Ачхой-мартан история и судьбы

АЧХОЙ-МАРТАН: ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ

«Хизир и двуликий комендант»
    
     События происходили в Петропавловской области Казахской ССР, в посёлке, расположенном рядом с железнодорожной станцией «Смирнова». В числе и некоторых других депортированных чеченцев, в марте 1944 года сюда привезли и семью Джамбековых из села Ачхой-Мартан. Несколько раз поменяв адрес проживания, семья Джамбековых весной и летом того же года построила для себя весьма скромное жилище, стенами которого служили небольшие нарезы грунтового дёрна. От местного колхоза, к зиме 1944-1945 гг., вновь переселённому в эти места населению, выделялась помощь домашним скотом. Каждой семье, по выбору самих «переселённых», колхоз давал по четыре барана или одну тёлку. (1) Джамбековы выбрали для себя четыре барана. Что ни говори, для того времени большая помощь.
      Участковым комендантом этого посёлка был один казах. Для удобства, в дальнейшем повествовании будем его называть «Комендантом». Так вот, как-то раз…, в посёлке у кого-то украли корову. По заявлению и настоятельному требованию «Коменданта», в подозрении о краже пропавшей коровы, были арестованы Зиявди (родной брат Джамбекова Бауди) и Хизир (двоюродный брат Бауди). Вскоре состоялся показательный суд. Отвергнув все попытки защитить свою честь, доказать свою невиновность и непричастность к инкриминируемой им краже, Зиявди и Хизир были осуждены решением суда, с определением каждому по шесть лет тюремного заключения.
     Но частный скот продолжал систематически пропадать и после этого, причём так странно, что было непонятно, кого и подозревать. Когда «Комендант» указал на Зиявди и Хизира как на главных преступников в «деле о краже скота», многие из местных поселковых жителей почти поверили, что теперь они заживут спокойно. Но после этого «история» только и начала развиваться.
     Однажды произошло следующее. «Комендант» вместе с несколькими своими подчинёнными, незаметно подъехав на санях к дому одного жителя посёлка, ингуша по национальности, пробрался со своими «дружками» в сарай, они выволокли оттуда несколько баранов (именно те, что были чуть ранее выделены колхозом) и пытались погрузить их на свои сани. Услышав во дворе непонятный шум, ингуш-хозяин выбежал и увидел всё происходящее. Он попытался всячески препятствовать этой наглой и демонстративной краже. Но «Комендант», не церемонясь, достав своё табельное оружие, открыл по нему огонь. Ингуш, получив сильное ранение в области плеча, упал. Тем временем выбежала на помощь своему мужу его жена, обладавшая недюжинными силами. Она быстро подбежала к преступнику-«Коменданту», схватила его, скрутила в три погибели и стала звать на помощь людей в округе. Соучастники и дружки «Коменданта» убежали. Через некоторое время сюда приехали представители местной власти. «Коменданта» уволокли в местный «сельсовет» и там же его заперли. Быстро нашли и его «дружков». Их тоже взяли под арест. Их охрану доверили чеченцам. На следующий день эту ОПГ отвезли в район. Там с них выбили все необходимые признания. Ввиду явного и наглого употребления «Комендантом» в своих преступных деяниях властных полномочий, следствие было к нему беспощадно. По свидетельству очевидцев, «Коменданта» били большой металлической пружиной до тех пор, пока он не признался во всём. После этого был проведён тщательный обыск дома «Коменданта». В итоге чего бнаружилось, что в его подвалах были целые склады мяса, коровьих и овчинных шкур и много другого, нажитого преступным путём. По делу «Коменданта» также состоялся суд. Его, вместе с подельниками,  осудили и отправили на продолжительный срок в тюремном заключении.
     Было понятно, что Зиявди и Хизир пострадали безвинно. Но потребовалось немало времени для их выхода на свободу. По имевшимся в семье Джамбековых сведениям, за это время Хизиру удалось совершить побег с мест лишения свободы. А Зиявди вышел из тюрьмы через 2,5 года по амнистии.
    
Хизир… 
Дальнейшая судьба Хизира осталась загадкой. Он так и не вернулся домой, к семье и родственникам. Но однажды произошло следующее событие. Себист (родная тётя Хизира) в эти годы работала разнорабочей в организации, которая обслуживала железную дорогу. Как-то, выполняя свою работу возле железнодорожных путей, она обнаружила свёрнутую и исписанную бумагу. Когда прочитали содержание текста на этой бумажке, стало известно, что это написал Хизир. Факт того, что Хизир был жив подтвердился. По всей видимости, он проезжая мимо данного поселения (где, возможно, ещё проживали его близкие), неоднократно писал такие же сообщения и бросал их там, где могут найти люди.  Найденное Себист письмо гласило: «Я жив. Меня преследует власть. Воссоединиться с вами не могу. За эти годы я ездил и бывал во многих местах. Так же и в Ачхой-Мартане, в Грозном и других местах на Кавказе. Не подавайте меня в розыск. Если суждено, то увидимся». В заключении, передавая привет в своём письме, Хизир перечислил все имена членов семьи Джамбековых.
     К сожалению, это письмо стало как первым свидетельством того, что Хизир был до сих пор жив, так же и последним сообщением о его судьбе.
Хизира ждали многие годы. И после возвращения из ссылки… Были даже предположения, что он на время уехал в Китай. Но всё так и осталось слухами и надеждами.

2 февраля 2020 года.
Рассказ составлен на основе материалов полевых записей, произведённых в беседе с Джамбековым Бауди, 1933 года рождения, жителем с.АчхойМартан.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

1. Молодая, ещё не телившаяся корова;


Рецензии