На просторах Поволжья чувствам жить привольно

На просторах Поволжья чувствам и словам жить привольно

Читая подаренною мне Вячеславом Владимировичем Садковским книгу "Просторы Поволжья" я не заметила, как дошла до её последних страниц, посвящённых его краткой биографии. Простым, музыкально-поэтическим языком автор делает как бы творческий отчёт перед читателями о проделанной им работе за 2018-2019 годы.
О чём стихи Вячеслава Владимировича? Наверное, обо всём. Воспоминания и горькие, и милые, и светлые так приятно и мудро отражены в произведениях литератора (в поэме "Грустная сказка о первой любви", в рассказе "Немного о себе и о бывшем друге").
Очень интересна пейзажная лирика. Полное слияние автора с природой отражено в стихотворении "На рыбалке":

В деревне улица одна,
А за деревней пруд.
Здесь благодать и тишина,
И мне спокойно тут.

Июль, жара и камыши
И никого вокруг,
И я один в такой глуши,
Лишь удочка мой друг.

Ловлю огромных карасей,
Доволен этим, да!
А пруд - он вроде бы ничей -
Забытая вода.

Но на пруду отличный клёв:
Такого не сыскать!
И дарит мне большой улов
Моя природа-мать.

Очень интересно и необычно описана смена окраска листвы клёна с приходом осени:

*  *  *

Вчера он был ещё зелёным,
Но вот пришёл его черёд, -
И опадают листья клёна,
И стало всё наоборот.

Теперь он яркий и лучистый,
Блестит, как золото и медь...
И в мире стало как-то чисто,
И мир не думает стареть.

Таинственною паутиной
Земля окутана с небес,
И обновлённою картиной
Нас удивляет чудный лес.
 
Завораживает динамика прихода весны в стихотворении "Весна":

Ручьи бегут, весна настала,
Зима сдала свои права.
Вошло тепло в свои начала,
И вновь кружится голова,

И слышит вновь душа молитвы
Не позабытой той поры:
И ветра нежные порывы,
И пляски солнечной игры.
 
и в стихах:

*   *   *

Да, лето холодное было,
А всё же дарило тепло,
И память его не забыла,
Но осени гнетёт тяжело...

Минует она непременно,
На тройке промчится зима,
И снова придёт им на смену
Весна, как царица сама!

И всё повторится, как было
По вечному кругу пройдясь...
Вот только б душа не остыла,
С природою чувствуя связь.

В нескольких стихотворениях созданы живописные образы зимы: "Затуманено небо вокруг...", "Вот и зима пробежалась метелицей...".

Полная грусти, светлыми воспоминания и надеждами любовная лирика чарует душу читателя:

*  *  *

Я познакомился, поговорил
И полюбил, не скрою...
Жаль, что цветы я тогда не дарил,
Но подарю весною.

Всё же потом я тебе принесу
Розы и лилии сразу.
Примешь с улыбкой ты эту красу,
Нежно поставишь в вазу.

Будет цветов аромат и любви
Греть наши грешные души...
Только прошедшее ты не зови, -
Сердце своё послушай.

Встреча желанная наша уже,
Скоро наступит, верю.
Я окажусь на шестом этаже
Перед открытой дверью.


*  *  *

На далёком конце "паутины"
Ты сидишь, над экраном склоняясь.
Я знакомую эту картину
Ощущаю, как кровную связь.

Говорим мы о том и об этом
И грустим мы с тобой заодно.
Посылаем друг другу приветы
В электронное это окно.

На далёком конце Интернета
Вижу я очень тонкую нить...
Беспокойное сердце поэта
Продолжает мечтать и любить.

*  *  *

Ты взяла у меня
Тот осенний букет -
Среди белого дня
Мой прощальный привет.

И не зная тогда,
Что не встретимся вновь,
Что уйду навсегда,
А со мною любовь.

Через день или два
Те завяли цветы
И признаний слова,
Что услышала ты...

Но когда загрустишь,
Может вспомнишь меня,
Может, даже простишь,
Просто так, не виня.

*  *  *

Я увидел твоё лицо,
А на небе пылал закат.
Подарил я тебе кольцо,
Был я счастлив и очень рад!

Я увидел твои глаза,
В них пылала огнём заря!
О любви я своей сказал
В этот вечер совсем не зря.

На закате любви рассвет
Начинался у нас тогда.
Много весен прошло и лет...
Жаль - разъехались навсегда.

*  *  *

Ты идёшь по магазину
И товары выбираешь.
Смотришь только на витрину,
А меня не замечаешь.

Вдруг коснулись мы локтями, -
Словно молния связала
Расстоянье между нами...
Только "ой" ты мне сказала,

А потом и повернулась,
И в глазах блеснула радость
Ты узнала, улыбнулась,
И улыбка та осталась

Мне наградой дорогою
До вечернего сближенья,
До слияния с тобою -
Наших душ прикосновенья.

*  *  *

Говорит автоматчик:
"Ты попозже позвони".
Добрый, вежливый советчик,
Подскажи в какие дни.

Не могу я дозвониться,
Ни сегодня, ни вчера.
Начинаю даже злиться;
Говорить давно пора.

Дни и месяцы промчаться,
Убегут, их не вернёшь.
Нам давно пора встречаться.
Позвони, потом поймёшь.

*  *  *

В Крыму ты дремала на пляже,
А с моря тянул лёгкий бриз,
И ты не заметила даже,
Что я посмотрел сверху вниз.

Твоим любовался загаром,
Фигурой красивой такой!
И знаю теперь, что недаром
Нарушил блаженный покой...

А Чёрное море плескалось
У ног бирюзовой волной,
И верилось мне, и мечталось,
Что будем мы вместе с тобой.

А белые чайки кружили
Меж морем , тобою и мной...
И мы навсегда сохранили
В душе тот чудесный покой.

Но время текло, как и прежде,
Считая на отдыхе срок.
Влюбившись, предались надежде,
Но срок, к сожаленью, истёк.

Оставив свои телефоны,
Расстались с тобою тогда.
У жизни свои, ведь, законы...
Но, может быть, не навсегда.

И во многих других стихотворениях чувствуешь, что любовь для него прежде всего счастье:

Счастье

Счастье - когда существуешь, любя!
Счастье - когда есть друзья и родные!
Счастье - когда уважают тебя!
Счастье - что есть дорогая Россия!

Счастье везде, и оно ведь во всём:
В малой травинке и дереве каждом.
Счастье с рожденья в себе мы несём,
Жизнь на земле получивши однажды.

Если тебя потревожит беда,
Если надвинуться чёрные тучи,
Не потеряй ты надежду тогда,
Верь, что появится солнечный лучик!

Очень интересная гражданская позиция поэта. Он в своих стихах требует смертной казни за зверские преступления:

Верните расстрел

Убил он девчонку-дитя!
Всего девять лет лишь от роду!
На что же там в Думе глядят?!
Не могут расстрел дать урода?!

Верните же смертную казнь,
Верните, пока не поздно.
Стреляйте в подонка и мразь!
Вопрос, встал, очень серьёзно...

Скорее всего двадцать лет
Мерзавцу дадут и подонку!
Погас новой жизни рассвет,
И уж не вернуть ту девчонку!

Не надо куда-то смотреть, -
Враждебные слушать указы.
Одно наказание - смерть!
А лучше - на месте и сразу.

*  *  *

Жесток "Наполеон" -
Убил студентку он.
Убил и расчленил,
Учёный, но дебил!

О чём там говорить.
И что там обсуждать...
Немедленно казнить
И мало - расстрелять!

Наш добренький закон,
Сними повязку с глаз.
Казни таких, как он
Сегодня и сейчас!

Отрицательно он относится к такому бытовому явлению, как пьянству:

*  *  *

Я не пью и даже с горя,
И не нужно мне вино.
Я гуляю на просторе
Без вина давным-давно.

Шаг налево, шаг на право,
Километр туда-сюда...
Вот такая мне забава
Остаётся навсегда.

И не нужно мне ни капли;
Сам себе я дал обет:
"Наступить на те же грабли"
Для меня причины нет. 

Социальная несправедливость также очень угнетает Вячеслава Владимировича. Он не может понять, как можно ждать сорок лет в подвале очередь на квартиру:

Люди живут в подвале

Люди живут в подвале
Вот уже сорок лет.
Власти об этом знали
Или, быть может. нет?

Гниль, тараканы, сырость -
Это страны позор!
Кто же проявит милость?
Может быть прокурор?

Очередь растянулась
Ровно на сорок лет...
Ну и в кольцо свернулась,
Где окончания нет.

Вот бы загнать в подвалы
И в тараканий сброд
Власть, что взяла немало,
Но на народ плюёт.

С горечью и скорбью читаешь стихотворение "Тридцать девять", посвящённое памяти погибших в Магнитогорске 31 декабря 2018 года.
С волнением и благодарностью читаю стихи о малой родине поэта. "Рябиновый бал", "Просторы Поволжья".
В сборнике есть перевод с английского стихотворения американского поэта Эдгара Геста "Семьи, которые держатся вместе".
Автор с восхищением пишет о творческих и героических личностях. Столько прекрасных строк посвящено первому космонавту Земли, Юрию Алексеевичу Гагарину; Владимиру Маяковскому; Сергею Есенину; Лилит Козловой; лётчикам, героям России, Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину.
Очень интересен цикл стихотворений, написанных по картинам великих художников:
1)По картине Зинаиды Серебряковой "На кухне. Портрет Кати";
2)По картине Б. Ольшанского "Богатырский скок";
3)По картине Зинаиды Серебряковой "За туалетом. Автопортрет.";
4) Купчиха за чаем. По картине Кустодиева Б.М. "Купчиха за чаем. 1918 г.";
5) Алёнушка. К картине В.М. Васнецова "Алёнушка";
6) По картине Василия Дмитриевича Поленова "Московский дворик".
Очень необычны и увлекательны стихи Садковского для детей. Они одновременно обычные и необычные, но очень содержательные.
Поэт очень переживает о судьбах двух братских народов:
Нормандский формат

И снова "Нормандский формат"...
Весь мир Украина смешит,
А время как будто назад,
С нахальной ухмылкой летит.

И сколько же можно терпеть,
И сколько же можно страдать?!
Под дудку Америки петь,
Под дудку Европы плясать?!

Пять лет уж обстрелы идут,
И сотнями гибнет народ.
Неужто не может уж тут
Никто победить этот сброд?!

Пора захлестнуть бы аркан
На горле фашистской чумы!..
Пойти к единению стран, -
Ведь братья же всё-таки мы!

Вячеслав Владимирович очень переживает за родных и близких покинувших Родину.

*  *  *

На Майами купила лачугу.
Ой, какая случилась беда!
Ни подруги там нет и ни друга,
Ну, да это, ведь всё ерунда.

По России, наверно, не плачешь,
И зачем же тебе горевать?
Ждёшь от жизни одни лишь удачи,
Наплевала на Родину-мать!

Но когда-то, увы, отзовётся
Эхо - голос Отчизны твоей!
И на душу слезою прольётся,
И не станет России родней!

Но дорога тогда под запретом
Будет уж для тебя навсегда...
Не спасёт тебя вечное лето,
Не уедешь оттуда сюда.

Как у профессионального музыканта у него особое отношение к гитаре, как к другу. Вячеслав Владимирович ощущает себя и поэтом и бардом.
При своей сиротской судьбе у него своеобразное желание рассказать о себе покинувшей рано его матери. Ему очень важно, что он состоялся, как поэт. А мама - главный и единственный человек, перед которым он хотел бы гордиться своими достижениями...
   
*  *  *

Ты бы, мама, мной гордилась,
Что сегодня я поэт,
Но трагедия случилась,
И тебя давно уж нет.

Мне не возвратить обратно
Тех твоих цветущих лет,
Но смотреть всегда приятно
На старинный твой портрет.

Мысленно веду беседы
Я с тобой уже давно,
Пораженья и победы
Разделить нам суждено.

Поэт владеет хорошо различными метрами и размерами стиха (метры, стопы и размеры): хореем, ямбом, дактилем, амфибрахием, анапестом.
Поэма "Грустная сказка о первой любви" написана онегинской строфой.
Автор умело использует в своём творчестве метафоры, сравнения, гротеск.
Книга по содержанию очень своевременная и очень быстро найдёт своего читателя.

12.02.2020


Рецензии