Роковая дата наступит завтра

Из рукописи воспоминаний фронтовика из Ленинграда (Санкт-Петербурга) Бориса Михайловича Михайлова, который вместе с моим отцом проходил обучение в Ташкентском стрелково-минометном училище: «Рядом стоит Лях. Тот самый, который писал стихи. Он был какой-то замкнутый, мягкий, легко ранимый, и в то же самое время с особой детской хитрецой. В польскую армию, где «процент выживания» был значительно выше, его почему-то не взяли, может быть, из-за незнания польского языка (правда, для нашей польской армии это было необязательным). Перед моим отъездом на фронт мы с Ляхом обменялись адресами, но ответа от него я не получил. Лях пропал…».

Из справки Центрального архива Министерства обороны РФ: по окончании училища приказом ГУК НКО №0275  от 25.1.44 г. Лях Владилену Ивановичу присвоено воинское звание «младший лейтенант»; с февраля 1944 года – командир минометного взвода 15 отдельного полка резерва офицерского состава.

Отцу в ту годину было всего 18 лет.

Из письма Б. М. Михайлова от 9 октября 1989 года: «Ваш отец, как мне рассказал Павликов Георгий, был командиром взвода 45-миллиметровых противотанковых пушек. Это я бы сказал, самые-самые трагичные солдаты войны («самее» не было!). В пехоте 1944-1945 годов их звали: «Прощай, Родина!», «Гроза врагу и смерть расчету», «Длинный ствол – короткая жизнь»…

То есть каждый бой для расчетов 45-миллиметровых пушек был последний. Пушечки выкатывались на прямую наводку. Кто быстрее? Кто – точнее? Кто?.. Кто там остался в живых? Тишина. Санитары собирали тела убитых и раненных артиллеристов. 

А сколько пушек было во взводе?
Две пушки.
Только – две!
Или всего-навсего – две.
Взвод состоял из двух расчётов 45-миллиметровых орудий в составе восьми человек каждый. Что это за орудие? Длинный-длинный ствол на колёсах, небольшой лафет. Пока одно орудие стреляет, другое заряжают… Не укрыться, не спрятаться, не переждать. Огонь! Огонь! Огонь…

Из наградного листа на имя Владилена Ивановича Ляха от 28 февраля 1945 года: «В боях  с 22.1.45  г. в районах города Едвабне и при преодолении сильно укрепленных  оборонительных рубежей в районах станции Рудшанни и Лаунау, находясь с орудиями своего взвода в боевых порядках пехоты и огнем их содействовал успеху наступательных боев. За время боев огнем орудий его взвода уничтожено до 10 пулеметных точек, 5 минометных точек. Разбито до 30  повозок с боеприпасами  и другим грузом  и 3 автомашины противника. Во время боев лейтенант  ЛЯХ всегда находился на огневых позициях орудий. 13.2.45 г. тяжело ранен».

Мой отец ведет бой, он не сдаётся врагу, наступает. Завтра, 13 февраля 1945 года, он будет практически убит на поле боя. Осколок мины разрушит судьбу героя. Но это будет завтра, роковая дата наступит завтра, а сегодня он ведёт бой…

Наградных листов на имя Владилена Ивановича Ляха было два.
Он был представлен к награждению орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней.   Один орден (росчерком карандаша штабиста) почему-то заменен на орден Красной Звезды.   Другой орден, орден Отечественный войны 2 степени, по справке Центрального архива Министерства обороны РФ, значится неврученным.

Отрывок из очерка "У отца была мечта..." Опубликован 12 февраля 2020 года.

На снимке: младший лейтенант Владилен Лях, 1944 год. 


Рецензии