Первая победа

- Обновим новенького…
Липкая волна ехидного шепота накрыла задние парты. Девчонки не реагировали, мальчишки через одного вертели головами в поисках поддержки.
Владик спиной прочувствовал, что ему что-то грозит, скорее всего, драка. Владик сегодня первый раз пришел в новую для себя школу. Шестой класс. В старой школе он не то-что был тихоней – ему грозила двойка по поведению, а там драки не были «в моде». Так, повозиться на перемене, энергию порастратить. Но, чтобы драться по какой-либо причине или с какой-либо целью – нет, не было. Вообще, в старой школе вся жизнь была подчинена жесткому порядку армейской казармы: утром – построение: «Равняйс, смирна!. Содержимое карманов - на пол перед собой!».
Разрешалось держать в карманах ученической формы только носовые платки. Но. это не интересно! А рогатки, воздушные стрелялки, водяные пушки из бамбука, пистолеты, наконец! Тогда, в году пятьдесят девятом, война еще не ушла из обыденной жизни и сознания людей. Еще в некоторых семьях ждали «пропавших без вести» солдат и, бывало, дожидались!
Школьная форма была точной копией формы солдатской – гимнастерка с подшитым подворотничком, начищенные латунные пуговицы, ремни с блестящими пряжками и ученическим гербом. В старших классах – китель, фуражка. Директорствовал бывший полковник, герой войны, за пятнадцать послевоенных лет не утративший командного голоса,  Василий Григорьевич. Он ходил во френче защитного цвета, на груди – орденские планки, выше них – звезда Героя. Левый пустой рукав аккуратно заправлен в карман френча – фронтовая отметина.Было в школе замечательное место – «черная лестница», по ней можно было выбежать напрямую во двор, если дверь была открыта. А так, – просто побегать вверх-вниз по всем четырем этажам: заодно можно было и в войнушку поиграть. Классы обозначались: «А, Б, В, Г». Владька учился в классе «Г», и у его класса была постоянная война с классом «Г-2» со второй смены. Делить было нечего, но проявить себя хотелось – столкнуть «второгешника» с лестницы, отобрать портфель и, перебрасывая его из рук в руки повыше голов, заставить слабака попрыгать. И еще были разные другие проказы. Интересно было и так подразниться, потому, что они меньше макулатуры или металлолома собрали, или кто из них при сборе того самого металлолома притащил чугунные крышки канализационных люков со всей округи. Ну, а если, кто из «второгешников» был замечен в том, что с девчонкой домой идет… Неважно, что им по пути или они даже в одном доме живут и родители ради своего спокойствия детей просили об этом: «Тили-тили тесто, жених и невеста!».. Задразнят до слез.Но однажды, Владик решил, что он уже большой, в шестом классе учится, и надо вести себя соответсвенно: он «чинно-благородно» спускался по этой «черной» лестнице – переходил на перемене в другой кабинет и его кто-то сзади толкнул. Чтобы удержаться на ногах, Владька подпрыгнул и гигантскими шагами через три ступеньки поскакал вниз. Опасно приближалось окно – Владька выставил вперед руку с портфелем, чтобы не удариться лицом о раму. Портфель пришелся прямо в стекло… Звон, бом… Владькины прыжки видела некая училка, но она не видела, в чем была причина. Владьку обвинили в том, что он нарочно прыгал и скакал, чтобы разогнаться и стекло наверняка разбить. Вызвали родителей, конечно. Мать стекольщику заплатила, лишив семью субботних пирогов – денег не было. На педсовете (педагогическом совете) Владику пригрозили, что двойку за поведение в четверти, или, даже за год выставят. А это значило исключение из школы и, в лучшем случае, перевод в школу специальную – для буйных недорослей. Мать-учительница и включила все свои связи, чтобы только четверкой обойтись и в другую школу сыночка перевести. Вот так…
При всей своей проказливости, Владька драться не умел: и за очки боялся, понимал, что они «бешенных» денег стоят, да и невозможно без них и дня прожить. Надо отметить, что до шестого класса Владька был единственным «очкариком» в школе, что его делало объектом постоянных насмешек.
 Так вот, прошелестело: «новенького обновим!». Владька сжался, но виду не подал, «ябедничать» не стал – позор, собрал портфель после последнего урока, сжал зубы и пошел. Подумал, что так партизаны на виселицу шли.Сценарий был прост: сбили фуражку, толкнули. Владька упал, очки снять успел, но они так и остались в руке и разбились при падении. Ну, за очки Владик мог жестоко отомстить. Вскочил и, размахивая портфелем, стал бить не глядя по головам своих противников. Лицо его перекосило, что немало драчунов испугало. В этот момент появляется директор: видит, что Владька новопринятый лупит несчастных учеников вверенной ему школы. Владик был парень крупный, но «рыхлый», вечно простудами болеющий и к спорту непривычный. Дороги в спортивные секции мать активно перекрывала, опасаясь за Владькины глаза - близорукость высочайшей степени.
А драчуны попались все «мелкие» обычной послевоенной породы. Опять – родители, педсовет…
Слух о том, что новичка из школы могут исключить немедленно стал известен всему классу, девчонки за справедливость выступили, и на заседании Совета пионерского отряда постановили, что зачинщики должны сами к классной пойти и во всем признаться, а иначе ни одна девочка в классе не даст им более списывать. Угроза была серьезной и подействовала. Главный заводила всех проказ, второгодник Витька Востриков первый вызвался пойти к училке и всю правду рассказать. Пошел, рассказал. Учительница Мария Ильинична, Витьку за смелость и правду похвалила, к директору пошла и все уладила. Вызвала к себе в учительскую обоих пацанов. Владька также честно сказал, что не видел, чтобы Витька его бил, ударили сзади, а потом он ничего не помнит от злости. Марья Ильинична предложила Владику позаниматься с Виктором математикой, помочь товарищу. Мальчишки согласились.

Первое посещение Витиного жилья произвело на Владика тяжелое впечатление: семья из пяти человек жила в десятиметровой комнате в громадной коммунальной квартире. Уроки Витька делал на подоконнике на кухне среди тяжклых запахов чужой еды. На еду для своих детей у отца, инвалида войны, денег не было: на водку едва хватало. Витьке не раз предлагалось хлебную тюрю с луком, залитую водкой, на обед попробовать. Раз попробовал, да вырвало его – так и остался голодный. А на коммунальной кухне редко кто чего поесть предлагал – самим не хватало. В редкие моменты, когда на кухне никого не было, Витька мог в кастрюлю соседки залезть и, обжигаясь, чего-нибудь съестного схватить. Застали его пару раз – отцу пожаловались – отец и врезал Витьке пару затрещин: если воруешь – не попадайся, дурак!

Погода была на редкость не по-Ленинградски, теплая и сухая и мальчишки пошли в ближайший сквер. Устроились на скамейке и хорошо позанимались. Витька оказался учеником внимательным и «цепким». В другие разы, по совету матери, Владик приходил с двумя бутербродами: сам якобы поесть не успел – и, после перекуса, занятия шли веселей. Когда шел дождь, устраивались на лестнице: там тоже подоконники были широкие. Писать, правда, было неудобно – низко, ни сесть, ни встать. Приладились стоять на коленях – как раз по росту.
Во время бутербродного перекуса – черный хлеб с ливерной колбасой- Витька выдал рекомендации по тактике групповой драки – если несколько на одного.
- Выбери, кто послабее и попужливие и колоти его изо всех сил. Сам при этом не чувствуешь, что тебя бьют, а другие видят, какой ты сильный и отстанут, вот увидишь.
Через какое-то время время опять прошелестело: «проучим жиденка: что он мне списать не дал!»
Владик знал, что он - еврей, и что жид - есть слово ругательное. Но он не понимал, почему за одну принадлежность к еврейскому народу можно и, даже нужно "проучить". Владик знал, что есть немцы - они плохие потому, что войну начали и много народу поубивали, знал, что есть татары - дети дворничихи тети Кати. Правда, татары и другие русские ребята во дворе ничем друг от друга не отличались. Чему учить? Школьным урокам - это понятно. а что еще? Обида за свой народ придала мужества, расправила плечи: "я вам покажу!"

Неизвестно, может и сам Витька это испытание своему ученику приготовил, но во время драки он стоял в стороне сначала молча, а потом криками стал Владьку поддерживать и подбадривать. Владька оказался учеником понятливым и быстро привел драчунов к спокойствию. Фуражки посбивал, портфели поотнимал и пару кровянок из носов пустил.

Через неделю был «Слет пионерского отряда» шестого «Г» класса и Владик был единогласно избран членом Совета Пионерской Дружины Школы.

Владик все-таки, несмотря на материн запрет, пошел поискать какую-либо спортивную «секцию». Попробовал легкую атлетику: хотя и было весьма завлекательно метать копье , стрелять из лука, представляя себя греческим спартанцем, но Владик был парень нерезкий – так мышцы были устроены, и за сверстниками не поспевал. Потом пошел в секцию борьбы. Вначале подумывал про бокс, но посмотрел, как парни с перекошенными лицами друг-друга лупят и вышел из зала. Вольной борьбой позанимался совсем немного – команда готовилась к городским соревнованиям спортивного общества «Трудовые Резервы». Пройти медкомиссию Владьке не светило и он, с сожалением, но заниматься перестал. А еще казус случился: тренер не сообразил, и против Владьки-новичка перворазрядника в качестве спарринг-партнера поставил. Тот умелец провел красивый прием, Владик сгруппироваться не успел и вылетел за пределы борцовского ковра. Вылетел, и со всего своего ставосьмидесятисантиметрового роста приложился лицом об пол. Ничего особо страшного – все обошлось смещением носовой перегородки и несколькими каплями крови, но от матери это скрыть не удалось. Мать у Владика была женщина эмоциональная, и видеть ее истерику было совсем невтерпеж. По этой причине и занятия в мотоциклетном кружке прекратил и многие другие мальчишеские начинания не смог продолжить.
Все-таки Владик в секции академической грепбли устоялся и со своей командой первое место среди восьмерок на марафонской дистанции первое место на Спартакиаде народов СССР завоевал. Но это было потом. А в те времена седьмого класса кто-то из мальчишек что-то про евреев сказать посмел: так Владик руку ему сжал до хруста – тот потом две недели в гипсе ходил. Сказал – упал нечаянно.
А Владика – Владилена в комсомол досрочно одноклассники порекомендовали и потом он в районный Совет пионерской организации заседать был направлен. По случаю пятидесятилетия пионерской организации в Ленинграде большой парад был и Владилен с комсомольским значком на груди и в пионерском галстуке, гордо нес знамя пионеров района. Восторженный голос с трибуны прокричал:
- Приветствуем пионерскую организацию Октябрьского района – победителя соревнования по сбору макулатуры и металлолома!
В те послевоенные трудные времена восстановления народного хозяйства, радио в программе «Пионерская зорька» сообщало, что пионеры и школьники 257-й средней школы собрали макулатуры – бумажного вторсырья, кто не знает, достаточно для производства полного тиража учебников этой школы. Хватило еще и на соседнюю школу. А пионеры Краснопресненского района города Москвы собрали металлолома для изготовления двух тракторов марки «Беларусь». Благодарность пионерам передает Валентина Петровна – знатный механизатор колхоза "Ленинский путь".
- Спасибо, товарищи пионеры!

А металлолома и макулатуры тогда собрали больше всех потому, что Владик придумал беспроигрышную копеечную лотерею устроить: кто из пионеров карандашик получил, а кто и портфель. По тем скудным временам все было в радость и ребятам энтузиазма прибавляло. А за материальное поощрение и родители помогли: что потяжелее и издалека, отцы притащили.
Владик знамя еще выше приподнял, шаг напружинил, совсем как гвардейцы на параде Победы по Красной площади шли. Это и была Победа! Владькина личная победа! Ураа!..


Рецензии