Кирилл Рябов, Пёс

Должен сказать, что мое мнение об этой книге поменялось в корне по мере прочтения. Где-то до середины текста я думал примерно так:
«Главный герой новой книги петербургского писателя Кирилла Рябова, также известного как „Сжигатель Трупов”, получился несколько эклектичным, но ярким и выпуклым. Смущает же в его образе то, что человек по сюжету работал на заводе и занимался частным извозом, а из него делают какого-то заеденного рефлексией интеллигентного хлюпика. Подобные работяги обычно цельные и жизнерадостные; они знают жизнь, имеют к ней своеобразный вкус и умеют в ней вертеться... Впрочем, насколько я знаю, питерцы и правда бывают такими беззаботно-пассивными созерцателями, мало наделенными волей, в отличие от вертлявых, ушлых, дотошных, циничных и хитрожопых москвичей, которые своего не упустят. Когда читал, нередко хотелось выкрикнуть герою: „Соберись, тряпка, твою мать!”
Амебный герой, боящийся отстаивать свои права, вполне легко вписался бы в беспредельные девяностые или хотя бы в по инерции примыкающие к ним нулевые, но сейчас подобные простодушие и наивность вызывают лишь недоумение...
Ну кто в наш век, положа руку на сердце, признает, что боится ментовского беспредела?! Нет таких! Это раньше доблестные „представители закона” легко ловили и избивали невиновных граждан, „крышевали” бандитов и унижали баловства ради в своих автозаках беременных женщин вместе с их мужьями.
Также в повести удивляет неизобретательная ругань героев! Почему-то все они знают почти что одно только слово „мудила”, и... всё! Где же неисчерпаемые словообразовательные возможности родного нашего русского мата; где все виды склонений и падежей его?! Неужели так сильно измельчала порода русская?!
Потом один из антигероев, как выясняется, постоянно трахает проститутку без презерватива, и та вынуждена часто делать аборт. По сюжету, он же ее и „крышует”... Понятно, что это сделано, чтобы нагнать „мрачняка”, но слишком уж топорным, оторванным от действительности выглядит! Проститутки очень пекутся о собственном здоровье, а тем более — их клиенты. Как же так, япона мать — без гондона?! Глаза же режет!!!
Нет, я не отрицаю, что бывают больные на голову дурачки, в том числе и среди работников правоохранительных органов, но тут представлен такой паноптикум неадекватов на один текст, что это лишает произведение всякого намека на правдивость! Пожалуй, я бы предложил Кириллу переименовать произведение, или просто написать сиквелл: „Пёс 2. Каникулы в Кунсткамере”!»
Потом, по мере погружения во вторую часть, выяснилось, что главный герой по сюжету был контужен на войне в девяносто пятом году, в том числе потому и такой тормоз в начале книги. Я «простил» его и заодно наконец проникся описаниями, сюжетом, фабулой, образами-символами и прочими талантливыми моментами, которых здесь хоть отбавляй. С матами тоже дело наладилось — во второй половине они стали разнообразнее и «вкуснее»!.. Замечательная форма, замечательный язык и слог, да и тема отвечает злобе дня...
Кульминация же просто великолепна! На самом деле, проблема большинства людей и правда в том, что они бухают, ленятся и тупят, фигурально говоря — «не держат осанку своей жизни», а не в том, что им кто-то мешает, но тем не менее ход Кирилла с концертом прекрасен!
Лучше всего удались описания «пограничных состояний» героев.
В тексте отчетливо слышатся аллюзии на фильмы Быкова; вспоминается моно-спектакль «Коллектор» с Константином Хабенским. Но тем не менее — текст чрезвычайно самобытен и имеет массу достоинств, делающих его одним из главных литературных событий года. Так что финальный «вой на луну» произведения, пожалуй, звучит не столько скорбным символом безысходности, сколько триумфальным трубным гласом — родился еще один потрясающий русский текст!


Рецензии