5 июля 41-го. Ребусы переправы через Березину. ЧII

5 июля 41-го. Ребусы переправы через Березину. ЧII

*****
Командиру 40 АД полковнику Батурину
От штурмана 53 АП 4 АЭ лейтенанта Колчина Вячеслава
ДОНЕСЕНИЕ

5 июня 1941 г. нашим экипажем в составе командира экипажа лейтенанта Уромова, штурмана Колчина, стрелка-радиста Каверника и стрелка Наметкина получено боевое задание лететь на линию фронта в район Борисова по разгрому переправ через реку Березина, полет состоялся в составе звена, командир звена ст. лейтенанта Чурюкина.

При полете к цели были обстреляны ЗА в районе <…>, была пробита обшивка левой плоскости и левый мотор давал перебои. В районе цели звено было встречено интенсивным обстрелом ЗА, левый мотор окончательно вышел из строя и загорелся. На переправе были сброшены бомбы экипажем Князева, цель поражена. Наш экипаж бомбил по аэродрому противника с Н=2000 м, цель удачно поражена по моему наблюдению ведущего экипажа ст. лейтенанта Чурюкина. После выполнения задания взяли курс на свою территорию, шли на одном моторе. Атаковал истребитель противника, атаку отбили., ушли в облако. Не долетая пункта Сенно /Белоруссия/ 100 км, атаковали 5 истребителей Ме-110. Два истребителя были сбиты огнем пулемета стрелка-радиста. Три истребителя вели сильный огонь по нашему самолету, в следствии чего были убиты стрелок-радист Каверник и стрелок Наметкин, машина горела.

Горящая машина была спилотируема  около деревни Немойта, мы выскочили из горящей машины и были обстреляны на земле из пулеметов 3-х истребителей. На земле отбежали от горящей машины на 100 м, после чего она взорвалась.

В том же районе был сбит самолет, пилотируемый мл. лейтенантом Долгушиным.  Самолет сгорел в воздухе. Штурман лейтенант Чемоданов сильно ранен 5 пулями в правое плечо, нами был доставлен в военный госпиталь г. Витебск.  Командир экипажа мл. лейтенант Долгушен убит. Остальных членов экипажа не видел. Все остальные похоронены сельсоветом д. Немойта /Белоруссия/.

18.7.41 г. Лейтенант Колчин». [АРХИВ МО СССР, Ф.40 АД, Оп. 2, Д. 9, Л. 91]

Внимательный читатель непременно задумается: если бы кто-то разрушил переправу, а это «вменяется» по наградному листу экипажу Булыгина, то вряд ли за 45 минут немцы могли бы ее восстановить! Тогда что, экипаж Князева бомбил переправу по новой? По донесению штурмана Колчина, как очевидца, переправа была поражена именно Князевым!

*****
Из наградных листов
------------------------------------------

1/ На штурмана 53 ДБАП мл. лейтенанта Багненко Семена Никитовича, представленного к ордену «Красное знамя»:

Тов. Багненко с начала боевых действий имеет 15 боевых вылетов. Проявил себя как отличный штурман и метко поражал цели противника, летал на разведку в глубокий тыл противника, бомбил по переправам реки Западная Двина и танкам противника, на военно-промышленные объекты г. Данциг. Не смотря на ураганный огонь ЗА, звено задание выполнило на отлично.

5.7.41 г. выполнял приказ командования уничтожить переправу противника через реку Березино. Звено, ведущее тов. Багненко, заметило аэродром с вражескими истребителями, развернул звено на аэродром. Тов. Багненко с высоты 2000 м метким бомбометанием уничтожил четыре вражеских самолета, затем уничтожил переправу, благополучно вернулся на свой аэродром. [АРХИВ МО СССР, Ф. ААД, Оп. 11505, Д. 64, Л. 73]

2/ На штурмана 53 ДБАП мл. лейтенанта Ткачева Захара Афиногеновича, представленного к званию «Герой Советского Союза»:

5 июня 1941 г. тов. Ткачев получил боевое задание - произвести с высоты 50 м бомбометание по скопившимся силам противника у реки Березина. Несмотря на шквальный заградительный огонь ЗА и пулеметов, тов. Ткачев отлично выполнил задание, уничтожил 4 вражеских танка и 5 самолетов. После бомбометания, увидя большое скопление живой силы, тов. Ткачев предложил командиру экипажа сделать повторные заходы для обстрела из пулемета, что и было выполнено. Противник не ожидал столь решительного удара со стороны бомбардировщика в условиях массового зенитного огня, растерялся и вместо дальнейшего обстрела прекратил огонь, убегая в укрытие. [АРХИВ МО СССР, Ф. 40 АД, Оп. 2, Д. 8, Л. 23]

3/ На штурмана АЭ 455 АП ДД 36 авиадивизии капитана Крылова Алексея Ивановича, представленного к ордену «Ленина»:

5.7.41 года под ураганным огнем ЗА противника тов. Крылов разбомбил переправу с высоты 400 м через реку Березина под Борисовым, самолет получил до 300 пробоин, штурман был легко ранен в ногу, но сохранил спокойствие и выполнил задачу отлично. После цели самолет был атакован 6-ю истребителями Ме-109, экипаж мужественно отбивал несколько атак стервятников. В этом бою стрелок-радист Сарычев, воздушный стрелок Суббота были тяжело ранены, тов. Крылов совместно со стрелками сбил 3 Ме-109, самолет получил 300 пробоин и благополучно вернулись на свой аэродром… [АРХИВ МО СССР, Ф. 39, Оп. 11505, Д. 463, ЛЛ. 132-133]

4/ На мастера авиавооружения 53 ДБАП 40 Авиадивизии младшего сержанта Оанча Михаила Николаевича, представленного к званию «Героя Советского Союза» посмертно:

За период борьбы с немецким фашизмом проявил себя отважным и смелым бойцом. Добровольно изъявлял желание летать на боевые задания по разгрому фашистских стервятников.

Летая воздушным стрелком, он всегда мужественно отражал атаки вражеских истребителей. В одном из полетов самолет был сбит Зенитной артиллерией. Командир экипажа лейтенант Булыгин горящий самолет вместе со своим экипажем направил в колонну и героически погиб. Разрушили переправу и уничтожили десятки вражеских танков. [снято с оригинала, без указания на источник, с подписями 7 шт: три от полка, две от дивизии, две от Военного совета. Все за присвоение высокого звания.]

Но вот «не стыковка», Оанча Михаил Николаевич в тот злополучный день 5.7.41-го с Булыгиным не летал, он был в составе экипажа Молочкина, из которого лишь Молочкин и остался в живых в тот момент.

Читатель возможно мне не поверит, но именно в данный момент, работая над второй частью данной главы, я обнаружил, что не имею архивных реквизитов на один из документов, на который намеривался сослаться и частично его привести по ходу повествования, бросился перелопачивать папку за папкой из архива Сергиенко, и не только его нашел, но… и нашел донесение самого Молочкина! Воистину, иногда и «на ловца и зверь бежит»… Видимо, я зверем оказался, уж очень хотел Молочкин «проявиться», как будто знал, что его донесение у меня на полке лежит, мол, вот тебе «причина», а коли не поленишься, то изумишься, лишний раз меня и вспомнишь… Мистика и только…

*****
«НКО 40 АД 53 АП, лейтенант Молочкин А.Е., 31.7.41 г., Командиру 53 ДБАП
ДОНЕСЕНИЕ
-----------------------------------------------------

Настоящим доношу, что при выполнении боевого задания 5.7.41 г. произошло следующее. Бомбометание производили в составе звена по аэродрому г. Борисов. До цели и над ней были обстреляны интенсивным огнем ЗА и после был атакован истребителями /3 шт./. Стрелок-радист ст. сержант тов. Фуников и стрелок тов. Оанча были убиты в воздухе.  Штурман сержант Трифонов ранен. Самолет в воздухе загорелся.  Я покинул самолет на Н=2000м, когда сам начал загораться. Штурман сержант тов. Трифонов прыгнул тоже и приземлился за 5 км от меня. Я его не видел. Сам приземлился за 4 км от д. Ляховка Борисовского района на лес. Завис в лесу и поранил ногу. Пистолет оторвался и остался в кабине, партбилет сжег на месте. Когда спускался на парашюте истребители сопровождали до самой земли и разыскивали на земле. Пролежал у председателя колхоза двое суток, переодевшись в гражданскую форму, пошел по направлению г. Новгород. В районе г. Чашники был обыскан немецким патрулём, но не имел ничего подозрительного, был не задержан и продолжал свой путь. В районе ст. Сиротино был остановлен немецкой разведкой. Я им показал, что я заключенный и они не тронули, здесь же перешел линию фронта и, не доходя до Невеля 40 км, вышел к своим войскам, отступавшим из г. Полоцка. Не доходя до г. Невеля отступали к Великим Лукам. Находился в 214 Ворошиловградской дивизии в окружении и жил с ними 5 суток с 18 по 23 июля.  23 был направлен в комендатуру г. Великие Луки, а оттуда в штаб 22 армии г. Торопец, где и по 28 числа до выяснения личности и жил. 28 направился к своим в часть, куда и прибыл 31 июля.

31.7.41 г.  Молочкин. [АРХИВ МО СССР, Ф. 40 АД, Оп. 2, Д.9, Л.133]

*****
14 июля 2014 года я опубликовал пост в своем ЖЖ под названием «Что было, то было. Замолвите слово за повторивших подвиг Гастелло…». Процитирую себя «любимого»:

«Изучаю 2 документа: один под названием «Рождение дивизии», речь идет об истории 36-ой ад ДД, а второй «История части. 30 гвардейский БАП». Этот полк изначально именовался как 455-ый ап ДД.
      
И обнаруживаю, как интересно была распределена боевая слава между 42-ым и 455-ым авиаполками дальнего действия на момент создания 36-ой ад ДД.  Это период с 22 июня 1941 года по 1 апреля 1942 года.
    
455-ый дальнебомбардировочный авиаполк был выделен из 42-го дальнебомбардировочного авиаполка в период с 23.07. 41 г по 29.07.41 г. Тогда полку дали временный номер 42 «а», но через 6 дней он стал уже 455-ым ДБАП. Его личный состав с материальной частью при формировании 36-ой ад ДД в марте 1942 года опять был передан в 42-ой, но обозначенный уже как авиаполк дальнего действия.   И вся боевая слава 455 ДБАП перешла по «наследству» 42-у ап ДД. 
      
А вот боевая слава 53-го дальнебомбардировочного авиаполка из 40 БАД, которая к тому времени уже была расформирована, была унаследована 455-ым авиаполком дальнего действия, которому от предыдущего 455-го ДБАП достался лишь номер.   Личный состав и материальная часть 53-го ДБАП были направлены на формирование 455-го ап ДД. 
      
Поэтому ратные дела таких людей, как Серафим Бирюков, Николай Новожилов, Борис Цветков, Маркин Александр и многих, и многих других даже не упоминаются в исторических формулярах 455-го ап ДД, хотя именно эти люди начинали ковать боевую славу 455-го ДБАП.
      
И наоборот, слава 53-го ДБАП лежит в основе боевого пути 455 ап ДД, который, как будто никаким боком не причастен к нему, но причастен главным – людьми, которые встали под его знамя или ценной жизни к тому времени уже успели выполнить свой воинский долг во славу его начинающего славного будущего. И такие ратные дела 53 ДБАП, как августовские налеты на Берлин в 41-ом, огненный таран Николая Булыгина на переправу через Березину и много-много других ратных свершений в увесистом документе «Рождение дивизии» даже не упоминается. За то все это в полной мере находится в «Истории части. 30 гвардейский БАП». А это история 455-го ап ДД, одного из двух полков 36-ой ад ДД с начала войны по 27 августа 1943 года!
    
Ну что тут поделать, руководству 36-ой дивизии  было видней, а руководство 30-го БАП имело на это свою точку зрения, тем более, когда эти документы создавались - это были уже совсем разные боевые части.
      
Ну и бог бы с этим, какому полку, чья досталась слава, лишь бы не померкла при безразличном течении времени.  Да, и имена этих славных людей в архивах сохранились.  И надеюсь, что придет час, когда электронный след из их боевого прошлого, благодаря Всемирной Сети, будет доступен каждому, кто пожелает капнуть поглубже в своем прошлом. 
      
Но вместе с этим неожиданно проявляется еще одна составляющая с неким мистическим оттенком фатальности людских судеб. Не ведая того, некоторые из этих людей шли напролом по единственному и непременно фатальному для себя жизненному пути, выбрав его из множества возможных,  дабы мы, их потомки, осознали для себя, что в этой жизни заведомо предназначено каждому свое!
      
Когда идея этого поста окончательно сформировалась в голове, и я приступил к набору текста, решил в разгар работы заглянуть в книгу Крылова «По приказу Ставки».  Что Алексей Крылов, участник тех далеких событий, поведает в дополнение об интересующих меня фактах?  К сожалению, в этой книге ничего не поведал. К счастью в первой его книге «Дальними маршрутами» описываются интересующие меня факты.

Но вот предисловие к книге «По приказу Ставки» главного маршала авиации А.Е. Голованова меня поразило: «…В июле 1941 года комсомольский экипаж лейтенанта Булыгина повторил подвиг Николая Гастелло. В районе переправы через реку Березина фашисты подожгли бомбардировщик лейтенанта Н. А. Булыгина. Экипаж мог бы воспользоваться парашютами. Но комсомольцы не сделали этого. Герои направили свой объятый пламенем самолет на переправу противника и взорвали ее, уничтожив при этом несколько танков и надолго задержав продвижение фашистских войск.
      
Запоминается и другой эпизод, когда экипаж лейтенанта А. Д. Маркина, действуя под Малоярославцем, таранным ударом преградил фашистским танкам путь к Москве…»
      
Я же о них, о Маркине из 455-го ДБАП и Булыгине из 53-го ДБАП, повторивших подвиг Николая Гастелло, и собирался писать в данном посте, обнаружив эту составляющую «с неким мистическим оттенком фатальности их судеб»!

Интересно то, что Голованов подвиг и Маркина, и Булыгина приобщает к истории полка, о котором и идет речь в книге Алексея Крылова – к  455-у ап ДД.  Но судьба распорядилась иначе. Подвиг Маркина приобщен к славе 42-го ап ДД, а подвиг Булыгина к славе 455-го ап ДД. Но это не главное».
      
Но отложим рассказ о подвиге Маркина на будущее… придет и его черед. И вернемся на берега Березены. Утро 5 июля 41-го продолжалось.

*****
Для полноты «картины» приведу ряд документов и воспоминаний, отражающих те события, но как некий шлейф от знания содержания наградного листа на лейтенанта Булыгина.

В одной из папок из архива Сергиенко обнаружил фотокопию статьи «Дальние бомбардировщики в борьбе с танками», написанную полковником Василием Ефимовичем Батуриным, командиром 40 АД, погибшем 05.02.42 г. при авиакатастрофе самолета Ил-4 в районе Тулы. Вот ее фрагмент:
 
«…возможно и целесообразно использование дальних бомбардировщиков против танков, преимущества этого — налицо.
      
Образцы самоотверженности в борьбе с танками германских оккупантов показывают славные летчики нашей части—Герои Советского Союза майор Щелкунов, капитан Крюков, майор Малыгин. Отлично борются с немецкими мотомехвойоками капитан Юспинн, капитан Голубенков,  старший лейтенант Зуев, лейтенант Кибардин, капитан Шведовский и многие другие.
      
В историю нашей части вписан незабываемый пример бесстрашия и мужества. Экипаж самолета лейтенанта Булыгина имел задание разрушить переправу через реку Березину, чтобы задержать мотомехвойска   фашистов.    Комсомольцы лейтенант Булыгин, штурман Колесник, стрелок Титов и Кусенков смело ваяли курс на вражескую переправу.  У цели бомбардировщик был встречен мощны огнем зенитной артиллерии немце. Прямым попаданием врагам удалось зажечь бомбардировщик Булыгина. Пламя быстро охватило самолет, груженный бомбами. Булыгин вместе со своим экипажем избрал геройский выход. Он направил пылающий самолет на фашистскую переправу, по которой ползли  немецкие танки. Раздался страшный взрыв. Переправа рухнула, похоронив вместе с собой немецкие танки. Продвижение фашистской автоколонны надолго остановилось.
      
Таковы люди нашей части. Они презирают смерть и не щадят жизни во имя спасения Родины, во имя разгрома немецких оккупантов».

А это фрагмент из политдонесения начальника политотдела 36 БАД (она же 40 АД):
«… Комсомольский экипаж лейтенанта Булыгина, выполняя боевое задание по разгрому вражеской переправы, был сбит на высоте 100-150 м вражеской зениткой. Было перебито управление. Комсомолец лейтенант Булыгин, штурман лейтенант Колесник, стрелок-радист мл. сержант Титов, стрелок ст. сержант Кусенков направили горящую машину на переправу, взорвали ее, танки и солдат». [АРХИВ МО СССР, Ф.36 бад, Оп.1, Д.189, Л. 22]

Этому документу вторит и еще один, адресованный на самый верх - Начальнику Главного Политуправления КА армейскому комиссару I ранга тов. МЕХЛИСУ. Именно этот документ явился причиной обнаружения донесения летчика Молочкина.

*****
«Народный Комиссариат Обороны Союза С.С.Р. 
УПРАВЛЕНИЕ 40-й Авиационной дивизии, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
18 декабря 1941г., № 0371               
ПОЛИТДОНЕСЕНИЕ
-------------------------------------------------

О невыполнении требований приказа НКО № 0299 - о порядке награждения личного состава ВВС Красной Армии.

С первого дня вероломного нападения германского фашизма на нашу Родину 40 Дальне - Бомбардировочная авиационная дивизия авиации глазного командования действует против ненавистного коварного врага - германского фашизма. За период с 22 июня по 15 декабря 1941г. наши летчики уничтожали танковые, мотомехколонны и скопления войск противника. Разрушали промышленные и политические центры врага, как Берлин, Кенигсберг, Данциг, действовали по временно захвачен¬ным врагом городам Вильно, Борисов, Рига, Таллин и др., совершали боевые вылеты на всех фронтах, начиная от Ленинградского и кончая Южным фронтом. Многие летчики, штурмана и стрелки-радисты погибли героической смертью в борьбе против фашизма во славу любимой Родины.  Имена таких героев, павших смертью храбрых, как пилот лейтенант Булыгин Николай Андреевич, стрелок бомбардир лейтенант Колесник Николай Кириллович, стрелок-радист младший сержант Титов Петр Васильевич, командир звена лейтенант Третьяков Василий Иванович, штурман звена старший лейтенант Таранкин Иван Васильевич, командир звена лейтенант Князев Владимир Федорович, пилот младший лейтенант Алешин Алексей Васильевич и много других войдут в историю сталинской авиации.  Немало в дивизии прекрасных людей, которые и посей день громят и уничтожают вражеские силы на всех участках фронта…

Начальник политотдела 40 авиадивизии старший батальонный комиссар (КОМИССАРОВ)»
[АРХИВ МО СССР, Ф. 35, Оп. 11290, Д. 153, ЛЛ, 15-18]               

Из частной переписки историка Сергиенко находится письмо не без известного читателю «комсомольского вожака» 53-го ДБАП Гриба Ивана Ивановича, приведу из него фрагмент:
    
«Николай Булыгин коренастый, среднего роста, всегда подтянутый, красивый лицом, спокойный и мягкий по натуре, ровный и требовательный.  Он был смелым, сильным и выносливым. Ему была присуща способность молниеносно реагировать на все окружающее, и тотчас же принимать правильные решения.
    
Любил строгий режим дня. Организаторские способности помогали ему решать сложные боевые задачи. Он обладал необыкновенной силой воздействия на окружающих. К его словам всегда прислушивались комсомольцы на собраниях, активах и в личных беседах. Он умел зажигать молодым задором и искусно разжигать ненависть к врагу.
    
Помню комсомольское собрание, посвященное обмену опытом по обороне самолетов при нападении вражеских истребителей.  Булыгин говорил: «Задача комсомольцев быть всегда в гуще масс, знать настроение личного состава и всегда вести их за собой, завоевывая их абсолютное доверия. Суть в том, чтобы собрать в кулак свою волю  и постоянно помнить, зачем ты здесь и чего от тебя ждет экипаж.
    
Накануне боевого вылета я беседовал с экипажами. Такая беседа была и с Николаем Булыгиным.  Он давал последние указания своему экипажу, там были такие слова: «Будьте всегда там, где трудно, знайте, что настало время, когда самому суровому испытанию подверглись стойкость и верность, храбрость и выдержка». Этот полет был последним».

*****
А теперь пришло время дать слово Алексею Ивановичу Крылову. Фрагмент из его книги «Дальними маршрутами», глава «В жарких боях с врагом»

«Пятого июля, чуть забрезжил рассвет, аэродром сразу ожил. Бомбардировщики выруливали на старт. Первым поднялся в воздух заместитель командира эскадрильи Зуев, с ним шли еще два экипажа. Товарищам предстояло подавить зенитные средства противника на подходах к цели. С интервалом в десять минут взлетели две сборные эскадрильи нашего полка для нанесения ударов по переправам через Березину. Из 200-го и 204-го на выполнение этой же задачи поднялись по одной.

Мы с Григорием Стогниевым летим в группе капитана Голубенкова. Еще издали увидели над районом переправы белые шапки разрывов зенитных снарядов, цепочки трассирующих пулеметных очередей, а между ними — маневрирующие бомбардировщики. Это однополчане во главе с коммунистом Иваном Зуевым глушат фашистских зенитчиков осколочными бомбами.

Как только под нами оказался знакомый населенный пункт, от которого начиналась линия боевого пути, Голубенков подал сигнал:

— Освободить коридор!

И тут же звено Зуева отвалило от цели, освобождая нашей группе путь. Впереди справа была переправа через Березину. По ней двигались танки и автомашины. Прильнув к прицелу, Владимир Шведовский внимательно следил за целью. Довернув самолет вправо, он нажал на боевую кнопку сбрасывателя. Ротативно-рассеивающие бомбы, отделившись от самолета, лопаются моментально, и сотни мелких бомб с кораблей первого и второго звеньев падают вниз. Вот они рвутся рядом с переправой, но не попадают в цель. В некоторых местах с переправы снесло настилы, но ее полотно по-прежнему оставалось целым. По нему торопливо ползут танки...

В эскадрилье Голубенкова замыкающим летит звено старшего лейтенанта Карымова. …

...Перед глазами Булыгина — вражеская переправа, а по ней, словно гадюки, ползут танки. Сейчас они преодолеют водный рубеж и устремятся дальше на восток, сея всюду смерть...

Впереди летит командир звена коммунист Карымов. Зенитки усилили огонь, но старший лейтенант не сворачивает с боевого курса, создавая лучшие условия для работы штурмана. Будыгин старается не отстать от ведущего. И в этот миг его самолет подбросило, словно на ухабе, — в центроплане разорвался зенитный снаряд. Пламя быстро охватило машину. Все это видел командир звена.

— Булыгин! Прыгай! — закричал Карымов. Экипаж находился в критическом положении. У товарищей еще оставалась возможность воспользоваться парашютами. Об этом им напоминал сейчас командир звена... Тут же отозвался лейтенант Колесник:

— Переправа цела, ее надо таранить!

— Только так можно рассчитаться с фашистами! — тут же поддержал штурмана сержант Титов.

Комсомольцы летчик Николай Булыгин, штурман Николай Колесник, воздушные стрелки Петр Титов и Никифор Кусенков, погибая, решили выполнить задачу. Крепко сжимая штурвал, бесстрашный летчик направил пылающий корабль на вражескую переправу.

— Идем на таран! Прощайте, друзья! — послышался взволнованный голос Булыгина. — Да здравствует наша победа! — еще громче звучали последние слова героя.

Раздался страшной силы взрыв. Огненный столб высоко взметнулся над Березиной. Переправа взлетела на воздух вместе с танками. Презрев смерть, экипаж отважных до конца выполнил свой долг — задержал продвижение фашистских войск…».

Я не склонен заниматься «правкой фактуры» знаменитого штурмана. Видимо, что у Алексея Ивановича в памяти отложилось, то он и поведал… Да и бог с этим, главное он передал эмоциональную сторону тех событий, а «фактура» прерогатива любителей капаться в «архивной пыли»…

*****
Так был ли огненный таран, учиненный Булыгиным, или это очередной миф советской пропаганды? 
---------------------------------------------------------

Внимательный читатель должен был обратить внимание на следующий факт:

Боевое донесение штаба 53 ДБАП , Муры, 22:00, 5.7.41 г.
….II/
1. Звено ст. лейтенанта Зуева в 6:47 с Н=100 м произвело бомбометание по скоплению танков в западной части г. Борисов. После бомбометания самолет Булыгина был сбит ЗА противника над г. Борисов. Самолет упал в г. Борисов. После падения по наблюдению экипажей произошел взрыв… [АРХИВ МО СССР, Ф. 40 бад, Оп. 1, Д.36, л. 7]

Мы знаем, что самолет Булыгина был сбит на Н=100 м. Он загорелся. Предположительно он стал не управляем. Самолет рухнул в городе. Под самолетом были танки. Произошел сильный взрыв, который слышали, отлетавшие от цели наши экипажи.

Что могло произойти с летчиком?  Летчик мог оказаться не в состоянии управлять машиной. Он, объятый пламенем, что не исключено, инстинктивно отжал от себя штурвал, и тем самым направил машину к земле по боевому курсу, а высоты не хватило, чтобы поднять машину.  Штурман, видимо, не успел сбросить бомбы, иначе не раздался взрыв, который услышали другие наши экипажи.  Это одна из версий. 

Могло быть и так. Внезапно объятый пламенем самолет на низкой высоте стал причиной осознания летчиком бесперспективности какого-либо спасения и не располагая достаточным временем для исправления ситуации, он направил машину на танки…

Одно можно сказать, что экипаж Булыгина переправу не разрушал, это было сделано другими нашими экипажами, а вероятность наземного огненного тарана весьма высока. Случайно это произошло, или намеренно, кто теперь расскажет…

Это еще один пример того, что были люди, которые отступить от линии поведения, раз и навсегда определившие ее для себя, уже были не в состоянии. И помочь им изменить свою судьбу никто не мог или не хотел.
      
Представьте себя на месте человека, добровольно загнавшего себя в условия иметь только единственный и заведомо жестко обусловленный выбор из всего арсенала доступных возможностей.  Именно иметь. А не право использовать этот выбор.  Именно добровольно и непременно на уровне подсознания. А не навязанное через сознание, иначе все равно скатишься до выбора.  Подсознание проявит нутро «напоказ» непременно, и оно, нутро, уж сделает выбор, если конечно есть из чего выбирать, под стать подсознанию.  Тем более, когда речь идет о жизни и смерти.
      
А теперь представьте, когда у человека без претензий на исключительность своего нутра, что в большинстве из нас, было, есть и будет, в мгновения начинает иссякать арсенал доступных для спасения возможностей. Наверное, в таком состоянии прибывало большинство из тех, кто падал в подбитых бомбардировщиках, не в силах использовать последний свой шанс, что на лямках под задницей… и остается лишь одно, довериться судьбе… и это тоже выбор… но в большинстве случаях не в пользу хотевших жить. От этого мне становится не по себе…


Рецензии