Аллергия на разум

Меня научил читать на русском и на украинском языках мой старший брат Иван. Я страстно полюбил чтение. Книга для меня была святыней. Но в нашем селе Йисове Миргородского района Полтавской области библиотеки не было. И в школе не было. Только что прогнали фашистов, которые все библиотеки уничтожали. Там же была советская пропаганда. Война ещё не кончилась.

В детстве я думал, что библиотекари – самые счастливые люди. В их распоряжении все книги!

На всю школу РОНО выделил всего две книги по украинской хрестоматии. Книга называлась «Читанка», то есть книга для чтения. Как будто другие книги предназначены для пахоты или для чистки картошки.

Там были детские произведения украинских писателей Шевченко, Франко, Украинки, Коцюбинского, Забилы, Тесленко, Квитко, Трублаини, Малышко, Рыльского, Тычины, Сосюры. А также в переводах на украинский язык произведения для детей русских авторов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Жуковского, Крылова, Льва Толстого, Пришвина, Бианки, Маршака, Кассиля, Чуковского, Михалкова, Барто, Янки Купалы, Ильи Чавчавадзе. Были народные сказки, песни, скороговорки. Была даже на украинском языке баллада Гёте «Лесной царь».

Книга была прекрасно иллюстрирована цветными рисунками.

Одну книгу учительница нам читала вслух в классе, а другую давала по очереди домой.

Я так страстно хотел читать, что украл её у соседа по парте, которому учительница дала на дом. Мы с младшей сестрой читали взахлёб. Да так, что выучили за три дня все четыреста страниц наизусть. И даже оглавление. Мы так жадно хотели читать, что попадись нам в то время «Капитал» Маркса, мы бы и его выучили вместе со сносками и примечаниями.

Пропажа книги для учительницы была трагедией. Я молчал.
На пятый день один из одноклассников пришёл к нам домой и увидел книгу, которую читала Маня. Он тут же сообщил учительнице.

Надо сказать, что доносительство и ябедничество – это основная черта русских, украинцев, белорусов и поляков. Все остальные свойства этих народов – ум, совесть, доброта, таланты – уже потом. Доносительство на первом месте.

Жарит, например, Раиса Максимовна Горбачёва лук на сале. Сало скворчит, брызжет жиром. Раиса помешивает лук, чтобы подрумянился равномерно, но не подгорел. Вдруг она видит в окно, что Лев Николаевич Толстой целуется с Еленой Степаненко. Раиса бросает ложку, бежит сначала к мужу Елены Петросяну и говорит, что у его Елены с Толстым вась-вась. Потом бежит к жене Толстого Софье и кричит, что у её мужа с Еленой шуры-муры, а может уже и трали-вали.

Исполнив гражданский долг, Раиса возвращается на кухню. А там! Дыма полна квартира, лук и сало сгорели. Но она довольна - донесла-таки!

В период репрессий доносили друг на друга в НКВД, при немецкой оккупации бегом бежали к немцам доносить, чей муж партизан, кто коммунист, кто еврей, чей муж комиссар воюет в армии.

И после войны доносили в органы НКВД, и сейчас доносят. Малые дети в садике и то доносят:

- Анна Мусевна, а Лёля описалась.

Учительница спросила, у меня ли книга. Я от стыда отбрёхивался. Наконец, признался. И принёс книгу.

- Зачем ты украл книгу?
- Очень хотелось читать!
- Ты бы мне сказал, я бы тебе дала. Ну, ты прочитал её?
- Мы с сестрой выучили её наизусть.

Она не поверила. Четыреста страниц! Правда, крупным шрифтом. Но всё-таки!

Открыла книгу на случайной странице и предложила продекламировать. Я безошибочно пересказал три страницы. Она открыла другое место. Я и там пересказал правильно.

Она пришла в восторг от моей памяти. Такого ученика у неё никогда не было!
То, что я украл книгу не с какой-то корыстной целью, а из-за страсти к чтению, смягчило гнев учительницы.

Потом, когда я был в детдоме в крупном районном центре Харьковской области,  городе Купянске, я прочитал все триста книг нашей библиотеки.

Через много лет мне довелось беседовать с работницей одной из крупных областных библиотек.

Я узнал, что они книг не читают!

 Я спросил:
- Сколько за прошлый год вы лично прочитали книг?
- Ни одной.
- А за последние пять лет?
- Ни одной.
- Почему?
- У нас, работников библиотек, аллергия на книги. Не на пыль, которая покрывает книги, а на тексты. У нас, я говорю о себе, но, думаю, что о многих работниках библиотек, вырабатывается устойчивое отвращение к книгам, даже ненависть.
Поневоле, по необходимости и с отвращением читаем только обложки и титульные листы.

- Вы, что же, ненавидите и Пушкина, и Гоголя?
- Нет, Пушкина и Гоголя, как и Фонвизина и Грибоедова, Некрасова и Лермонтова, терпим.
- Да так, знаете... Судим по обложкам. И не более.
- А как же остальные, например, наши областные писатели?
- Да так. Прикажут из администрации, чествуем.
- Вас не интересуют писатели-земляки?
- Ещё чего! Нет, не интересуют. Да что вы прицепились! В книжном издательстве работники тоже не читают тех книг, которые у них издаются. На кондитерских фабриках никто не ест шоколадных конфет, на мясокомбинате никто не ест колбасу. Тем более, что они видят, как она делается. Сапожник без сапог.

- И что же, нет ни одного работника библиотеки, который бы любил художественную литературу?
- Почему нет? Есть. У нас работает юноша двадцати восьми лет. Стерильно честен. Он много читает. Но он чудак. Так и засохнет любителем литературы.

Я этого «мальчика» видел. Прекрасный человек. Дай ему Бог здоровья и успехов. А ещё мне захотелось, чтобы он стал директором библиотеки.

На этом я свой рассказ закончил.

-  Ты не боишься, - спросила меня жена, прочитав рассказ в рукописи, - что тебя обвинят в клевете или охаивании целого сословия библиотекарей? Убрал бы ты этот рассказ от греха подальше.

- Не боюсь. Ещё ни одну из пятнадцати моих книг, имеющихся в нашей областной библиотеке, ни один работник библиотеки не прочитал. Посторонние читатели читают. Мне заведующая библиотекой сказала, что я - самый читаемый автор. Может, просто сделала мне комплимент.

Что бы там ни говорили, а я всегда буду считать Ленина гением и самым дорогим человеком для России. Он, получив в управление безграмотную Россию, в которой восемьдесят процентов жителей не умели читать и писать, выдвинул лозунг:
- Учиться, учиться и ещё раз учиться!

Сталин продолжил это мудрое решение. А при Брежневе ввели обязательное среднее образование!

Россия стала самой читающей страной на земном шаре. У нас были самые дешёвые  в мире книги. Иностранные студенты массово скупали у нас учебники.

Сегодня у нас в стране почти уничтожено образование и чтение. В книжных магазинах продавцов больше, чем покупателей, а в библиотеках работников больше, чем читателей.

Вредным оказался и Единый государственный экзамен, пресловутый ЕГЭ, он убил в детях стремление к знаниям. Инициатор внедрения ЕГЭ - Болотов. А его помощник, Сергей Кравцов, назначен Путиным министром просвещения России. Кравцов уцепится руками, ногами и зубами в этот ЕГЭ и будет отстаивать его до своей смерти или до смерти России.

ЕГЭ погубит не только школьников, но и всю Россию. Потому что нынешние школьники - безграмотные дураки, выращенные в условиях ЕГЭ, станут взрослыми дураками. И один из них может, типа безграмотного Черномырдина, стать президентом страны. И приведёт её к окончательной гибели.

Потеснили чтение бумажных книг и электронные книги. У каждого вида свои достоинства и недостатки.

Электронную книгу легко найти в интернете. Не надо ехать в библиотеку или в книжный магазин. Электронную книгу удобнее читать, можно увеличить шрифт. В ней можно найти нужное место путём использования поисковых систем интернета.
Но читать с экрана вредно для глаз.
А что может сравниться с печатными буквами, пахнущими типографской краской?


Иллюстрация из интернета.


Рецензии
По поводу формы много сказать не могу. Я пользуюсь всеми видами. Еду в машине слушаю аудиокнигу, в перерыв на работе или в очереди читаю электронную книгу. Редко удаётся взять в руки печатный вариант, соглашусь лишь, что это особое удовольствие...
По поводу доносительства как черты какой-то народности, тут Вы зря. Доносительство не чёрта или первопричина это уже последствие... Чего? Жабы живущей в душе. И нет на земле страшнее зверя. Жаба, что душит, не давая жить ни себе, ни другим. И нет народа защищённого от неё.

Игорь Игоревич Крохотин   15.06.2023 10:34     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, уважаемый Игорь Игоревич. Полагаю, всё же, что есть характерные черты каждого народа. Юморист Трушкин называл основные инстинкты: у французов - секс, у немцев - порядок, у русских - воровство. Я бы добавил: у евреев - бережливость, у цыган - гордость и свободолюбие.

Хочу дать Вам совет. Если будете обращаться личным письмом к кому-то то ли в интернете, то ли на бумаге, пишите слово Вы с большой буквы. Так велит грамматика русского языка. А кто пишет с маленькой буквы - то это безграмотность и хамство.

Эсхаровец   15.06.2023 06:21   Заявить о нарушении
Благодарю Вас за поправку, я и в самом деле не могу похвастаться особой грамотностью. Но вот значение клише понимаю и знаю им цену.

Игорь Игоревич Крохотин   15.06.2023 10:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.