Отец один на всех и каждого

    Знание о том, что Господь Бог является Его Отцом, Иисус Христос, по свидетельству апостола Луки, имел уже в двенадцать лет. Тогда, при возвращении с праздника Пасхи из Иерусалима, по прошествию дневного пути, Иосиф и Мария, думая, что Иисус возвращается домой среди их родственников и знакомых, нигде не обнаружили Его. Им пришлось вернуться в Иерусалим, где и нашли Его в храме, сидящего посреди учителей. Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И увидевши Его, удивились; и матерь Его сказала Ему: Чадо!, что Ты делаешь с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов.

    Казалось бы, что тут непонятного: если храмы строятся Богу, то они и должны принадлежать Богу, ибо написано: «дом Мой домом молитвы наречётся» и «клянущийся храмом клянётся им и Живущим в нём». Однако и мы не принимаем Его слов, называя храмы «нашими», имея в виду принадлежность вероучениям или конфессиям, в то время, когда все они должны быть открытыми для всех верующих, приходящих к Богу.

    Или, что могло быть непонятным для верующих Иосифа и Марии в том, что отрок Иисус называет Господа Бога «Отцом Моим» по праву истины, то есть признаёт отцовство Бога преимущественным перед земными родственными связями; тем более что этому в один голос учили пророки: «Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмышлёный? Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?» или «Не один ли у всех нас Отец?», или «Но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей», или «Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш».

     А может быть, всё-таки не понимали, воспринимая слова Христа, как непочтительный вызов, оправдывающий Его безучастность к их чувствам родителей, а также общепринятому для евреев в те времена  вознесению Авраама, которого называли «нашим отцом», о чём Иоанн Креститель сказал: «И не думайте говорить в сердце себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму»? Впрочем, как и мы, не слыша Христа, не признаём отцовства Господа Бога для себя и каждого из нас, хотя каждый и является воплощёнием Его Слова.

      А между тем,  уже в нагорной проповеди Христос учит: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего…ибо знает  Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе…Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Или вот: «И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» и «скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».   

     Как же так? С одной стороны, Иисус Христос заповедует нам никого на земле не называть «отцом»; с другой – учит: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать твоих, ибо злословящий отца и мать смертью да умрёт; и люби ближнего твоего, как самого себя». Значит называние «отцом» родителя, папы, возможно?

     Возможно, но всё дело в том, какое значение мы придаём слову «отец». Иисус Христос, вынося запрет на называние кого-либо на земле «отцом», конечно же в первую очередь имел в виду ставшее традиционным, против пророков, убеждение евреев, что их отцом является прародитель Авраам Еврей, тот человек, с которого и начался род, и что де праведность Авраама, будто бы является гарантом праведности всех последующих поколений евреев. Такая убеждённость была ошибочной, что и доказал Христос и в веках могла стать причиной возникновения родового бога и сползания евреев к язычеству.

     Кроме того,  в понимании Христа, Авраам не был «Отцом народа», не был «Отцом потомков», а лишь родителем своих сынов, по праву зачатия  и воспитания их – только и всего. Слову «Отец», Христом и пророками, и Моисеем, и Соломоном придавалось особое значение – Создатель, а Им является только Господь Бог, Его они называли Отцом. Именно потому, что на земле нет, и не может быть ни одного Создателя, на земле нет, и не может быть ни одного отца. У каждого человека на земле есть только один Отец, Который на небе — Господь Бог. Или пусть «отцы» расскажут, как они создавали свои чада.

     Скорее папу Карло по отношению к Буратино, вырезавшего его из полена, можно назвать отцом, чем кого-нибудь из лиц мужского пола по отношению к своим детям. Посредством родителей происходит лишь зачатие плоти человека, которая, как и прежде, каждый раз, для каждого создаётся воплощением Слова, реализацией Закона деторождения из «праха земного» и потому тленна, ибо тварна. От плоти – плоть. Человек же, душа живая сеется в живую плоть. Душа не зачинается родителями, к ней они не имеют никакого отношения. Душа Человека создаёт Господом Богом. Сеется душа – рождается дух. От Духа – дух.

     Нет, процесс создания человека, Человека совершенного, Человека достойного Царствия Небесного и на земле, как на небе ещё не завершён. Нам ещё предстоит в массе своей родиться для Царства Его, ибо не тело наше есть предмет заботы Его, но Душа: её создаёт Себе в Сыновья Подобием. И потому взаимоотношения детей и родителей не есть взаимоотношения тел, но душ, кои есть детище Отца Небесного, у Которого все Его дети – есть братья и все ближние всем.


Рецензии