Кулундинская степь

Светлой памяти моей мамы посвящаю...


Алтай. Один из красивейших уголков нашей Земли. И даже тот, кто здесь никогда не бывал, услышав слово «Алтай», моментально представит  горы, голубую гладь горных озёр, долины, утопающие весной в цветах. Красота! С помощью интернета сейчас можно путешествовать повсюду. Не менее красив и степной Алтай. Например, Кулундинская степь, которую часто называют «краем тысячи озёр». И, надо заметить, этот край пользуется огромной популярностью  у туристов, поскольку сказочной красоты озёра обладают ещё и целебными свойствами. Неудивительно, что в последние годы всевозможные здравницы и базы отдыха растут, как грибы после дождя. Недостатка в отдыхающих нет. И трудно представить, что каких-то семь десятков лет назад этот благодатный край считался почти что «краем света», а точнее - отдалённой окраиной нашей необъятной Родины. Туристов здесь, естественно, не было. А если кто и приезжал с европейской части страны, то исключительно по работе.
Именно с такой целью и прибыла сюда в начале 50-х годов прошлого века молодая девушка, только что закончившая Ленинградский плановый институт. Галя, Галочка – так звали девушку,  вернее уже  Галина Васильевна. Всё-таки дипломированный специалист!  Как вы, наверное, догадались - это моя мама. Как и почему она выбрала Алтайский край? Да никак! Он просто достался ей по распределению. В те годы любой выпускник ВУЗа, независимо от места рождения, обязательно должен был отработать как минимум три года где-нибудь на периферии. И чем дальше – тем лучше. Так что можно сказать, что не Галочка выбрала Алтай, а он выбрал её. Плюс это или минус – девушка не думала. Собрала чемодан, вскочила в плацкартный вагон одного из поездов дальнего следования и через несколько дней прибыла в посёлок городского типа под названием Кулунда, расположенный почти в центре  Кулундинской равнины. Сам посёлочек был небольшим, чуть менее пятнадцати тысяч жителей, но должность Гале досталась ответственная – экономист в управлении планирования всего Кулундинского района, рассредоточенного в виде сёл и поселений на огромной территории одноимённой степи. Конечно же, молодому специалисту сразу предоставили жилплощадь – маленькую комнатку в частном доме. Дом был каменным, одноэтажным, проживала в нём одна довольно пожилая супружеская пара. И по возрасту вновь прибывшая квартирантка аккурат годилась им во внучки.

«Приняли меня, как родную, - вспоминала мама спустя годы. – И было мне у них так тепло и уютно, словно мы, действительно, родственники.»  До сих пор в одном из наших старых семейных альбомов хранится фотография этих замечательных людей – Елизаветы Андреевны и Василия Матвеевича.

Чудеса Кулундинского края начались для Галочки буквально с момента прибытия. На улицах посёлка было оживлённо и сравнительно многолюдно, учитывая, что рабочий день был в самом разгаре. В управлении, куда она сразу же поспешила, наблюдалась та же картина. Люди радовались, предвкушая какое-то знаменательное событие. Как потом оказалось – по прогнозам гидрометцентра ожидали дождь. Для девушки, только что приехавшей из «города дождей», всё это выглядело более чем странно. В её жизни ещё не было такого явления, как засуха. А засуха на Алтае в том году выдалась, действительно, жестокая. Особенно горячим оказался только что закончившийся июль, не проронивший ни дождинки на Кулундинскую степь.
Невольно поддавшись всеобщему настроению, едва вступившая в должность Галя тоже стала с радостью ждать дождь. И он начался. Да не просто дождь, а настоящий ливень стеной! Люди выбегали под него, желая ощутить на себе хотя бы чуток его свежей, живительной силы!

«Я тоже хотела выскочить в знак поддержки, - вспоминала мама спустя годы. – Но не успела. Дождь закончился так же резко, как и начался. Буквально каких-то пять минут – и всё!»

...И всё. И опять засияло яркое солнышко, моментально подсушившее остатки только что обрушившегося ливня. Вновь засуха... Август жарил нещадно, с каким-то особым рвением, словно одним разом пытался выплеснуть всё тепло за несколько лет вперёд. Частные каменные дома так накалялись за день, что заснуть в этой духоте было совершенно невозможно. А поскольку понятие «кондиционер» ещё не вошло в обиход, то многие жители частного сектора, прихватив тюфяки и подушки, просто-напросто выбирались на плоские крыши сараев или других хозяйственных пристроек и засыпали там. Но едва первый луч палящего жареного Солнца выглядывал из-за горизонта – все тотчас спускались обратно в чуть остывшие за ночь дома, чтобы уже в кровати «доспать» свой законный час до начала рабочего дня.
На работе Галя освоилась быстро, будучи человеком умным, коммуникабельным и очень ответственным. Как раз последнее, в сочетании с юношеским максимализмом, обернулось однажды интересным случаем. На своё первое совещание-планёрку в один из посёлков района Галя решила выехать заблаговременно, чтобы не спеша осмотреться на месте и со всеми познакомиться. Но, как назло, единственная на всё управление служебная машина оказалась занятой. На ней куда-то уехал начальник. Время поджимало. И, недолго думая, сопоставив в уме расстояние и свои скоростные возможности, девушка двинулась через степь пешком. Она знала, что идти по степной дорожке надо вперёд и всё время вперёд, и примерно представляла – когда и куда следует свернуть. В это время в управление вернулся начальник.
- Где Галина Васильевна? – спросил он, зная, что ей нужна машина.
- Отправилась на совещание, - ответил кто-то из сотрудников.
- Как отправилась? На чём?
- Пешком.
- Пешком?! – почти взревел начальник, изменившись в лице. – Господи! Да догоните же её!
С этими словами он, человек солидного возраста, прошедший войну с первого до последнего дня, вскочил в машину и вместе с шофёром ринулся в погоню. Конечно же, догнать Галочку не составило особого труда, поскольку на каблучках по степи шагалось не так быстро, как хотелось бы.
- Ты что же это, девочка! В гроб вогнать меня хочешь?! – обрушился начальник, едва машина поравнялась с беглянкой.
- А что такого? – удивилась та. – Время поджимало. А я знаю, куда идти.
- А то, что волки по степи бегают, это ты тоже знаешь? – продолжал разгневанный босс. – То-то они обрадуются! Еда сама идёт!

«Конечно, насчёт волков он сильно преувеличил, - вспоминала мама спустя годы. – В степи они, безусловно, водились, но вряд ли стали бы выходить на дорогу летом, да ещё в светлое время суток.»

Так или иначе, но с этого дня за Галей закрепили служебную лошадь с подводой и извозчиком на случай срочных поездок, если вдруг машина опять будет занята. И надо заметить, что данным экипажем приходилось пользоваться частенько. Особенно запомнился один случай. Дело было зимой. А зимы в Кулундинской степи холодные, очень холодные, хотя и малоснежные, да к тому же ещё и очень ветреные. Собравшись на очередное совещание в один из посёлков, Галя обнаружила, что служебная машина вновь занята, а извозчик предоставленного ей экипажа слёг с температурой 40... Но, как говорится, мир и сейчас не без добрых людей, а уж тогда был и подавно. Помочь сразу же вызвалась девушка Лида, примерно Галиного возраста. Извозчицей она, конечно же, не была, но выросла в этих местах, и поэтому с лошадьми управлялась неплохо. Дорога «туда» пролетела быстро и гладко. А на обратном пути началась пурга.

«Это не было неожиданностью, - вспоминала спустя годы мамы. – Пургу предсказывали синоптики, но обещали ближе к вечеру, а мы ехали днём и надеялись проскочить.»

Проскочить – это, конечно, лихо. Но ведь пурга в степи – настоящая стихия, которая способна налететь в считанные секунды, совершенно не считаясь с точностью часов, предписываемых ей синоптиками. Так случилось и на этот раз. И как ни старались девушки, а справиться с управлением им так и не удалось. Они заблудились. А ветер меж тем продолжал метаться по степи, как фурия, соединив землю и небо в единое целое. Необходимо было срочно что-то предпринимать.   
- Надо отпустить поводья! – стараясь перекричать ветер, предложила Лида. – Старики говорят, что в этом случае лошадь сама приведёт к какому-нибудь поселению! Рискнём?!
...Конечно, рискнули. Да, собственно, и выбор-то у них был небольшой! Долго ли блуждала лошадь по степи – они и сами не знали. В таких ситуациях обычно теряется ориентация во времени. К тому же над степью уже сгустились сумерки, пурга понемногу стихала, но стало резко темнеть. Лошадь остановилась. Девушки осмотрелись. Вокруг были какие-то странные плиты – и лежащие, и стоящие. И на всех – непонятные надписи. Поначалу даже ужас охватил. Но оказалось, что это всего лишь старое казахское кладбище, а рядом – колхоз имени Джамбула! Спасены! Естественно, Галочка сразу же позвонила на работу. Пурга утихла, за ними выслали машину, а уставшая спасительница-лошадь осталась отдохнуть в колхозе имени Джамбула до утра.

Да, много было интересного. Вспоминая тот короткий период своей жизни, мама с особой теплотой отзывалась о людях Кулундинского края, с которыми ей довелось работать. Был момент – она даже собиралась там остаться. Но любовь к родному городу и тоска по родителям и сёстрам всё-таки сделали своё дело. Она вернулась. Чуть позже познакомилась с моим папой, счастливо вышла замуж, потом родилась я.
 
Прошли годы, но никто из нашей семьи больше так и не был на Алтае. Хотя...моя жизнь ещё не закончена, и я всё-таки надеюсь однажды побывать в тех краях, где когда-то начинался самостоятельный трудовой путь моей мамы. Тем более, что и проблем-то не должно возникнуть. Алтай сейчас – довольно популярное направление, говоря современным языком – «раскрученный туристический бренд». Горы, озёра, долины, утопающие в цветах по весне...
Но у меня при слове «Алтай» возникает другая картина. Пятидесятые годы прошлого века, бескрайняя Кулундинская степь, и тоненькая девушка в туфельках на каблучках, спешащая на совещание в соседний посёлок...    


Рецензии
Добрый день, а мою маму из Армавира после зооветеринарного техникума прислали в Кулунду зоотехником, и тоже выдали лошадь с подводой. И когда она первый день вышла на работу, все доярки и скотники сбежались посмотреть на фифу в туфельках на каблучках.

Она вышла замуж за немца, которого с его мамой и бабушкой департировали с Поволжья на Алтай. Так что я, в отличии от вас, бывала в Кулунде, пока бабушка была жива, да и на её могилу мы приезжаем, хоть и не каждый год.
Всего доброго!
Светлая память вашей маме!

Наталья Караева   13.06.2020 12:59     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Наталья, за прочтение и рассказ о Вашей маме. Как всё-таки тесен мир! Обязательно соберусь на Алтай следующим летом.
Спасибо за слова памяти о моей маме. Завтра у неё День Рождения.
Всего Вам самого доброго!
С теплом.

Наталья Смирнова 5   14.06.2020 20:48   Заявить о нарушении