Кто нищие духом?

  «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», — сказал Иисус Христос в начале нагорной проповеди, и все призадумались на две тысячи лет: кто такие? Можно ли развить в себе качество нищего духом, чтобы стать блаженным, то есть праведным, хранимым для Царства Небесного?

  Так повелось, что нищими духом стали считать юродивых, чудаковатых безумцев, умственно неполноценных, слабых умом людей. К ним, с такой же непродуманной лёгкостью, применялось и слово «блаженный». Если вы вдруг слышали в отношении кого-либо слово «блаженный» значит, речь шла о глупом, юродивом человеке. Предполагалось, что этот человек постоянно пребывает в состоянии высшей степени счастья, подобном состоянию человека, находящегося в Царстве Небесном. Но уподобиться таким нищим духом желания ни у кого не возникало: идиотом никто выглядеть не хотел. Намеренно развивать в себе качества такого человека было бы нелепо, кроме как в театральных, шутовских целях. То есть, учение Христа вошло в противоречие с его толкованием: с одной стороны, необходимо быть нищим духом, чтобы обрести Царство Небесное, чтобы быть блаженным; с другой – никто сам не мог, да и не хотел становиться таким нищим духом, быть бестолковым.

  Необъяснимым остаётся и то, что понятие «нищие духом» вдруг стало аналогично понятию «нищие умом», будто бы душа, дух есть одно с умом человека или величина души, духа человека находится в прямой зависимости от его умственных способностей. Христос со всей очевидностью говорил о духе, о душе, о нищих духом. Если мы вспомним другие слова Христа, когда Он говорил о детях: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие», и то, что отличительной чертой детей является простодушие, то всё встанет на свои места: нищие духом – это простодушные, наивные, чистые сердцем, искренние, бескорыстные, доверчивые люди.

Именно потому, что юродивые непосредственны, бессознательны, иррациональны и всё время находятся в состоянии детства их и отнесли под определение Христа. Но одно дело подходить под определение и совсем другое быть таковыми по сути, тем более что качество «нищего духом» не единственное в достоинстве праведных людей.

  Теперь давайте ответим себе на вопрос: можно ли развить в себе простодушие, опять стать доверчивым и наивным, «уподобиться малым сим», как говорил Христос? Видимо можно, раз рекомендация «уподобиться» прозвучала из уст Христа. Думаю, что нужно изо всех сил пытаться сохранять эти качества детства в себе или если уже потеряны, то попытаться вернуть их. На самом деле не сложно быть бескорыстным с бескорыстными. Будем помнить, что нищенство души это дар Отца, и что рождаемые нищими духом блаженны, ибо для Царства Небесного рождаются.


Рецензии