Ложная речь

В психиатрии есть такое понятие, как "ложная речь". Обычно она присуща людям, погруженным в меланхолию или депрессию. Такая речь сигнализирует собеседнику  о том, что человек, разговаривающий с ним,  ощущает себя в безвыходной ситуации, из которой ему мешает выбраться чувство  предопределенности и бессмысленности дальнейшей борьбы.

Речь такого человека бывает замедленной,  тихой, монотонной, бедной и до чрезвычайности бесцветной. Она постоянно прерывается небольшими лакунами, но даже если и не прерывается, то складывается впечатление, что вот-вот она остановится или перейдёт в бессмыслицу.

Выражение лица у человека, обреченного на тупик, бывает неподвижным, застывшим, жесты - скованными и однообразными. Собеседник, видя такого человека, постоянно повторяющего одно и то же,ж ощущает пропасть между собою и им.

Меланхолик другого типа, в отличие от первого, может быть одержим патологическим многословием, но столь же бесцветным и бедно-канцелярским, как у первого. Слова льются из него свободно,  автоматически, будто из механического попугая, в котором спрятано записывающее устройство.

Однако и эта неосмысленная, порой, захлебывающаяся, статистическая речь выдает человека пустого и замороженного в тихой панике.

Так выглядят люди, которые уверены, что от них в этом мире ничего не зависит, а потому они решают, что пусть все идёт как идёт, а они будут играть лишь роль наблюдателей.

Переживая подобное состояние, люди погруженные в меланхолию, выглядят отстраненными от диалога, словно произносят заученную роль.

"Послушайте снова... депрессивную речь, повторяющуюся, монотонную или лишенную смысла, неслышимую даже для того, кто её произносит, - пишет Юлия Кристева.  - Вы заметите, что смысл у меланхолика представляется произвольным.., но кажется, при этом, вторичным, словно бы оседающим в стороне от тела и головы человека, который говорит с вами.

Или вы заметите, что этот смысл тут же ускользает, оказываясь неопределенным, почти немым. С вами "говорят" так, будто бы понимают, что РЕЧЬ ЛОЖНА, а потому С ВАМИ ГОВОРЯТ НЕБРЕЖНО, НЕ ВЕРЯ В СОБСТВЕННУЮ РЕЧЬ".*
_______
* Ю. Кристева. Черное солнце. Депрессия и Меланхолия.
________

Психиатры доказали, что БЕДНАЯ РЕЧЬ часто является  либо следствием депрессии, либо результатом  влияния социальной среды, которая не воспитала человека должным образом.

Но, в любом случае, БЕСЦВЕТНОСТЬ, БЕССМЫСЛЕННОСТЬ, ОТСТРАНЕННОСТЬ И БЕДНОСТЬ РЕЧИ, ВКУПЕ С ГОЛОСОВОЙ МОНОТОННОСТЬЮ ВСЕГДА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ПРЕОБЛАДАЮЩЕМ КАЧЕСТВЕ МАЗОХИЗМА В ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ.

Попав в ситуацию "Х", страдальцы ведут себя по-разному. При этом, те, кто не утрачивают способность к яркой речи, к метафорическому мышлению  (воображению), к проговариванию ситуации мысленно и словами, к созданию её объемной модели, как правило, и вырабатывают алгоритм собственного спасения из сложной ситуации.

Главным здесь является создание нового яркого образа будущего, способного отвлечь человека от образа потерянного. Страдалец, прекратив траур по старому, преодолевает, тем самым, застревание в страдании и переходит к действию. В новую реальность. Так обычно и случается будущее.

Французский философ и психоаналитик Юлия Кристева отмечает, что богатая метафоричная речь непосредственно  связана с психикой. И именно она спасает "терпилу" из сложных ситуаций, так как не даёт ему запереться в страдании (в кажущейся безнадежной ситуации), а всегда ЗАМЕЩАЕТ ЕГО СИМВОЛИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, КОТОРАЯ ЗАТЕМ МАТЕРИАЛИЗУЕТСЯ ТАК ИЛИ ИНАЧЕ.*
________
* Хотя бы в научной или литературной деятельности.
_______

Недавно услышала я по "Радио-Россия" выступление некоего "музыканта" из числа тех, у кого нет ни слуха, ни голоса, ни таланта и ни ума. Интервьюер задал ему провокационный вопрос: "Я слышал, что вы сами тексты для вашего дуэта. А что вы читаете?"

И "музыкант" - этот мямля с осевшим заторможеным голосом и куцыми мыслями выдал: "Я книжек не читаю. Совсем. Я считаю, что если, ну, начну читать, то потеряю, ну, эту, как её... В общем, не напишу как пишу..."

Дурачок не смог даже обозначить то состояние, в котором он "как бы пишет".

 Мы-то, конечно, осознаем, что этот "творческий гигант" разумел "самобытность" или даже "уникальность"... Однако, какая может быть уникальность у человека, который даже понятия не имеет о том, что это такое. А, поскольку обозначения для ситуации у него не нашлось, то и самобытности, как таковой, не случилось.  А случился только лишь мартовский кошачий дуэт на мокрой крыше. Уникальность же пролилась элементарной семенной жидкостью: "Бо-ольно мне, бо-ольно - а-ат любви. А-ат любви. Бо-ольно мне, Бо-ольно..." - и так 10 раз подряд под барабанный тыц-тыц-тыц.

Увы! Мы все скоро замолчим. Мы замолчим не потому, что разлюбим бросать слова на ветер. Не потому, что каждое наше слово сделается весомым и наполненным силой.  Мы замолчим потому, что у нас кончатся слова для определения, владеющих нами, душевных состояний. И потому в нашем воображении не возникнет больше ничего нового -  мы будем видеть только одну и ту же вывеску с надписью  "Тупик".

Бледная, замедленная, а порой и механически-диарейная речь говорящих,  привычная нам, постсоветским, - раскрывает сегодня правду о бесполезности и ложности тех, что давно замерзли в своем тупике.

Изо дня в день эти люди свидетельствуют гражданам о том, как они справляют свой траур по несбывшемуся. Посмотрите на лица тех, кто выступает нынче перед "массами" в телевизоре. Это же мученика - клиника депрессивных людей.

А куда же подевались гиганты мысли -  те яркие творческие люди с голосами, подобными колоколу? Те, кого раньше называли трибунами, властителями дум и сердец?  куда же подевались те, что не утратили еще способности видеть то, о чем говорят? Те, что способны  делать, а не только ждать?


 Их постепенно вывели "дустом". Выморили, как тараканов. И то правда - зачем нам тараканы в голове?


Рецензии