По Германии

06-07-2010
…Особенно интересно, почему эта гремучая смесь из разных накладок, постоянной нервотрепки, приключений и жуткой усталости от двух подряд бессонных ночей называется «отдыхом»?!
Перешагнув порог своей квартиры и увидев кровать, я оставила даже мысли о душе и повалилась на нее, почти не раздеваясь. Проспала примерно девять часов. Проснулась. Приняла душ, поела нюрнбергских пряников. Ничего, может быть, выживу…

Всё ещё не отпускает горькая обида: немецкие таможенники у меня при досмотре единственную бутылку пива «Раухбир» - обычный сувенир, прямо из Бамберга, родины этого пива!! – отобрали… . И даже наполовину пустой пузырек с яблочным уксусом – привезенным из России – я им ноги растираю, от варикоза. Тоже отобрали!! Чего-то бормотали на немецком про недопустимость превышения 100 миллилитров жидкости… и бумагу под нос совали…
Ничего не поняла, но не стала связываться, чтобы не отобрали еще и маленьких бутылочек с ликерами… я даже не помню, сколько их, по разным углам запрятаны… 

…Ну ладно, может быть, по порядку. В Мюнхен самолет прилетел в полпервого ночи. Русскоязычный водитель с табличкой «Альфа-тревел» встретил меня прямо на выходе. Оказывается, на этом рейсе прилетела я одна из группы, поэтому за мной от турфирмы прислали не автобус, а нечто вроде такси. И уютненько так мы доехали. Дали мне ключ от сингла. Ничего, забавненько. Шестой этаж: надо мной, по-видимому, чердак. О скошенный потолок время от времени ударяешься головой… а так ничего… почти поэтично.

Утром - обзорная экскурсия, потом свободное время.

…Кажется, самая важная информация - вот эта: стою у какой-то стены, где изображены картинки и картиночки, стрелочки и сноски…
Это у немцев столько разновидностей транспортных билетов. Я думаю, это делается для развития умственных способностей населения, не иначе. Помните, как у нас было: пять копеек - и все метро в твоих руках. ("Я заплатил пять копеек и пошел в свой дворец" - Василий Аксёнов). Так вот, у них не побалуешь. Каждый раз нужно стоять и считать: где бы сэкономить? За одну и ту же услугу можно заплатить и столько, и вдвое меньше. Смотря на какую кнопочку нажать...
В общем, я "айнстагэ" брала дважды, при этом за пять евро можно ездить весь день на любом транспорте неограниченное количество раз. А иначе и за одну поездку на две остановки можно отдать половину этой суммы.

Гуляю. Вот Бриеннер-штрассе. По этой улице ходят в Пинакотеку... хоть старую, хоть новую... Сначала от Мариенплац дойти до Желтой Церкви, а потом налево за угол и два квартала по этой улице, до обелиска... а там уже недалеко... Это я так для себя запоминала. Шла я по этой улице вдумчиво... и сразу название запомнила, потому что пришел на память персонаж недавно читанного Ремарка - Штайнбренер ("Время жить и время умирать"). Персонаж, надо сказать, далеко не положительный (идейный фашист - настолько агрессивно идейный, что его в конце свои же пристреливают).
И, оказывается, не зря он вспомнился. Улица как раз "та самая". Здесь много чего "коричневого" было: всякие здания вроде штаба гестапо, всякие марши гремели... Только немцы взяли и всё разломали. И посадили деревья. На хрен, говорят, такая память... Вот только один скромный памятник и стоит здесь: Вечный огонь - в память о жертвах национал-социализма. (Огонь там наверху, высоко подняли. Наверное, чтобы злоумышленники не затушили).

Тут еще есть недалеко обелиск - но это о другом. Это памяти солдат, погибших в России в наполеоновскую кампанию (в наполеоновскую? Ну да… они союзниками его были). 30 000 баварцев погибло в войне с Россией - так на обелиске написано. А на другой стороне написано, что они пали, защищая свободу и независимость своей Родины... хотя уже непонятно, каким образом...
 
Ну, а дальше, направо, идут три пинакотеки.
                ---

Среди достопримечательностей надо еще отметить «след дьявола» в мюнхенском соборе Фрауэнкирхе. Ну да, обыкновенного дьявола, чего там, дело житейское. ))   Легенда такая. Собор при постройке задумывался такой красивый, что пришлось просить финансовой помощи у дьявола. А потом оказалось, что человек надурил дьявола. Договор не выполнил: по договору следовало строить церковь без окон (и якобы народ в нее не пойдет), а на деле вместо окон сделали витражи, и красота получилась несусветная, и народ повалил толпами.
В общем, когда дьявол понял такое дело, он топнул ногой и убрался восвояси. Вот так как-то.
А ногу все фотографируют... Ничего так нога... размера примерно 45...
                ---

...И повсюду в Мюнхене, куда ни глянь, конечно, пиво... столики... атмосфера вечных "народных гуляний"...
В "Хофбройхаусе" мы были. (Самая знаменитая в Баварии пивная, связанная с событиями "Пивного путча" 20-х годов. Гитлер тут свою программу обнародовал... а раньше, как указывают некоторые путеводители, и Ленин сиживал, и якобы принято было у его соратников говорить иронически: "Пойдем к народовольцам..." (ибо латинскими буквами аббревиатура Хофбройхауса - НВ. По-русски же шутники ее переосмыслили).   

Честно говоря, атмосфера в Хофбройхаусе откровенно лубочная. Играют две-три мелодии и исполняется один и тот же танец, у молодого человека движения настолько старательные, будто он их только вчера выучил. Еды выбрасывается примерно половина, столько же впустую выливается пива (ну, если его второй раз не подают). Ибо заставляют брать по литровой кружке (за все уплачено по 30 евро с человека, это у нас типа "культпоход»), из женщин почти никто столько не может выпить. Закуску надо брать со шведского стола. Ее много, попробовать хочется всё. Заведомо ясно, что не съешь. "Не съем, так понадкусаю".
В качестве сувенира можно взять на память настоящее меню знаменитой пивной. Для меня лично это наиболее привлекательная сторона дел). Взяла три штуки. Дарить буду.))


Мариенплац, центральная площадь Мюнхена.

…Но через день что-то я заскучала. У меня в фотоаппарате остался с прошлого года кадр Вены. Ну и, если сравнить главную площадь Вены с главной площадью Мюнхена? Как ни странно, много общего… ну, естественно, для заезжего туриста. Вызывающая праздность какая-то.
 
В Вене я была два раза. Первый раз при мимолетном знакомстве она меня очаровала, а второй... ага, там ситуация была анекдотической: я попробовала торт "Захер", и он мне не понравился. И бог бы с ним с "Захером", там других деликатесов полно, но В МЕНЯ УЖЕ БОЛЬШЕ НЕ ЛЕЗЕТ.  И вот брожу я в этой атмосфере вечного праздника... и даже деньги у меня есть... и такая тоска откуда-то плывет!! В самом деле, сколько можно праздновать?! Что вы такого сделали, чтобы всю оставшуюся жизнь праздновать?! - желчно размышляла я, глядя на гуляющие толпы австрияк. У других наций какая-то общая идея есть... хотя бы немцев взять... пусть завиральная, пусть неверно воплощенная... но они к чему-то стремились... а у вас смыслом жизни становится вечный праздник?
И разонравилась мне Вена, и уехал мой автобус.
 
Так вот, это в прошлом году было. А в этом, к моему ужасу, в моем сознании произошел "аншлюс наоборот": поглощение Германии  - Австрией . Я же слышала: "Кто не был в Баварии - тот не может говорить о том, что знает Германию". Ну, вот смотрю я на Баварию... и немцы в моих глазах опускаются... до праздных австрияк.

Что-то я даже  А.Зиновьева вспомнила (философ из МГУ, диссидентские книги вроде "Зияющих высот" – критика советского строя. Уехав на ПМЖ в Мюнхен, однако, стал резко выступать против местных порядков. Умер в 2006.).
То есть он обвиняет Запад в потребительстве и отсутствии смысла жизни. (Ну, грубо говоря).
Не, я о немцах была лучшего мнения!

… И поехала я в Дахау.

Дахау, оказывается, там совсем рядом. Ближе, чем в Москве ВДНХ.
Ну, что сказать. Как раз с этим у нас пробелов в информации нет. Нам с младенческих лет все об этом рассказали. Всё узнаваемо.

Вид изнутри барака (трехэтажные нары, длинный деревянный стол). Вид снаружи: ухоженный такой свинарник. Чистенько все, ага (и ТОГДА так было. За антисанитарию заключенных наказывали).
Оказывается, "арбайт махт фрай" - это еще не всё. Это общая методология, а там еще и "методички" есть: конкретные указания, при каких условиях можно надеяться на "фрай" (свободу). Они на крышах выложены большими
буквами. Помню, что "заповедей" семь: что-то вроде "беспрекословное послушание", "прилежание", "любовь к отечеству"... дальше не помню...
Ну и остальное - обыкновенный музей. Фотографии, документы и т.д.
 
Ворота в бывший концлагерь «приветливо» открыты. И желающих получить «свободу» много, толпами идут. Женщин, как положено, пропускают вперед (издеваюсь, издеваюсь: просто фото у меня такое, где мужчина женщину вперед там пропускает).

Удивило, что среди посетителей много немцев - всех возрастов. (Я-то думала, им это уже неинтересно... вроде как москвичам - Красная площадь... слишком банально). Но немцев много. Правда, что интересно: они говорят обо всем этом - "они" (а не "мы"). Массовое отчуждение. Сказать немцу "ваш Гитлер" - это практически оскорбить его.
Чей же он, наш, что ли?! Ничей Гитлер... сиротинушка горький... надо же, а когда его снимала Лени Риффеншталь, у него было великое множество родственников…
 
На обратном пути познакомилась с супружеской парой из Ганновера. Началось с того, что мне уступили место на скамейке, где ждут автобуса. Причем уступила женщина. А она не слишком моложе меня... ну, разве что лет на десять. Я терялась в догадках, зачем она это делает, и не садилась. Потом она спросила, откуда я, и, услышав "Руслант", утвердительно кивнула: мол, так и думала. Я спросила, где тут берут обратный билет в Мюнхен (ибо с билетами и всякими зонами я сильно путаюсь). Мне сказали, что не надо мне ничего брать, у них билет на пятерых (а их двое), и я могу к ним присоединиться.

Они вели себя так, будто были передо мной в чем-то виноваты. Я сказала, что мой отец был на той войне, но вернулся живым. Они в ужасе спросили: "Он в Дахау был?!" Найн, найн, что вы... Хотела сказать, что он до Берлина дошел и на Рейхстаге расписывался... да вроде и это неуместно... про своих родственников они не рассказывали... и явно, что на Рейхстаге те не расписывались...

В электричке ехали вместе. Говорили о том, кто где путешествовал. Я рылась по карманам в надежде найти что-нибудь, что можно подарить в виде сувенира - они меня все-таки везут. Ничего не находилось. Тогда я написала на листочке свой электронный адрес. И спросила: "В Россию не собираетесь?" Они сильно смеялись. Это можно перевести словами: "Да-а... только этого нам и не хватало".  Потом женщина сказала: "Ну, может быть когда-нибудь... потом..." Где-то в России у них знакомые есть. Но не в Москве. Мы обменялись электронными адресами.
Доехали вместе до Мариенплац. На перроне они подарили мне еще один билет: до конца дня по нему можно ездить по всей Баварии. Я не очень представляла, куда можно поехать, но сказала: "Аусгецайхнет!" («Замечательно!»). Расстались довольные друг другом.


Немецкая экономность
 
Да, немцы экономят на всем. Заходишь на свой этаж гостиницы. Батюшки, да тут света нет... И как номер искать?! Однако стоит сделать шаг вперед - и свет загорается. Так устроено. Экономия. То же самое со всеми эскалаторами. Они кажутся неработающими, пока на них не ступишь. А как ступишь - "оживают". В их раковинах стоят пробки - чтобы вода уходила медленнее. Уже говорилось, как немцы экономят на проезде за счет выбора разных тарифов. И на скидках во время распродаж они экономят.
 
Но при этом они питаются в ресторанах, где всё, конечно, обходится дороже, чем дома. А где продовольственные магазины?! Что-то даже вспомнить не могу... Может, где-то  в спальных районах... В центре же только тысячи столиков повсюду. Готовая еда. "Сорят деньгами", впрочем, туристы - местные жители узнаваемо топчутся у прилавков... узнаваемо озабоченно пересчитывают содержимое кошельков.
Я однажды потратила 35 евро в "Нордзее" (недорогая сеть морепродуктов), заказав половинку лобстера и порцию морского черта. (Попросту в Москве такие деликатесы неподъемны по цене вообще). Я была вознаграждена явно осуждающими взглядами окружающих ("сорю деньгами"). Официанты дважды многозначительно указывали мне на цену, а когда я согласилась с ней, они переговаривались меж собой: "Русская, что ли?.."
 
Немцы экономят на всем. Но при этом они ежедневно выбрасывают десятки тонн еды и выливают столько же прекрасного пива. Потому что порции в ресторанах непредсказуемы. Мало сказать - большие. Они просто непредсказуемы. Иногда - маленькие, иногда - практически невозможно осилить. Может, местные и знают специфику, но туристы попадают в ловушку то и дело. Сколько мы оставили несъеденного в "Хофбройхаусе" - так это просто преступление... Всё это, правда, оплачено... но зачем впустую столько еды переводить?! Забитых свиней жалко...
 
...В Нюрнберге на улице за столиком я заказала местное пиво "Тухер". Просто попробовать. Минимально возможная порция 0,4л. (Мне бы и 0.33 хватило - а лучше 0.2. Ну да ладно). Отхлебнув несколько глотков и почувствовав, что на жаре меня развезет, решила заказать "закусь" - кусок пиццы. Через четверть часа (когда пиво почти кончилось), мне принесли... огромный поднос с пиццей.
- Мне кусок! - сказала я.
- Вы заказали ПИЦЦУ - возразила официант.
- Мне не нужна целая, куда я ее дену?!
- Всё или ничего! - возразила официантка.
- Ничего!! - выбрала я.
 
Пиццу унесли. Я приготовила деньги за пиво.
Однако официантка вернулась и сказала: "Вам придется заплатить за пиццу."
- Но я не ела!
- Но Вы заказали.
- Но я не ела!!
- Но Вы заказали!!
 
Перебранка зашкаливала.
- Do or don't ?! - произнесла она, наконец, угрожающим голосом (переговоры шли на английском).
- Don't! - уперлась я.
 
Она выхватила из моих рук приготовленную мелочь (за пиво) и убежала.
Во всех разговорниках написано, что за отказ платить в ресторане будет вызвана полиция. Я сидела и ждала.
Сейчас зондер-команда придет, ага. С собаками и автоматами.
 
Полиция не шла. я встала и потихоньку пошла через площадь. Надо будет - догонят.
Никто не догнал.
 
Назавтра в другом месте я заказала "хальпшвайнхаксен" (половину свиной ножки). Памятуя о вчерашнем, уточнила несколько раз: "Хальп"! Показала на пальцах: половинку!
Принесли гору мяса. Примерно на троих хватит.
- Хальп?! - взмолилась я.
- Хальп, - согласился официант.
 
Делать нечего, половину пришлось выбросить...

 
Немецкая чистоплотность

Когда в лучшем (согласно рекламе) нюрнбергском пивном ресторане (не на улице! в помещении!) на меня напали мухи, я сначала, отмахиваясь, поглядывала в сторону официанта. Я так считала, что он сейчас мерзавок прогонит, а передо мной извинится.
Официант, однако, внимания не обращал ни малейшего.
Взяв со стола рекламу ресторана, я убила двух мух (третья спаслась бегством). Я их от души прихлопнула – прямо-таки размазала по столу. Еще подумала: может, не надо так? Может, это неэстетично? Да еще рекламой ресторана…
Однако никто ничего не сказал.
Возбужденная «сражением», я решила воспеть себя в стихах. То есть пыталась обыграть ситуацию и на немецком языке сообщить официанту, что на меня в его ресторане было совершено нападение, я сражалась - и одержала решительную победу. Немецкие слова я подыскала, но вовремя спохватилась – едва ли стоит шутить с немцами на тему побед и поражений.
Поэтому, когда официант проходил мимо, я просто со смехом показала ему поле боя и посчитала поверженных противников: «айнс флиген, цвай флиген». Официант с улыбкой смахнул тряпкой раздавленные трупики и сказал что-то вроде: «Да, они любят у нас летать». Ни о каких извинениях с его стороны речи не шло.

Потом гид рассказала мне местный анекдот.
Посетитель: «Официант, у меня в супе муха!»
Официант: «Соберёте десять – получите от нас бонус».

                ***

Нюрнберг - совсем другое дело (по сравнению с Мюнхеном). Это вам не просто Бавария. Это Франкония. Это для нас все равно, а для них - совсем нет. Они даже верхнюю, среднюю и нижнюю Франконию различают. И точно знают, кто круче. Это мы не знаем...
 
Нюрнберг с Веной не спутаешь. Тут все по-серьезному... Тут немецкий дух, тут Германией пахнет. Массивные каменные стены, старые башни… .

Церкви там еще есть красоты невиданной, но у меня не вовремя батарейка села. Впрочем, церкви-то и в путеводителях есть. Зато мне досталось "народное гуляние" по поводу футбольной победы над аргентинцами. Мы в это время ехали на экскурсию "По местам Третьего Рейха". Услышав по радио о футбольной победе, водитель ойкнул и сказал: "А вы еще куда-нибудь собираетесь? Похоже, никуда не попадете: они сейчас все дороги перекроют..."
Экскурсия все равно не удалась: на стадионе, где когда-то проходили коричневые марши, были какие-то автогонки, и туда не пускали. Музей частично не работал. Только окна, где проходил Нюрнбергский процесс, и удалось сфотографировать:

Зато следом действительно начались народные гуляния (снимок вверху). Улицы и дороги заполнили люди с немецкими флагами. У многих флажки, аккуратные такие, нарисованы на лицах. Некоторые раздеты до пояса, и тело разрисовано под флаг. Другие просто обернуты флагами. Для кого это рубашка, а для кого и трусы.

Вот инвалид-колясочник трубит в рог и постоянно выкрикивает что-то вроде
"Дей-та-а!!" (Я думала, "Deutcsch up!", то есть "Германия, поднимайся!" или как-нибудь так. Потом мне сказали, что скорее всего он кричал просто Deutschland. Ему отвечали. Вот его окружила молодежь. С ним была какая-то девушка, похоже, дочь, он ее целовал. Потом ее бросили в фонтан, начались общие купания... тем более, что погода все время тяготела к + 40. Я поторопилась скрыться из поля их зрения, а то еще сбросят, уже поглядывают и улыбаются .
 
Впрочем, если сравнить с нашими болельщиками, то не так уж и буйно было всё. Ничего не крушили. Правда, грязи после себя оставили немеряно, и лежала она еще два дня вдоль дорог. Вообще, сведения о чистоте немецких улиц сильно преувеличены. Да и то сказать: немцев в Германии сегодня, похоже, не больше, чем москвичей - в Москве.... Бросаются в лицо разнообразные мусульмане, которые ведут себя, как на восточном рынке, громко перекликаясь и вообще живя в каком-то своем мире...
 
Молодежь иногда пытается приветствовать друг друга, выбрасывая руку вперед/вверх, но неуверенно и как бы в шутку. То есть если такого спросить, что он делает, он, вероятно, ответит, что он просто указывает куда-то пальцем...
                ***

"Немецкий писатель-романтик, художник, композитор 200 лет назад - с 1808 по 1813 год - жил и работал в Бамберге. Вместо его героев - крошки Цахеса, Щелкунчика или кота Мурра - нам на пути попадаются только туристы…» - из какого-то описания в Интернете. Посмеялась: точно, это про нас. Мы тоже там были, а я - так еще и потерялась (я теряюсь во всех городах мира - хобби у меня такое).
 
Вот он, Бамберг.

Вот тут мы и встречались, у кота Мурра. Это место называется Шиллер Плац.
Еще Бамберг знаменит копченым пивом "Раухбир". Именно тем, которое у меня отобрали таможенники. (Солод для него сушат над тлеющей древесиной, и поэтому пиво сохраняет привкус дымка).
И своим розовым садом город знаменит. Ну и не только этим, конечно. Бамбергу присвоен статус памятника всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Поэтому информацию в инете о нем найти несложно.
В Бамберге сейчас постоянно проживает около 70 тысяч человек, с учетом окрестностей - около 200 тысяч. Из них почти 9 тысяч - студенты университета, впервые основанного в 1647 году, позже закрытого и возрожденного в 70-х годах прошлого века.

Здесь Гегель написал свою "Феноменологию духа".
 
Интересно также, что это один из немногих немецких городов, практически не пострадавших во время Второй мировой войны. Считается, что его "закрыла плащом" из тумана покровительница, местная святая, Кунигунда.

Как и Москва, Бамберг расположен на семи холмах.  Впервые в исторических хрониках Бамберг упоминается в 902 году.


Немецкая вежливость

(Вообще-то этот материал, оказывается, по инету ходит. Но мы его получили от гида. Привожу часть.). 

Немцы, конечно, вежливые. Но просмотрев вот этот прейскурант, вам, вероятно, тоже захочется стать вежливым. Вот такие в Германии штрафы за недостойное обращение, в частности, с полицейскими. 

Покрутить пальцем у виска - стоит  750 евро.
Показать язык – от 150 до 300 евро.
Показать средний палец - от 600 до 4000 евро.
 
Обозвать:

- Идиот - 250 евро
- Остряк-самоучка, юморист - 300 евро
- Совсем ослеп, свинья несчастная? - 350 евро
- Бандит с большой дороги  - 450 евро
- Грамоте-то не научился! - 450 евро
- Тупая свинья- 500 евро
- Дурак, тебе делать нечего? - 500 евро
- Обратиться к полицейскому на "ты" (du)  стоит 600 евро
- Совсем солнце мозги выжгло? - 600 евро
- «Не все дома»? - 750 евро
- Бандиты, сброд придорожный! - 900 евро
- Свинья в униформе - в комбинации с показом среднего пальца - 1000 евро
- Грабитель, разбойник - 1500 евро
- Болван в униформе - 1500 евро
- Психушка по тебе плачет! - 1500 евро
- Дерьмо поганое! - 2500 евро

Причем не обязательно обижать полицейских. Достаточно показать средний палец в камеру системы автоматического контроля на автобане. Суд посчитал этот жест вульгарным, оскорбляющим честь и
достоинство полицейских, которые позже обрабатывали записанные видеоданные.

Такой "заочный" средний палец обошелся шутникам в 1200 евро.

Ну, я не знаю - правда всё это, нет? Попробуйте!

Да, чтобы кто не подумал, что я насмешничаю. Я вполне положительно отношусь к Германии. Просто реализм...

                ***

 «Все врут календари»… разговорники, то бишь. Там рекомендуется чуть не каждое обращение начинать с «кённтен зи» и «энтшульдиген зи битте». А на самом деле, когда к немцам с этими словами обращаешься, они смотрят как-то странно… ну, по-моему, это звучит примерно как «не соблаговолите ли Вы…». Избыточно литературно, то есть… и пафосно…  На практике вполне хватает обычного «битте».  Хорошее слово, однако… и вот у шведов еще есть «хей!» – приветствие. Тоже хорошее, в смысле короткое. Не сравнить с русскими ужасными накручиваниями согласных: «пжлст», «здрвств»… (Хорошо, что я не иностранка! А то бы я не выучила их…)/

И еще, да – с этими «тринкгельт», то бишь «чаевыми». Вроде бы немцам надо их давать. Причем в руки давать, и еще говорить при этом  Stimmt so!  А как их давать, если официанты, положив сдачу, быстро удирают?!  И «книжечки» той нет, как в России, в которую можно положить. Догонять и в руки совать теплую мелочь?! Фу…
Только раз я тринкгельт и оставила, причем без всякого «Stimmt so», а просто с помощью невербального поведения… все всё прекрасно понимают, люди вообще похожи…

Обстоятельства были соответствующие. В общем, я замыслила приобрести еще один трофей. Меню соответствующего ресторана. Я сильно горжусь тем, что меню на немецком читаю уже достаточно свободно. Но медленно. Как первоклассник. Поэтому, когда ко мне подходит за заказом официант, я всегда сообщаю: «Ихь шауэ…»  (Я, мол, еще смотрю…). Ну и для ускорения этого процесса мне нужно собрать коллекцию реальных меню… разве нет?! Только не всегда дают…

Ну и вот, когда подошла пора рассчитываться (и официант, наконец, заулыбался – а раньше он не улыбался, а напротив, ходил с напряженным лицом, ибо я, наверное, сложный клиент: то ложку прошу, то хлеб… а, судя по его удивлению, ложка и хлеб, вероятно, к этому блюду не положены… и мяса мне слишком много, и непонятно, почему он пива в стакан только плеснул, а не налил…), в общем, когда я, наконец, попросила счет, он заулыбался. И тогда я сказала: «Und ein Wunsch ». И у него опять физиономия стала напряженной: видать, какой-нибудь подлянки от меня ждет . И я начинаю: «филляйхт… ихь дарф…» (смотрю, соседи перестали есть и с интересом слушают. Ну, теперь уже обратного хода нет. Да все должно быть правильно, я же на уголке салфетки предварительно написала!) «… нэмэн… альс сувенир… айнэ шпайзэкартэ».  (То есть, с моей точки зрения, я сказала примерно следующее: «Может быть, мне здесь разрешат взять в качестве сувенира меню»). И все улыбаются и на него – официанта - смотрят. Он тоже вроде как улыбается – не зря же я так старательно выговаривала. И говорит: «Пренэ». А я ни хрена не понимаю, что значит «пренэ».   Тогда он говорит про-простому: «Йес!» (мол, не стоит на тебя немецкие слова тратить). Ну и протягивает мне меню. А я ему – вместо 17.40 по счету – ровно 20. И обе стороны довольны без всяких Stimmt so.

…Но с бутылкой он, по-моему, все равно неправильно поступил. Вот слушайте. Сделала я, значит, заказ и ушла руки помыть. Возвращаюсь. На столе стоит бутылка с пивом, рядом стакан… а в стакане – на пару сантиметров пива. Ну и что я должна думать? «Кто пил из моей чашки?!» – вот что я подумала. Или, может быть, это какой-то грязный стакан, и мне его надо выбросить и попросить чистый. Вот это я и подумала. Однако на чужом языке это сильно трудно объяснить. Ибо когда ты спрашиваешь: «Почему в стакане так мало?» тебе отвечают: «Налейте больше!» Логика железная…
Тут вмешалась соседка-француженка, и стала говорить на сильно ломаном русском, что она видела, как этот человек наливал, и что никто отсюда не пил )). Ага, и еще, что она была в России и любит русских. Ну, пришлось поверить…
Но вообще-то если уж приносить бутылку, ее надо открывать в присутствии клиента, разве нет? И уж по крайней мере не плескать в стакан что-то непонятное, будто пробежавшая мимо собачка напИсала… 
Нет, какой-то особой немецкой «культуры» я не замечаю. «Проколы» самые обычные… у нас давно уже не хуже…

                ***

…Хорохорился вроде, а когда ехали в аэропорт, выложил отчаянным голосом:
"Здесь я никогда не стану своим. Но и там я уже чужой..."
Русскоязычный таксист, 37 лет, в Германию уехал сразу после армии.
 
Помнится, на Кипре продавщица сувенирного киоска сразила меня заявлением:
- Здесь плохо! Здесь нет селёдки!!
И на мое недоуменное: как это нет, полно в магазинах... - уточнила:
- Здесь нет ТАКОЙ СЕЛЕДКИ, КАК НА УКРАИНЕ!!
 
 
И только русскоязычные гиды (бывшие россияне) обычно довольны своим статусом и жизнью в целом.
Может, им и действительно легче. Они ведь фактически на две страны живут, когда им тосковать... Ну и похвастаться перед соотечественниками постоянно есть возможность. А это ведь греет ))).

Итак, я уже в семи немецких городах побывала (в разное время): Берлин, Ротенбург, Баден-Баден, Мюнхен, Нюрнберг, Бамберг, Байрот...
Меньше всего на Германию похож Мюнхен. Это Австрия...
Ни на что не похож Берлин.
Ротенбург похож на безнациональную сказку.
Нюрнберг, Бамберг, Баден-Баден и Байройт Германию все еще представляют...
 
Это, конечно, при том, что есть какое-то исходное представление, с которым сравнивать. Оно, разумеется, тоже небесспорное...


Рецензии
Ну что маршруты схожие - Правда в Берлине и Праге я бывал по восемь раз. Действительно Берлин похож на казненный город. До войны он был красивей Питера за счет грюндеров. И тем не менее там много архитектурного сохранилось как раз там где шли бои. Что касается Других городов то недавно восстановили центры Дрездена и Лейпцига - очень германские города. А самый красивый город Гамбург тоже полно развалин - но размах и море рядом впечатляет. У Вас на первом месте проблема коммуникаций. Мне проще и французский и немецкий вполне достаточный. А насчет Нюрнберга то единственный город в котором меня обслужили с настоящим книксеном. Бесплатно причем в полночь..

Владимир Падейский   10.02.2024 23:09     Заявить о нарушении
"У Вас на первом месте проблема коммуникаций".

Пожалуй, в другом смысле: мне это интересно больше всего. В общении "на разных языках" возникают самые непредсказуемые ситуации, которые потом больше всего вспоминаются.
Так, в Болгарии (это еще середина 1970-х, студенчество) местные к русским очень хорошо относились и часто заговаривали первыми. Вот общаемся мы с одним, и я его спрашиваю:
- Откуда Вы так хорошо знаете русский?!
И он с пафосом и едва ли не со слезами на глазах отвечает:
- А русский для нас - второй матерный язык!

Бедняга, конечно, не понял, почему студенты просто взвыли и хватались друг за друга, стараясь сдержать приступы хохота.
---
На Кипре (2002-й год). В лифте обращаюсь к соседям:
- What's time now?
В ответ - растерянные лица и молчание. Потом мужчина вежливо спрашивает:
- Шпрехен зи дойч?
- Найн...
Полный тупик. Но мне правда надо узнать время!! Поэтому я делаю характерный жест ("часы на руке"). Мужчина с готовностью протягивает руку с часами. На чужой руке смотреть время неудобно, я старательно вглядываюсь, бормоча про себя: "Пятнадцать минут первого, что ли...".
И тут взрыв хохота. Оказывается, мы все трое - русские ))).
---
Там же. Высовываюсь из номера и обращаюсь к попавшемуся на глаза человеку:
- Время не подскажете?
Нечленораздельное междометие в ответ. Нет, это не русский. Меняю язык:
- What's time now?
- Хав! Паст! Севн!
О, понял!
- Thank you very much.
И, уже закрывая дверь, вдруг слышу ответ (с сильным польским акцентом):
- И вам того же!!

То есть поляк почуял русский акцент и страстно искал в своем лексиконе какую-нибудь русскую фразу. Нашёл!! Правда, не совсем подходящую (чего мне "того же"?). Но главное - старался...

***
В другом месте.Интересуюсь:
- How do you know I am Russian?
Слышу ответ:
- Ушками...

Трогательно. Он, конечно, имел в виду "по произношению", но такого сложного слова не знал. Однако ответил исчерпывающе.

Людмила Людмилина   11.02.2024 00:18   Заявить о нарушении
Ну и много, много подобного.

Да, в Стокгольме. Надо было доехать на электричке до станции Sollentuna. И меня буквально привели на нужную остановку. Подходит поезд. Захожу и просто ради подтверждения спрашиваю: "Sollentuna?" Однако сидящий там молодой человек отрицательно мотает головой.
Как так?! Мне ж сказали!! Что, правда не идет? Так мне выскочить?!
А молодой человек молчит. И напряженно что-то высчитывает.
У меня последние секунды времени, сейчас дверь захлопнется!!
- Выскочить?!
А он молчит, зараза...
И тут мне с перрона машет рукой тот, который меня сюда привел. Выскакиваю! Показывает пальцем на табло. А-а... мой поезд только через четыре минуты будет...

И тут я вдруг понимаю, почему молчал тот... "зараза" который ). Оказывается. слово "выскочить" я произносила, разволновавшись, на чистом русском языке. И парень напряженно искал в своем лексиконе непонятное слово viscochit... и ни на одном из европейских языков такового не находил ))).

В общем, историй много самых разных ).

Не знаю, удастся ли еще выбраться... теперь...

Людмила Людмилина   11.02.2024 00:41   Заявить о нарушении
Теперь таких ситуаций и в Москве полным полно - можно никуда не ездить. ПАру раз когда видишь, как поданный РФ разглядывает свой новый паспорт можно смело говорить, что из всех слов новой родины он знает только "Не понимай! Теперь это закреплено законодательно. Нет мне этот уличный сумбур и комедия ситуация только раздражает. Я ездил туда исключительно ради изысканных пейзажей и переполненных музеев. Очень жалею, что не попал в тур по монастырям австрии - Версаль отдыхает.

Владимир Падейский   11.02.2024 01:06   Заявить о нарушении
Уж пейзажей-то и в России хватает )).
А музеи - это второй слой, сначала нужно все-таки просто ногами походить и тем воздухом подышать.

Людмила Людмилина   11.02.2024 01:32   Заявить о нарушении
"Я ездил туда исключительно ради изысканных пейзажей и переполненных музеев".

))) Ой, Владимир, не надо! Не стоит пытаться показаться ЗАНУДНЕЕ, чем Вы есть. Достоинство ведь совсем не в этом.

Я уже много вашего прочитала... и продолжаю читать. Одна только поправка к моей же собственной более ранней оценке: не ЯРЧЕ Вы... просто СЛОЖНЕЕ.
Это, впрочем, не плюс и не минус: просто ОТРАЖЕНИЕ жизни, которая такова и есть.

Людмила Людмилина   20.02.2024 15:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.