О привлекательности вероисповедования

                О ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ВЕРОИСПОВЕДОВАНИЯ

      Поделится мыслями с читателями моей страницы меня заставила информация о митрополите Корнилии, возглавляющему Русскую Православную Старообрядческую Церковь. Я числюсь за этой церковью. Собственно материал был о том, что митрополит стал частым гостем в правительственных и думских коридорах. То есть он пошёл по стопам патриарха Кирилла. , в плане роскоши ему далеко до патриарха, но сам факт следования этому пути начинает отталкивать верующих от этого вероисповедования. Уж, очень не хотелось бы, чтобы митрополит был «в каждой бочке затычкой». Вероятно, на его поведении сказалось то, что ранее, в года минувшие, был парторгом на заводе?
         А ведь раскольники, которые преследовались царским правительством  были у населения в определённом почёте. Простой народ часто предпочитал вероисповедание старообрядцев, чем официальную церковь. Такие подтверждения можно найти в произведениях П.И. Мельникова – Печёрского «В лесах», «На горах», у Мордовцева Д.Л. «Великий раскол»,  в научной работе Щапова А.П. «Русский раскол старообрядчества». Кроме того, этому уделил внимание и М.Е. Салтыков – Щедрин. Но, я коснусь лишь статьи, написанной И.С.Аксаковым (славянофмлом) в газете «День».  Он пишет о том почему народ поддерживает раскольников и охладел к официальной религиозной жизни. Напомню: статья была написана в 40-х годах девятнадцатого века. В чём же состоит протест раскольников, по мнению автора? Он приводит духовный стих старообрядцев:
                Не могут пребыть без рыдании!..               
                До конца тлеет благочестие;
                Процветает ныне всё нечестие:
                Духовный закон с корения ссечён,
                Чин священническ сребром весь пленён,
                Закон градской в конец истреблён.
                Вместо законов водворилось беззаконие,
                Лихоимцы вси грады содержат.
                Немилосердные в градах первые,
                На местах злые приставники!
       Могу лишь сказать: как это верно и для нашего времени! Неужели ничего в подлунном мире не меняется?  Сейчас приступим к некоторым фактическим данным за 1850 год по Ярославской губернии. По расчётам автора православных (никониан)числилось только четверть населения. Раскольников по отчётам было двенадцать тысяч человек. Но, это всего лишь цифра. Фактически раскольников было намного больше. Очень часто раскольники служили старостами в официальной церкви. Но, они никогда в официальной церкви не исповедовались, не причащались. Часто священники выбирали те приходы, где много раскольников, ибо последние щедро платили.  За что платили? Платили, чтобы были зарегистрированы в официальной церкви. Допустим, крестили ребёнка в церкви. Но затем раскольники этого же ребёнка перекрестят по- своему. А чтобы   священник молчал, ему платили щедро. Такая же картина была и с венчанием. А уж на отпевание раскольники никогда не приглашали попов из официальной церкви.  Плохую службу официальной церкви играла позиция Министерства внутренних дел, которые официально заявляли: у крепостных крестьян не просто Душа, а ревизская, а ей по закону не полагается духовная пища и просвещение. Именно поэтому бежали крестьяне на Урал, в Сибирь.
       Далее автор пишет: «церковь гонимая»  Как привлекательно это слово для раскольника, столько исторических, отрадных воспоминаний пробуждает оно в сердце каждого верующего христианина. «Быть в гонении, в страхе, в скрытии» - вот спасение от Антихриста. Однажды был такой случай. Ярославский преосвященный приехал в Романово- Борисоглебск и остановился в доме старосты на первом этаже. Ночью он услышал песнопение. Он зашёл в горницу… А там старообрядцы под руководством своего большака совершали богослужение. Вот так! И это в промышленной губернии, в центре России. То есть днём они – никониане, а ночью – старообрядцы.
    Какие причины видит автор такого положения с вероисповеданием в России? Назовём: 1. Протест против современного порядка вещей. 2. Казённый характер русской церкви. 3. Отвращение от церкви, внушаемое народу духовенством.4 Потребность в собственной духовной жизни.
     Какие же меры предлагает автор?  1. Обучать священников, снабдив их литературой раскольников, которая по большей части находится в Министерстве внутренних дел 2. Позволить печатно вести дискуссии официальной церкви с раскольниками.
      Вывод прост: только церковь начинает сотрудничать с государством, как сразу у народа к ней начинается отвращение. На сегодняшний день только беспоповцев не уличили в подобном явлении, а это значит: это течение в православии будет в симпатии у народа.               
          
      

 
 


Рецензии
О революции и Сталине написано многое, но в работе "Корни сталинского большеизма" профессор Пыжиков А.В. предлагает по-новому посмотреть на нашу историю. Говоря о Корнилии, Вы отметили, что "Вероятно, на его поведении сказалось то, что ранее, в года минувшие, он был парторгом на заводе?". Приведенная работа Пыжикова и этому дает пояснение...

Михаил Поротников   25.02.2020 11:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.