуте и Новом Уренгое. В честь знаменательной даты пройдут тематические выставки, встречи и т.д.
Пресс-служба Губернатора ЯНАО.
http://www.newurengoy.ru/
*****************
2.ДОРОГА К "БОЛЬШОЙ НЕФТИ". О "ТЮМЕНСКОМ БАМЕ" И СОВЕТСКОЙ "НЕФТЯНОЙ ЛИХОРАДКЕ"
К северу от Тюмени начинаются просторы, активное освоение которых проходило лишь последние пятьдесят лет. На их территории запросто могли уместиться бы Франция и Германия, и осталось бы ещё места для нескольких небольших государств. Мы в зоне бескрайних болот и подтоплений. Это территория Большой Нефти!
Отрезок железной дороги от Тюмени до Нового Уренгоя тесно связан с освоением тюменского Крайнего Севера. Нефтяной и газовой «лихорадкой» советского образца. Саму ветку тогда часто называли «Тюменским БАМом», и её строительство велось в одном из самых холодных мест Земли.
Строительство ветки Тюмень-Тобольск-Сургут-Новый Уренгой-Ямбург началось в 1966 году. До Нового Уренгоя поезда пошли в 1980 году. Уже в новом тысячелетии дорогу дотянули до заполярного Ямбурга.
Полотно дороги прокладывали по руслам рек и болотам, среди полчищ гнуса. Зимой работы осложнялись пятидесятиградусным морозом с пронизывающими ветрами. В приобских трясинах тонула тяжелая техника. Преодоление полноводных сибирских рек становилось огромной проблемой, которую, в итоге, смогли разрешить с помощью ряда оригинальных технических новаций. Именно здесь, на тюменской трассе, отрабатывались технологии, которые вскоре пригодились строителям большого БАМа.
Река Обь возле Сургута перекрыта железнодорожным мостом длиной два километра. Поезд идет по нему шесть минут.
Северные города выглядят как осколки цивилизации в этом бескрайнем древнем болоте. Они строились с фантастической скоростью. Как и на другие великие стройки социализма, сюда съезжались молодые люди со всех уголков страны.
Был объявлен специальный комсомольский призыв, и особый статус городского и железнодорожного строительства. И причиной тому стали бескрайние нефтяные поля и газовые месторождения, обнаруженные в местных гиблых топях.
Под идиллической водной гладью озера Самотлор, по которой плавают целые семейства нырков и крякв, залегает семь миллиардов тонн нефти.
Мы находимся в центре золотого треугольника Сургут-Когалым-Нижневартовск. Если попытаться оценить этот участок земли в деньгах, то получится поистине астрономическая сумма.
Нефтяная лихорадка в Западной Сибири началась в середине 60-ых, когда из скважины под Нижневартовском забил первый мощный фонтан тяжелой сибирской нефти. Гонка за советским черным золотом проходила по своим законам, отличным от техасских или южно-американских. Но, так же как и там, она была полна драматизма и совсем нешуточных страстей. Заехав в Нижневартовск, мы несколько удалились от нашего основного северного маршрута. Уже здесь хорошо ощущается холодное влияние Арктики. Период летних белых ночей на средней Оби длиннее чем в Санкт-Петербурге. Мы без остановок минуем Сургут и выезжаем на участок дороги, ведущий к Новому Уренгою.
С каждой сотней километров природа становится все скупее на краски. На пути экспедиционного поезда несколько крупных рек с длинными сложными названиями. Для каждой из них разрабатывалась своя оригинальная конструкция моста. Мы часто останавливаем наш локомотив, чтобы устроить постановочную фотосессию. Или просто полюбоваться игрой света в низком северном небе.
Такого количества чистейшего белого песка на не приходилось видеть ни в одном другом месте. Великие сибирские реки тысячелетиями несли осколки породы с Юга на Север. Вода перемалывала их до тончайшего состояния, оставляя по течению крупные камни и гальку. И сюда дошла только эта шелковая белая пыль, заполнившая собой весь Крайний Север Сибири.
Оператор Валентин Сысоев и руководитель проекта "Россия из окна поезда" Антон Ланге пытаются снять тончайший северный песок.
В районе Нового Уренгоя дорога вновь разделяется на две ветки. Та, что ведет на Запад, в сердце Ямальского полуострова, в сторону Надыма и Салехарда, имеет драматическую историю строительства, достойную отдельного рассказа. Мы обязательно туда вернемся. Нам же предстоит дорога в арктический поселок Ямбург, где железная дорога упирается в воды Обской губы..
Историю создания дороги Тюмень-Новый Уренгой-Ямбург теперь услышишь нечасто. Такова, увы, судьба многих великих советских строек. Это удивительно еще и потому, что коммерческая ценность магистрали не поддается простому денежному исчислению. Это всего лишь один из столпов нынешнего благосостояния страны.
https://zen.yandex.ru/
***************************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
12 февраля 2020 года


Рецензии
С интересом прочёл Ваши обзор,спасибо.Летом 17 года ехал из Нижнего Новгорода в Сургут поездом к сестре на золотую свадьбу.Есть там станция с названием"Юность комсомольская".Мужчина уже в возрасте выходил на ней.Смотрел трепетно в окно.Оказалось он валил лес в этих краях а сейчас пейзаж не таежный.В глазах грусть,20 лет тут не был.Подумалось:к кому едет?Может на могилу к дорогим людям.Домишек на станции раз два и обчелся.Вряд ли кто живёт из родных.А может это я сам так думал.Из Сургута автобусами до Советского на могилу к маме.Потом другим поездо из Приобъя.К отцу на могилу в с.Всеволодо-Благодатское не пришлось заехать.А сколько костей в могилах и просто в земле осталось там.Раскулачили в 30г валили лес сплавляли по рекам в Серов.А сейчас безлюдье в родных местах леса ,берут свое ,поднимаются сосны...

Саша Немиров   12.02.2020 08:21     Заявить о нарушении
Саша!
ХМАО-ЮГРА занимает в России пятое место по запасам древесины!И сегодня из Югорска переработанный лес отправляется даже ...в Австралию.
Но,конечно, вблизи городов и поселков уже почти пустоши!
Сейчас сосну, ель, кедр валят уже не спецпереселенцы, но лесорубы с мощной техникой!
И все же и в таких лесных поселках...нищета, болезни, могилы!Й

Влад Лесной   13.02.2020 05:35   Заявить о нарушении
Я не хотел подчеркнуть нищету.Если есть жилища то будут и могилы.Естественный процесс.Имелось ввиду что пришёл человек с топором по вырубил леса и ушел.Занятие это довольно не долгое.Я когда рос в поселке лесорубов и не думал что так быстро покинут люди эти места.Задаю себе вопрос -зачем? Где мат.ценности созданные этим трудом.Наверняка так будет и с нефтью и газом.Если представить придут другие энергоносители (каменный уголь не вспросе).И останутся руины и могилы.Следовательно человек пришёл чтобы сжечь леса недра...Спасибо за переписку.

Саша Немиров   13.02.2020 07:57   Заявить о нарушении